Дом Бернгарда Глазова на 16-й линии Васильевского острова пополнил реестр объектов культурного наследия регионального значения. Хороший модерн с печальной семейной историей.
Соответствующее распоряжение главы комитета петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры опубликовано на днях. Отметим, что «Дом Б.Б. Глазова» (16-я линия В.О., д. 13/46) ещё в 2001 году включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Участок на углу 16-й линии и Большого проспекта Васильевского острова был застроен ещё в начале XIX века (возможно, что первые сараи и огороды тут появились раньше). Местность не примыкала к центральной части тогдашнего Петербурга, поэтому тут обитали мелкие купцы и чиновники, отставные военные малого звания и тому подобная публика.
Писатель и публицист Иван Панаев так описывал эту местность в первой половине XIX века:
«Вы идёте как будто по большой аллее сада, потому что домов не видать за кустами и деревьями. За 7-й линией появляются уже деревянные мостки вместо плитных тротуаров; экипажи всё реже и реже; за 12-й линией вам попадаются только извозчичьи дрожки, и то изредка. Здесь и пешеходов-то немного…»
По некоторым данным, в располагавшемся на углу 16-й линии деревянном доме чиновницы Мазуркевич в начале 1820-х снимал квартиру поэт Кондратий Фёдорович Рылеев (1795-1826). Видимо, это было его первое семейное жильё в Санкт-Петербурге (женился в начале 1820 года на Наталье Михайловне Тевяшёвой). Впоследствии служил «эффективным менеджером» Россйско-Американской компании, был её акционером и жил в принадлежавшем этой транснациональной корпорации доме на набережной Мойки, 72.
Он стал одним из пяти декабристов, казнённых через повешение. В доме на 16-й линии Рылеев якобы начал работать над поэмой «Войнаровский», посвящённой племяннику украинского гетмана Ивана Мазепы, поддержавшему переход дяди на сторону шведов во время Северной войны. «Рылеев изображает своего героя не как изменника, а как борца с самодержавием, причём явно поэтизирует его образ», — утверждают литературоведы.
Интересно, что деревянная застройка участка продержалась до начала XX века, когда эта недвижимость перешла каким-то образом в собственность Российского общества застрахования капиталов и доходов «Жизнь». Эта компания была учреждена в 1835 году, председателем её правления стал всем известный со школьных лет «душитель свободы» Александр Христофорович Бенкендорф (1782-1844) — шеф жандармов и Главный начальник III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии (среди учредителей общества — граф Владимир Адлерберг, граф Александр Строганов, граф Лев Перовский и ряд других ближайших сподвижников императора Николая I).
«Страхование жизни в России, начавшееся развиваться в тридцатых годах XIX века, было обласкано властями и сопровождалось льготным налогообложением для первопроходцев этого бизнеса. Так, Российское общество страхования капиталов и доходов, которое получило исключительное право на проведение этого вида страхования, два десятилетия кряду освобождалось от уплаты основных налогов. В казну отчислялась ежегодная пошлина, зависевшая от величины собранных премий», — говорится в справочной статье.
На момент строительства на участке №13/46 на углу Большого проспекта и 16-й линии нового каменного четырёхэтажного доходного дома (1904-1906) надел уже принадлежал частному лицу — Бернгарду Глазову-младшему (1876-1944). Как конкретно собственность страхового общества перешла к этому человеку, не слишком важно. Тем более, очевидно «откуда ноги растут». Это явно дело рук Глазова-старшего — многолетнего директора-распорядителя Российского общества застрахования капиталов и доходов «Жизнь».
Франц Герман Бернгард (Бернгард Фёдорович) Глазов (Glasow) родился 1846 году в прусском городе Штеттине (ныне польский Щецин). Молодым человеком прибыл в Санкт-Петербург, где поступил на службу в торговый дом «Витт и Ко» мелким служащим. Компания занималась экспортом леса, льна, масла и других товаров. В 1872-м Бернгард женился на дочери купца Софии Элизабет Адель Йергенс (1851-1928). В 1882-м Глазов поступил на службу в Российское общество застрахования капиталов и доходов «Жизнь» главным агентом.
