Страсти по Шпалычу

semin_2

Спортивный журналист Борис Ходоровский – о кадровых решениях руководства ФК «Локомотив» и их последствиях

В период вынужденной паузы в чемпионате РПЛ самой обсуждаемой новостью стало решение совета директоров ФК «Локомотив» не продлевать истекающий 31 мая контракт с 73-летним Юрием Павловичем Сёминым. Новым «машинистом» клуба, который исторически относится к железнодорожному ведомству, станет практически никому не известный в России 40-летний сербский специалист Марко Николич.

Для отставки Юрия Сёмина не было никаких формальных поводов

Председатель совета директоров «Локомотива» Анатолий Мещеряков и генеральный директор клуба Василий Кикнадзе объяснили подобную рокировку стремлением строить новую команду и по максимуму использовать собственные резервы клуба.

Для отставки Сёмина не было никаких формальных поводов. При Шпалыче, как называют его болельщики «Локо», после длительного перерыва был завоеван чемпионский титул в сезоне-2017/2018, московский клуб вот уже второй сезон подряд играет в Лиге чемпионов, солидно пополняя за счет этого свой бюджет. Да и сейчас находится на второй строчке в таблице, гарантирующей попадание в групповую стадию самого престижного еврокубкового турнира. Упрек в недостаточном внимании к воспитанникам клубной академии Сёмин парировал простым перечислением футболистов, заигравших при нем в основе: братья Миранчуки, Дмитрий Баринов, Станислав Магкеев.

Велики и репутационные потери, вызванные решением руководства «Локомотива». Болельщики проклинают Кикнадзе и Мещерякова в социальных сетях и даже вывешивают баннеры у офиса РЖД. Дружно встали на защиту Юрия Павловича журналисты, с которыми он всегда был доброжелателен и в меру откровенен. Удивительно, но даже прежние руководители «Локо» Николай Наумов, Ольга Смородская и Илья Геркус дружно встали на защиту дуайена отечественного тренерского корпуса, не проявляя корпоративной солидарности по отношению к нынешним боссам.

Свыше 60 процентов расходной части бюджета «Локомотива» уходит на зарплаты футболистов, тренерского состава и менеджмента. Ни у одного ведущего клуба Европы эта статья не превышает показатели железнодорожников.

Между тем, еще в декабре 2017 года, отвечая на вопрос автора этих заметок о противоречиях с Геркусом по поводу формирования состава на пресс-конференции после матча «Зенит» — «Локомотив», Сёмин достаточно откровенно ответил: «Думал, что общая цель объединит, но приходится работать так, как приходится. Будем стремиться стать чемпионами и в таких условиях». И стали!

На первый взгляд, в нынешнем решении руководителей «Локомотива» нет ничего кроме самодурства и некомпетентности. На самом деле, всё гораздо проще. «Локомотив», по меркам РПЛ, входит в тройку самых богатых клубов. Вот только его богатство не является следствием футбольных побед. Бюджет клуба (который никогда официально не раскрывался) оценивают в 100 миллионов евро.

На 20 процентов доходная часть пополняется за счет участия в Лиге чемпионов. В нынешнем сезоне «Локомотив» заработал 15,25 миллиона евро за попадание в групповой турнир (туда он попал автоматически, завоевав «серебро» в чемпионате России), 2,7 миллиона за единственную победу над «Байером», 5,54 миллиона за исторические достижения (так в УЕФА трактуют постоянное участие в еврокубковых турнирах) и 0,7 миллиона отчислений от телевизионного пула. Могло быть и больше, если бы команда Сёмина вышла в плей-офф, пусть даже и Лиги Европы.

Еще несколько месяцев назад прибыль от железнодорожных перевозок оценивалась в 51 миллиард рублей, но коронавирус внес коррективы. Прогнозируются уже убытки в 17,5 миллиарда.

Доходы от Лиги чемпионов предельно прозрачны. Как и телевизионный контракт с «Матч ТВ», который составляет 3 процента в доходной части бюджета «Локо». Еще 3,5 процента клуб, по оценкам специалистов, зарабатывает продажей билетов, атрибутики и точек питания в дни проведения матчей (это называется точным английским термином match day) и 5,5 процента составляют доходы от коммерческой деятельности. Остальные 60 процентов поступают от РЖД. Успехи «Локомотива» оплачены пассажирами поездов дальнего следования и электричек. Хотя с учетом убыточности этих перевозок можно говорить о том, что оплатили контракты Сёмина, Миранчуков и многочисленных легионеров «Локо» российские грузоперевозчики, включая тех, кто спонсирует «Зенит» и «Спартак».

В плане зависимости от титульного спонсора с «Локомотивом» в РПЛ может конкурировать только «Ахмат», бюджет которого, если верить Рамзану Кадырову, формирует Аллах. Только бюджет чеченской команды, как и ее амбиции, намного скромнее, чем у «Локомотива». Если же говорить од элите отечественного футбола, то и «Зенит», и «Спартак» намного больше выручают и от match day, и от коммерческих контрактов с компаниями, не имеющими отношения к «Газпрому» или «Лукойлу». Питерский клуб вообще уже больше половины средств на свое содержание зарабатывает сам.

«Локомотив» же выделяется и еще одной яркой особенностью. Свыше 60 процентов расходной части бюджета уходит на зарплаты футболистов, тренерского состава и менеджмента. Ни у одного ведущего клуба Европы эта статья не превышает показатели железнодорожников. Да и сальдо работы на трансферном рынке в последние сезоны у «железнодорожников» было отрицательным. Это «Зенит» мог купить трех игроков, продав одного Леандро Паредеса в ПСЖ, «Локо» укреплялся под Лигу чемпионов, зная, что РЖД всё оплатит.

