Вся страна уже не первый день обсуждает масштабные политические перемены: отставку правительства и назначение нового премьера, грядущее увеличение роли этого самого правительства и дарование парламенту права участвовать в его формировании, резкое повышение статуса Госсовета фактически до четвёртой – а иерархически, возможно, и первой – ветви власти.
Впрочем, не вся. Значительная часть граждан озвучивает приверженность принципу из старого, мудрого и немного скабрезного анекдота. Суть оного принципа в том, что для повышения эффективности работы дома терпимости надо не кровати в нём двигать, а основной персонал менять.
Ваш покорный слуга находится где-то на промежуточной позиции. Обсуждая нововведения сугубо с технической точки зрения, я абсолютно согласен с нулевой эффективностью метода перестановки кроватей. Впрочем, тут надо уточнить, о какой именно эффективности речь. Принимаются-то все эти меры не для пользы страны, а для того, чтобы правящий класс, «Политбюро 2.0» и конкретные персоналии могли на очередном этапе самовопроизвестись без потери юридической легитимности.
Вот эта цель – да, может быть эффективно достигнута. (Хотя вряд ли все пойдёт так гладко, с учётом объективного социально-экономического, управленческого, внешнеполитического кризиса, а также серьёзных разногласий, которые подобные «транзиты» порождают внутри правящего класса и которые значительно увеличиваются в период кризисов, перечисленных выше.) А что там с народом, государством – да кого это волнует?
Интересно, что если власть обозначает транзит своей целью почти официально, но всё же почти, то разного рода эксперты и журналисты «почти» отбрасывают и живо обсуждают детали новшеств и грядущего перераспределения должностей, полномочий и персон, не понимая, чего здесь такого-то. И правда, что такого-то – в формально демократической стране правящий класс проводит масштабные политические реформы не ради страны, а ради себя любимого (проблема ещё и в том, что это глубоко антинародный и антинациональный правящий класс, это заметно важнее, чем демократические виньетки сами по себе).
В пакете с «транзитными билетами» нам выписали пакетик социальных благ и обещаний. При ближайшем рассмотрении, правда, толку от них маловато.
Впрочем, здесь прямая причинно-следственная связь – если бы раньше нас не удалось лишить влияния на любые происходящие в стране изменения, сейчас бы не стоял вопрос, почему мы так спокойно и буднично обсуждаем все эти осуществляемые без нас «транзиты». Не было бы предмета для разговора.
А чтобы поменьше граждан задавались такого рода вредными мыслями, в пакете с «транзитными билетами» нам выписали пакетик социальных благ и обещаний. При ближайшем рассмотрении, правда, толку от них маловато. А воплощать в жизнь этот аттракцион неслыханной щедрости поставлен новый премьер Михаил Мишустин – верный кудринец и либерал. Так что, видимо, у Деда Мороза-«майских указов» появится Снегурочка-«транзитная социалка». Обоих, как известно, не существует, или они существуют раз в год на пять минут, чтобы раскрасить праздник тем, кто в них верит. Правда, под предлогом необходимость раздать денег совсем неимущим наверняка прижмут тех, у кого они ещё чуть-чуть остались – мелкий бизнес, средний класс. Как раз успехами на этом поприще г-н Мишустин в бытность свою главналоговиком и прославился.
Боюсь, когда-нибудь последствия всех этих десятилетий транзитов и самовоспроизводств ради себя любимых придётся разгребать не их выгодополучателям, а нам, дорогим (хотя, скорее, недорогим) россиянам. Причём последствия даже объективно самых лучших решений этой эпохи.
Возьмём, например, Абхазию. В начале января там случился довольно скоротечный майдан, несколько дней назад закончившийся уходом в отставку президента Рауля Хаджимба. Последним актом стал срочный прилёт в Сухум Владислава Суркова, помощника президента России, для разрешения противоречий. Абхазская смута сначала была заслонена очередным ближневосточным кризисом, а потом всё тем же пресловутым транзитом, но те, кто за ними следил и не был глубоко погружен в повестку маленькой южнокавказской республики, задавали недоуменный вопрос: в чем, собственно, дело?
