Станционный смотритель всё никак не может вернуться в Выру

Vira4

На днях в очередной раз обещано завершение реставрации в музее «Дом станционного смотрителя» в Гатчинском районе Ленобласти. Теперь говорится, что работы будут закончены в финале текущего года.

Реставрация деревянных строений — кропотливое дело, требующее особого мастерства

Прежде говорилось о декабре 2020-го, почему это не получилось, никто не объясняет, но, видимо, подразумевается «что же вы хотите, выдался такой сложный ковидный год».

Реставрация началась в 2018-м. Тогда губернатор Ленобласти Александр Дрозденко объявил об успешном завершении конкурса на проведение работ и отметил: «Подрядчик отреставрирует музейные залы, заменит сети, построит котельную, что значительно увеличит возможности музея в Выре по приёму многочисленных любителей творчества Пушкина. Так что завершение конкурса в Год туризма — прекрасная новость для ленинградцев и гостей нашего региона».

В мае прошлого года нынешний заместитель председателя правительства Ленобласти и глава комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой (тогда председатель регионального комитета по культуре) в своём паблике во «ВКонтакте» сообщил, что при реставрации Дома станционного смотрителя в Выре «бережно сохранённые брёвна несут граффити заключённых столетней давности, ранее скрытые под обшивкой».

Егора Панова в 1907 году содержали под стражей за то, что «сказал правду»

Кстати

В связи с этим возникает вопрос, как и для чего использовались строения старинной почтовой станции в начале ХХ века. Известно лишь, что с 1905 года на её территории располагалась пожарная дружина, потом — волостное правление, земская школа, лазарет. Некоторые обнаруженные надписи заключённых датируются, например, и 1927 годом.

В январе уже нынешнего года Цой сообщил: «Приближаемся к завершению реставрации музея Дома станционного смотрителя в Выре. Снова появится пожарная каланча, на которую можно будет подняться».

Тогда же появилась информация, что территория памятника будет доступна для посетителей грядущим летом, а экспозиции в уже отреставрированных помещениях ещё будут готовиться сотрудниками музея.

Пожарная каланча почтовой станции в процессе реставрации

Кстати

Пока в Выре шли ремонтно-реставрационные работы часть экспозиции музея «Дом станционного смотрителя» отправилась в Ульяновск, где уникальные предметы быта демонстрировались в «Доме Языкова», а постоянная выставка «Почта России XIX века» отправилась в краеведческий музей Подпорожья (районный центр Ленинградской области).

Почтовая станция в Выре появилась в 1800 году и стала третьей по счёту от Петербурга (София в Царском Селе и Гатчина) на Динабургском тракте (ныне это Киевское шоссе, федеральная автомобильная дорога Р-23 «Псков», входящая в европейский маршрут E95). Известно, что по пути в Южную ссылку, в Михайловское и обратно в Петербург Александр Сергеевич Пушкин останавливался здесь более 10 раз.

Якобы подслушанная в ожидании перемены лошадей история стала сюжетом повести «Станционный смотритель», главного героя которой поэт назвал Самсон Вырин.

Так выглядела одна из комнат музея до начала реставрационных работ

Нынешние строения (типовые, «по образцу находящихся на Ковенском шоссе») появились уже после смерти Пушкина — в начале 40-х годов XIX века. Это два каменных корпуса с оградой и воротами, деревянный сарай, пожарная каланча, две конюшни, поилка для лошадей, навес и колодец.

Созданный здесь в 1972 году музей стал первой в Советском Союзе экспозицией, целиком посвящённой литературному герою. Первоначально она насчитывала 72 предмета, а впоследствии увеличилась до 5000 единиц хранения.

Кстати

В начале XIX века многие писатели вдохновлялись дорожным бытом и помещали действие своих произведений на почтовую станцию. Например, таковы водевиль Рафаила Зотова «Приключение на станции, или Который-то час?» и комедия Михаила Загоскина «Роман на большой дороге».

Вот за столько верст от Петербурга в Выре «киселя хлебать»

В главном корпусе располагались три экспозиции: чистая половина для господ путешествующих, комната Дуни (дочери смотрителя) и ямщицкая. В отдельном корпусе размещена экспозиция «Почта России второй половины ХIХ века». Музейная коллекция колокольчиков и бубенцов насчитывает 46 единиц, в большом количестве имеются образцы конской упряжи (уздечки, хомуты, дуги), «багажная» экспозиция включает более полусотни дорожных шкатулок и сундуков.

Надеемся, что у современных путешественников есть надежда всё это увидеть уже в обозримом будущем.

Игорь Теплов

Вам будет интересно