Успехи «Локомотива» оплачены пассажирами поездов дальнего следования и электричек. Хотя с учетом убыточности этих перевозок можно говорить о том, что оплатили контракты Сёмина, Миранчуков и многочисленных легионеров «Локо» российские грузоперевозчики.

Сейчас наступают иные времена. Еще несколько месяцев назад прибыль от железнодорожных перевозок оценивалась в 51 миллиард рублей, но коронавирус внес коррективы. Прогнозируются уже убытки в 17,5 миллиарда. Соответственно в РЖД принято решение о сокращении финансирования непрофильных активов. Если уж от медицинских учреждений и баз отдыха железнодорожники собираются избавляться, то что уж говорить о футбольном клубе! Тем более что глава РЖД Олег Белозеров не является таким же фанатичным болельщиком, как Алексей Миллер или Леонид Федун.

Действия нынешних руководителей ФК «Локомотив» направлены на то, чтобы вписаться в новый бюджет, который будет сокращен процентов на 40, как минимум. Отсюда и стремление сократить платежную ведомость, избавившись даже от ведущих игроков. Неслучайно в СМИ вброшена «конфиденциальная» информация об их гонорарах: Жоау Мариу – 3,5 миллиона евро за сезон, Фёдор Смолов – 3 миллиона, Джефферсон Фарфан – 2,2 миллиона, Эдер – 2 миллиона… При этом Фарфан больше лечится, чем играет, Смолов, по решению главного тренера, не попадает в состав и отдается в аренду в испанскую «Сельту», а Эдер в одиночку не может решить проблем в нападении.

Зарплата Сёмина тоже является самой высокой в РПЛ. Приглашенный на замену Николич легко согласился на меньшую в четыре раза. Впрочем, в других местах ему больше миллиона евро за сезон не предложат. За счет сокращения платежной ведомости «Локомотив» хочет сэкономить около 14 миллионов евро. При сокращении бюджета со 100 до 60 миллионов евро этого все равно недостаточно.

Именно поэтому вспомнили о такой редкой для российских клубов возможности пополнить бюджет, как продажа игроков. Совершенно необязательно при этом жертвовать спортивными достижениями. Ведущие португальские клубы «Бенфика», «Спортинг» и «Порту» на протяжении долгих лет намного успешнее, чем «Локо» и даже «Зенит» играют в еврокубках, но при этом постоянно продают своих звезд – и тут же находят им замену. По такому же принципу живут и итальянская «Аталанта», добравшаяся сейчас до четвертьфинала Лиги чемпионов, и дортмундская «Боруссия», и французский «Лион». Список можно продолжить.

Российские фанаты привыкли только требовать, забывая аксиому: кто платит, тот и музыку заказывает.

У «Локомотива» сейчас есть несколько, выражаясь рыночными терминами, ликвидных активов. Даже европейские клубы проявляют интерес к Миранчукам и поляку Гжегожу Крыховяку, которого москвичи выкупили у ПСЖ. А уж российским конкурентам их совершенно точно можно продать, как и еще нескольких футболистов. Правда, при этом нужно найти замену из числа воспитанников собственной академии. Такой сценарий, как уверяют Мещеряков и Кикнадзе, вполне реален, но не при Сёмине. Главный тренер, помнящий еще советские времена, сам хочет влиять на трансферную политику и иметь в своем распоряжении нужных ему игроков, не считаясь с затратами на их приобретение.

Не факт, что у Николича получится реализовать задумку руководства. Хотя у Властимила Петржелы в «Зените» нечто подобное получилось. При нем в основе вместе с недорогими легионерами из бывшей Чехословакии и бывшей Югославии заиграли «питерские мальчички», выпестованные еще Юрием Морозовым и Вячеславом Мельниковым. Да и не рискует, в принципе, ничем сербский специалист, которого пригласили в Москву именно как мастера по выращиванию молодых игроков с целью последующей перепродажи.

Если бы руководители «Локо» толково объяснили свою идею, столь негативной реакции на уход Сёмина, возможно, и не последовало бы. Только футбольные (да и не только) руководители редко объясняют свои решения. Вспомните, какой была реакция фанатов «Зенита» осенью 1996-го, когда при президенте клуба Виталии Мутко не был продлен контракт с легендарным Павлом Садыриным! Как показали дальнейшие события, именно с этого решения началось формирование клуба европейского уровня.

Удивительно, но возглавлявший спортивную редакцию федеральной телекомпании Кикнадзе не нашел нужных слов, чтобы через средства массовой информации донести свою, в общем-то, понятную в нынешней ситуации позицию. Вместо этого используются даже прямые оскорбления Сёмина, которого сравнили с мумией Лобановского. Не заслужил тренер, с которым связаны все победы «Локомотива» в чемпионате страны, такого отношения. Хотя, как отметил в беседе с автором этих заметок тренировавший «Локо» Рашид Рахимов, ни один тренер не может всю карьеру проработать в одном клубе.

Интересно, что и болельщики, готовые рвать на груди футболки «Локомотива» с портретом Семина, не горят желанием поддержать любимую команду финансово. Российские фанаты привыкли только требовать, забывая аксиому: кто платит, тот и музыку заказывает. Это в Англии, за счет продаж пакетов на трансляцию футбольных матчей обеспечиваются сумасшедшие контракты с телекомпаниями, с болельщиками считаются. Как и в Германии или Испании, где доходы от match day, вносят весомую лепту в бюджет. В РПЛ, увы, весь футбольный бизнес построен на освоении средств из бюджета регионов или государственных монополий.

Вам будет интересно