У Деда Мороза-«майских указов» появится Снегурочка-«транзитная социалка».
Дело же, по большому счёту, ещё в августе-2008. То, что Россия заступилась за Южную Осетию и Абхазию – было единственно, безальтернативно правильным решением, списывающим многие грехи российскому руководству. То, что мы потом признали их независимость – было тактически красиво и триумфально. Но стратегически…Уже понятно, что следовало не тормозить марш-бросок на Тбилиси, точнее, пропустить вперёд абхазское и южноосетинское ополчение, обеспечив ему всяческую поддержку. Войти в грузинскую столицу, свергнуть Михаила Саакашвили, посадить его на скамью подсудимых; возможно, даже без вытаскивания галстука изо рта Михаила Николозовича с последующим ласковым, но твёрдым повязыванием на шею – хотя США в Ираке с Хусейном несколькими годами ранее поступили именно так. Переформировать Грузию в предельно формальную конфедерацию, а ещё лучше — Южнокавказское Содружество наций из Абхазии, Южной Осетии, Аджарии и иных этнотерриториальных субьектов, желающих суверенитета. С возможным присутствием наших военных на суверенных землях отдельных наций – разумеется, с их полного и горячего на то согласия.
Вряд ли такое решение встретило бы критическое с точки зрения ущерба международное сопротивление. В США как раз происходила президентская пересменка, Европа была на пике доброжелательных отношений с нами – и через год, кстати, еврочиновники скрепя сердце признали вину Саакашвили в августовской трагедии. Да и в мире в целом как раз грянул экономический кризис – до Грузии ли?
Поступили в итоге, как мы знаем, по-другому. Во многом, кстати, назло Западу, в начале того же года запустившему процесс признания Косово, несмотря на протесты Москвы. Но Запад в итоге обеспечил косоварам признание половины «мирового сообщества», причём, прямо скажем, наиболее экономически развитой и геополитически весомой. Они, косовары, уже даже вовсю в турнирах под эгидой УЕФА и ФИФА играют, может, и на ближайший чемпионат Европы поедут. Абхазию же и Южную Осетию, кроме нас, признаёт Венесуэла да пара крохотных океанских государств. Ах да, с некоторых пор ещё Сирия.
Конкретно Абхазия – государство, всецело финансово-экономически от нас зависящее и нами дотируемое. При этом крайне настороженно и не очень доброжелательно относящееся к любым попыткам россиян там обосноваться, не то что даже бизнес завести, просто купить жильё и в нём жить. Словом, несмотря на пёстрый состав населения, настоящее этнонациональное государство, «Абхазия для абхазов», весьма ревностно эту свою характеристику блюдущее. Со сложной конфликтной социально-политической структурой, где постоянно сталкиваются, конфликтуют и выдавливают друг друга с Олимпа разные кланы и группы интересов.
Российская Федерация же, чьё руководство само представляет собой мозаичную клановую совокупность, вынуждена то мирить абхазские кланы, то пытаться выбрать один из них и сделать на него ставку, то, когда ставленник терпит банкротство в противостоянии с оппонентами, как это случилось сейчас (да, в полностью зависимой Абхазии звание «ставленника Москвы» это отнюдь не иммунитет от любых проблем) – спешно вмешиваться, фиксировать убытки и встраивать в свои схемы нового фаворита. А между тем в республику на мягких лапах проникает Турция, грезящая о новом имперском величии…
Я, разумеется, ни коем случае не призываю к отказу от признания Сухума и Цхинвала и разрыву отношений с ними. Но мы видим, как наспех осуществленные решения даже с самой лучшей мотивацией долгосрочно приводят к массе сложнорешаемых проблем. Что уж говорить о последствиях иной мотивации, встречающейся на несколько порядков чаще. Лучше ничего не говорить.