Его карьера в компании складывалась удачно: через четыре года он был назначен товарищем (заместителем) управляющего, а в 1899-м стал директором-распорядителем. За время его деятельности количество страхований общества увеличилось на 100 тысяч полисов. Кроме того, он возглавлял правление страхового общества «Помощь» (офис на Малой Морской, 16). Активно занимался и благотворительной деятельностью. Заработанный капитал позволил иметь несколько доходный домов в Петербурге (помимо расположенного на 16-й линии Васильевского острова, на Пушкинской улице 9 и 13, на Лесной улице, 3), плюс семейная дача на Карельском перешейке.
На момент начала Первой мировой войны члены семьи Глазовых оставались подданными Германской империи, поэтому на них «по полной программе» обрушились репрессии, коснувшиеся тогда немцев, живущих в России. В результате последовало отторжение собственности и лишение должностей в компаниях. Бернгард Фёдорович Глазов был выслан из Петрограда в Рыбинск, где осенью 1915 года скончался в возрасте 69 лет.
Спроектировал Глазову дом на углу Большого проспекта и 16-й линии Васильевского острова архитектор, тоже имевший непосредственное отношение к Российскому обществу застрахования капиталов и доходов «Жизнь» и к сообществу петербургских немцев.
Вильгельм Иоганн Христиан (Василий Васильевич) Шауб (1861-1934), сын академика архитектуры Карла Альберта Эмиля Вильгельма (Василия Ивановича) Шауба (1834-1905), выпускник Императорской Академии художеств, в 1885-м получил звание классного художника архитектора первой степени, в 1892-м сам стал академиком архитектуры. Известен своими работами в стиле эклектики (историзма), модерна и неоклассицизма в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове, Екатеринбурге.
Работал архитектором страхового общества «Саламандра», Российского общества застрахования капиталов и доходов «Жизнь», благотворительных учреждений принца Ольденбургского. Создал собственную проектно-строительную компанию. Строил дачи, особняки, производственные здания и доходные дома (около 80 сооружений).
После 1917 года был вынужден вернуться исключительно к промышленной архитектуре и приспособлению старых зданий и производственных корпусов к новому использованию. Работал на энергетических предприятиях (1919-1930), фабрике «Красный Октябрь», северо-западном отделении Всесоюзного госпромтреста, Леноблпромсоюзе, Леноблтранссоюзе, Лендревпромсоюзе (1930-е).
Василий Васильевич Шауб умер 25 сентября 1934 года, похоронен на семейном участке Смоленского лютеранского кладбища, отмеченном спроектированным им же монументом.
По проектам Шауба на нынешней Австрийской площади построено три здания из пяти. Предполагалось соорудить здесь ещё один дом по его проекту, но этому помешала Первая мировая война, а затем события 1917 года и их последствия. Тем не менее, восьмиугольное пространство более-менее сложилось в единый ансамбль. О расположенном здесь доме Липгарта и о здании кинотеатра «Аврора» («Пикадилли»), которое тоже связывают с именем Шауба, «Родина на Неве» уже рассказывала ранее.
Дом построен в типичных для творчества Шауба того периода приёмах стиля модерн «с элементами национального романтизма» (немецкого). Отделка цоколя здания выполнена из известняка. Фасад по 16-й линии акцентирован прямоугольным эркером на кронштейнах, фасад по Большому проспекту — ризалитом. Угол дома оформлен гранёным эркером, завершённым башенкой с куполом и шпилем. В верхней части фасада расположены криволинейные фигурные щипцы (островерхие фронтоны, типичные для средневековых зданий Северной Европы) с окнами-люкарнами. Аттиковая стенка, примыкающая к угловому эркеру, декорирована лепными картушами. Дом поныне остаётся жилым и многоквартирным. Помимо оформления фасадов, сохранилась отделка вестибюлей, лестниц, элементы отделки квартир.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета