Афиша – выбор редакции
В Мариинском театре оперу Моцарта «Свадьба Фигаро» исполняют в двух сценических версиях. Если на старой сцене действие спектакля разворачивается в XVIII веке (постановка Юрия Александрова), то в Концертном зале с 2009 года идёт постановка Александра Петрова, который перенёс действие оперы в начало ХХ века, в эпоху модерна.
Сюжет оперы взят из пьесы известного французского драматурга Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Это вторая часть драматической трилогии, первая – «Севильский цирюльник», по которой в 1816-м написал оперу Джоаккино Россини. В принципе сегодня мы можем воспринимать произведение Моцарта как продолжение творения Россини, несмотря на то что Моцарт написал «Женитьбу Фигаро» за 30 лет до того, как появилось самое известное детище Россини.
Моцарт работал со взрывоопасным материалом. Бомарше писал «Женитьбу Фигаро» во Франции, беременной революцией. Феодальные порядки и нравы аристократии всё больше раздражали мыслящих людей того времени. Порой аристократия прикрывала разврат… традицией, овеянной веками. Мысль о несправедливости сословных границ, которой пронизана пьеса Бомарше, о том, что, по словам Николая Михайловича Карамзина, «и крестьянки любить умеют», в XVIII веке казалась дерзкой и вольнодумной. Лоренцо да Понте превратил язвительную французскую комедию в буффонное итальянское либретто, а тридцатилетний Вольфганг Амадей Моцарт оперу, которая почти уже 250 лет ставится на оперных сценах всего мира.
Оказавшись хронологически ближе к нам, действие «Свадьбы Фигаро» приобретает новые смысловые оттенки. Когда проштрафившийся отрок Керубино вместе с направлением в полк получает противогаз, это выглядит не только смешно, но и тревожно, а когда грозный ревнивец Альмавива тянет за собой деревянную собачку на колёсиках, возникает резонный вопрос, кто в этом замке капризный ребёнок. Манерами сословия уже мало отличаются друг от друга, сословный мир вот-вот уйдёт в прошлое, но расслоение общества на людей «особых» и «простых», на людей с привилегиями и без никуда не денется, равно как и стремление людей любить, быть любимыми и бороться за своё счастье.
Круговое пространство Концертного зала ставит перед постановщиками особые задачи. В «Свадьбе Фигаро» они решены с изящным остроумием: зритель как будто рассматривает трёхмерную модель дома, заглядывая в него с разных сторон. Спектакль идёт на русском языке, что делает его доступным и ещё более увлекательным.
Получить заряд музыкальной энергии «Свадьбы Фигаро», перенесённой в эпоху модерна, можно придя в Концертный зал Мариинского театра (ул. Писарева, д. 20 – вход с ул. Декабристов, д. 37) 6 октября. Начало спектакля в 19 часов.