Старые «Кресты» готовят к продаже «под марксизм»

Kresty2

Исторический тюремный комплекс «Кресты» на Арсенальной набережной всё никак не соберутся с духом выставить на продажу. Готовятся. Правда, в этом процессе эксперты уже отмечают ряд странностей.

Примерно так выглядела одиночная камера в “Крестах” по проекту

Несколько дней назад ТАСС вдруг вспомнил о предстоящей продаже старых «Крестов» и распространил комментарий по этому поводу представителей акционерного общество «Дом.рф», которое и выступает в этом деле государственным оператором.

«В настоящее время ведётся работа по подготовке объекта к реализации на торгах, направленная на всестороннее изучение, обследование и документирование недвижимости. Сроки, состав лота, формат и условия проведения торговой процедуры будут определены позднее», — сообщила госкорпорация.

Кроме того, заявлено, что в ходе подготовки к аукциону «планируется проводить консультации с администрацией Санкт-Петербурга, экспертами, жителями города и потенциальными инвесторами, имеющими опыт и навыки работы с уникальными архитектурными и историческими объектами». Ничего конкретного о таких консультациях не слышно.

«В конечном итоге данное взаимодействие должно привести к получению территорией новых востребованных функций, её возвращению в городскую жизнь в составе туристической инфраструктуры», — торжественно клянётся «Дом.рф».

При этом в июне нынешнего года на полях Петербургского международного экономического форума Смольный и «Дом.рф» подписали соглашение о намерениях по преобразованию старого тюремного комплекса «Кресты».

Вид на “Кресты” со стороны Невы в 1906 году (фото Карла Буллы)

«В результате преобразования объектов, входящих в периметр проекта, в Санкт-Петербурге появится территория новых современных функций с сохранением историко-культурного значения. Тем самым новый арт-кластер станет стимулом развития территории как современного городского пространства и точкой притяжения для гостей Петербурга», — говорится в опубликованном тогда сообщении комитета городской администрации по инвестициям.

В общем, предполагается арт-кластер. В конце июня 2023-го в одном из телеинтервью губернатор Петербурга Александр Беглов даже заявил, что в бывшей тюрьме уже открыты выставки современного искусства и работают досуговые центры. Никакой другой информации об этих вернисажах найти не удалось, и очень странно, если они действительно проводились на территории объекта, который законсервирован и готовится к продаже.

«Кроме музейной составляющей, там появится и другая. Вокруг комплекса в бывших промышленных зданиях начал формироваться новый квартал креативных индустрий», — отметил градоначальник. То есть речь он вёл, видимо, не столько о «Крестах», сколько о прилегающих к ним бывших корпусах завода «Арсенал».

В начале 2000-х одиночная камера “Крестов” вмещала восемь и даже более узников

Немножко поговорим о понятиях. Последние годы чиновники всех мастей охотно используют словосочетания «общественное пространство», «арт-кластер» и т.п. применительно к различным проектам благоустройства территорий и нового использования старинных зданий. Это из серии «мне нравится слово» — реального смысла в этих выражениях ноль, но звучат они красиво и, главное, в эту зияющую пустоту можно в итоге впихнуть всё, что угодно, и успешно «отчитаться о проделанной работе». Так и с «Крестами», по поводу использования которых реальных идей как не было, так и нет.

Кстати

Арт-кластер — это культурное и бизнес-объединение, расположенное на территории бывшей промышленной зоны, которое объединяет выставочное пространство, художественные мастерские, шоурумы, театральные и киноплощадки, аудитории для семинаров и тому подобные элементы. Кластер представляет собой единое целое: каждая его часть должна работать на общую идею, а организации и структуры функционировать в рамках единой стратегии и стилистики. Стержнем кластера часто становятся культурно-исторические памятники, вокруг которых формируется инфраструктура и сервисное коммуникативное пространство (рестораны, кафе, гостиницы).

Понятие креативной индустрии возникло в конце 1940-х в среде философов и социологов, которых относят к так называемой Франкфуртской школе. Представители этого направления неомарксизма резко критиковали массовую культуру и индустриализацию искусства, считая, что это нивелирует ценность и уникальность художественных произведений.

