
Бывают фильмы, которые заставляют поверить в магию кино. А бывают такие, где самое запоминающееся событие происходит не на экране, а в зрительном зале. Новая «Алиса в Стране Чудес» с Анной Пересильд — стопроцентный триумф второго варианта. И дело тут не в режиссёрском замысле, а в том, что ближе к середине сеанса в нашем кинотеатре внезапно погас экран. Этот случайный перформанс оказался куда сюрреалистичнее и увлекательнее всего, что предложили создатели фильма.
Сразу стоит отметить, что визуальная сторона картины проработана тщательно: костюмы яркие, декорации выпуклые и выразительные, а подбор известных актёров (Милош Бикович, Паулина Андреева, Ирина Горбачёва) выглядит убедительно. Однако за этим крикливым гротеском и красочной буффонадой начисто теряется душа оригинальной сказки.
Главная проблема — отсутствие смысла в приключении Алисы в исполнении Анны Пересильд. Её героиня лишена знаменитого любопытства и азарта первоисточника. Создаётся впечатление, что она не путешествует по волшебной стране, а бродит по незнакомому торговому центру. Алиса не решает загадки и не ищет выход — она просто пассивно перемещается от одной яркой декорации к другой. Поразительная статичность и безэмоциональность актрисы не позволяют зрителю проникнуться происходящим — удивление, страх и радость передаются одним и тем же выражением лица.
Сценарий Карины Чувиковой лишь усугубляет ситуацию. Сюжет представляет собой череду нарочито странных сцен, лишённых даже намёка на связность. Фильм перегружён персонажами и побочными линиями, а ключевые для повествования образы, как, например, таинственный Чеширский Кот, и вовсе были ликвидированы. В итоге Страна Чудес предстаёт не безумным лабиринтом, а унылым квест-румом, где все декорации яркие, но наглухо прикручены к полу.
Отдельно стоит сказать о музыкальных вставках. Хотя сами по себе песни довольно неплохи, они часто возникают не к месту, выбивая из и без того хрупкого ритма картины. Кажется, будто элементы мюзикла вставили просто потому, что это модно, и для увеличения хронометража.
Среди всего этого хаоса выгодно выделяются немногие: интересен образ Гусеницы в исполнении Сергея Бурунова — единственного персонажа, которому удалось донести хоть какую-то философскую мысль. Но сценарий ей не даёт развернуться в полную силу.
Фильм напоминает попытку скрестить стилистику экранизации 2010 года с Джонни Деппом и советского спектакля со стихами Владимира Высоцкого. Получилось скверно: ни захватывающего сюжета, ни глубины, ни волшебства. Яркая, но бездушная картинка не спасает положение. Смотреть можно разве что из любопытства. После просмотра так и тянет пересмотреть «Алису» Тима Бёртона — там волшебство было настоящим.
Яна Рудаева, Елизавета Кожина