Концепт кластера в своей работе «Конкуренция» сформулировал американский экономист Майкл Юджин Портер («группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определённой сфере и дополняющих друг друга»).

Первые арт-кластеры (лофт-пространства) появились на бывших промышленных площадках в 1950-е в Нью-Йорке, а настоящий бум на такие объекты в Европе и США пришёлся в 1970-1980-е, когда производство стало перемещаться в страны с дешёвой рабочей силой, а местные помещения заводов и фабрик опустели. Владельцам выгоднее было сдать их за малые деньги различным объединениям молодых художников, чем не получать с этой недвижимости вовсе ничего.

То есть арт-кластер — это про большие промышленные помещения, которые легко освобождаются от всяких временных перегородок, или наоборот мобильно делятся таковыми на сравнительно локальные пространства. В старых «Крестах» с таким подходом всё очень проблематично — два пятиэтажных корпуса с 960 одиночными камерами площадью 9-10 квадратных метров каждая, четыре больничных здания, инфекционный барак, баня, морг, ледник, кузница, пекарня, котельная, административные и жилые здания для персонала, церковь, сооружения для прогулок заключённых и др.

При этом «Комплекс Санкт‑Петербургской одиночной тюрьмы (“Кресты”)» — с 2001 года выявленный объект культурного наследия. То есть покупателю объекта придётся вписываться в строгие охранные рамки, которые не определены, поскольку государственная историко-культурная экспертиза построек этого ансамбля не проводилась.

Как сейчас выясняется, не собираются её проводить и в ходе нынешней предпродажной подготовки. То есть покупатель должен приобрести объект, сам профинансировать ГИКЭ, чтобы выяснить, где какие перегородки в Крестах можно демонтировать, и сам-сам-сам превратить комплекс в нечто, что можно назвать «арт-кластером». Эксперты недоумённо пожимают плечами…

В коридорах, куда выходят двери камер, межэтажных перекрытий нет

«Родина на Неве» уже рассказывала об истории «Крестов» и о первых телепаниях, связанных с продажей комплекса. Напомним лишь некоторые факты.

В начале XVIII века на месте нынешней заброшенной тюрьмы находился пивоваренный завод. Возможно, что он существовал здесь и до основания Петербурга, поскольку от крепости Ниеншанц и примыкавшего к ней города Ниена расстояние небольшое, а логистика этого места больше предполагает доставку сырья со стороны Скандинавии, а не с противоположного берега Невы, где находились русские поселения и дороги на Новгород, Псков и Москву.

В 30-е годы XVIII века здесь разместился Винный городок. По одной версии, это была своеобразная торговая база алкогольной продукции, а по другой — здесь уже тогда были обустроены некие тюремные помещения для преступников, заключённых сюда за «вины свои».

В 1867 году существовавшие тут то ли склады, то ли уже узилища были переоборудованы по проекту Владислава Львова в пересыльную тюрьму (централ для краткосрочного содержания заключённых), просуществовавшую здесь до 1886-го.

С 1884 по 1890 год (с окончательной отделкой к 1892-му) по проекту Антония Осиповича (Иосифовича) Томишко (1851-1900)на месте «Винного городка» на территории в 4,5 гектара был построен комплекс, включавший два пятиэтажных корпуса с 960 одиночными камерами. Всего объект (с учётом мест в лазарете и пересыльном пункте) был рассчитан на 1150 узников и насчитывал два десятка отдельно стоящих зданий, часть которых была связана переходами или металлическими трапами.

Объект изначально был оборудован электрическим освещением, системой автономного водоснабжения и канализации, принудительной вентиляцией и так называемым паровым отоплением (циркуляция по трубам и батареям горячей воды).

Вид на тюремный комплекс с высоты птичьего полёта

По поводу крестообразной формы корпусов есть несколько версий. Одна из них: якобы тюрьмы строились в монастырском духе. Поскольку преступник есть несомненный грешник, то в заключении он должен быть монахом-отшельником, для которого камера — келья. Поэтому тюремное здание архитектурно обязано соответствовать такому «принуждению к покаянию» — отсюда и крестообразная планировка, башни с куполом, стилистика фасадов и т.п.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы официального сайта СИЗО «Кресты» и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно