В реестр памятников регионального значения включён главный дом и дворовый флигель усадьбы, расположенной на углу Николаевской (Лейтенанта Шмидта) набережной и 13-й линии Васильевского острова. После советского капитального ремонта подлинного тут осталось немного. Переделан и фасад.
Соответствующее распоряжение главы комитета петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры опубликовано на днях. «Дом М.Х. Усовой» (13-я линия В.О., 2/19, литеры А и Б) включён в единый госреестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения (с 2001-го он фигурировал в «Перечне вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность»).
Как известно, Пётр I предполагал сделать Васильевский остров центром нового города на берегах Невы. Первый план застройки этой территории составил в 1715 году Доменико Трезини, ему же принадлежит идея «ступенчатой» застройки набережной Большой Невы, которая и повторяла естественную линию острова и вписывалась в геометрическую планировку линий здешних каналов (а не улиц).
Но, поскольку 13-я линия по меркам тех времён находится далековато от Стрелки Васильевского острова, Двенадцати коллегий и Меншиковского дворца, земельный участок, где расположен дом, внесённый ныне в охранный реестр, оставался незастроенным до 1730-х.
Кстати
Первоначально это было два земельных надела, которые позднее были объединены в один. Угловая часть (принадлежала Трубецким) не была застроена ещё несколько десятилетий, а далее по набережной находилось каменное двухэтажное на подвале здание, напоминающее типовой «дом для именитых» (как и большинство тогдашних строений на берегу Невы от 12 до 28-й линии).
Предполагается, что этот дом принадлежал президенту коммерц-коллегии графу Платону Ивановичу Мусину-Пушкину (1698-1743), который (по так называемому «делу Волынского») в 1740 году был арестован, лишён чинов и званий, знаков отличия, графского достоинства, собственности, приговорён к наказанию кнутом, урезанию языка и сослан в Соловецкий монастырь.
В 1777 году это здание, как и соседний пустующий угловой участок, отошёл Коллегии иностранных дел. Таким образом, видимо, и состоялось объединение этих наделов. Тогда же появилась одноэтажная пристройка к «дому Мусина-Пушкина», выходящая фасадами и на набережную, и на 13-ю линию.
План Санкт-Петербурга 1798 года уже фиксирует застройку участка по всему периметру (набережная Невы, 13-я линия, Иностранный переулок, флигели, примыкающие к зданиям соседнего надела), то есть так, как это сохранилось до наших дней.
История умалчивает, как произошла «приватизация» этого владения, но в 1820-е его хозяйкой значится супруга статского советника Мария Христофоровна Усова, которая заполучила двухэтажный с цокольным этажом лицевой корпус, выдержанный в духе безордерного классицизма, одноэтажные корпуса, расположенные вдоль 13-й линии и Иностранного переулка. Здание, выходящее фасадом на набережную Невы, имело тринадцать осей и было оформлено по центру треугольным фронтоном.
То есть главный дом со стороны набережной уже имел вид, который сохранил впоследствии на долгие годы. Автор проекта неизвестен, но строение настолько типично для Петербурга первой четверти XIX века, что может считаться почти типовым.
В 1829-м по заказу Усовой архитектор Мартын Антонович Ливен (1770-1850) надстраивает двумя этажами часть дома, выходящую на 13-ю линию, а со стороны двора при нём сооружается «каменное жилое в три этажа с полуэтажом строение». Таким образом, этот флигель стал равным по высоте лицевой части дома, выходящей на набережную Невы.
Кстати
Усовы владели этой недвижимостью почти 60 лет. По заказу коллежского секретаря Фёдора Павловича Усова в 1858 году архитектор Фердинанд Логинович Миллер (1832-1900) несколько обогатил лапидарное оформление фасада, выходящего на набережную, лопатками, рустами, профилированными наличниками и т.п. В справочнике «Весь Петербург» за 1894 год владельцем дома указан купец Дмитрий Павлович Усов. Это, конечно, отдельная тема, но дрейф мелкого служилого дворянства в купеческое сословие в конце XIX — начале ХХ века очень показателен для грядущей судьбы Российской империи…
Затем здание внешне практически не изменилось на протяжении века. При новом хозяине — германском подданном Германе Фёдоровиче Гессе, который приобрёл владение в 1895-м, проведены работы по приспособлению дома к современным техническим и санитарным «представлениям о прекрасном» (водопровод, канализация, электричество). Среди арендаторов помещений в доме на углу Николаевской набережной и 13-й линии в справочниках фигурирует даже Генеральное консульство Дании…
После 1917 года дом, естественно, превратился в скопище коммунальных квартир. Правда, в 1920-е часть помещений здесь занимало издательство, которое специализировалось на выпуске дазиметрических карт (расселение, плотность населения, его размещение по регионам, возможности перемещения).
Во время Великой Отечественной войны здание не получило серьёзных повреждений, о чём свидетельствуют сохранившиеся фотографии и панорамы набережной Лейтенанта Шмидта второй половины 1940-х.
Но сама история этого дома, представляющая собой череду пристроек и надстроек, которая длилась с 1730-х, привела к необходимости капитального ремонта. Таковой и был осуществлён на рубеже 1950-1960-х.
«В ходе комплексного капитального ремонта деревянные межэтажные перекрытия были заменены на железобетонные плиты. Местоположение лестничных клеток было сохранено, однако марши заменены на новые с бетонными ступенями по стальным косоурам. Без изменений сохранилась только лестничная клетка в северной части корпуса по 13-й линии. Архитектурно-художественная отделка вестибюлей была упрощена», — говорится в акте государственной историко-культурной экспертизы.
В результате этого капитального ремонта подвергся переделке и фасад со стороны набережной Лейтенанта Шмидта, сохранявший изначальное оформление 1820-х и декор, добавленный в 1858-м по проекту архитектора Миллера. Одни эксперты говорят, что фасад со стороны набережной «подстроили» под декор выходящих на 13-ю линию и в Иностранный переулок, а другие считают, что всё «сделано по-простому» — в духе сталинского ампира.
Судить, конечно, специалистам, но есть в Ленинграде-Петербурге примеры такой переделки фасадов «чтоб выглядело покрасивше».
На Невском проспекте, 113, занимая большой участок между Полтавской и Харьковской улицей, расположено здание, которое принято называть «Доходный дом Рыжовых». Во время Великой Отечественной войны он был значительно разрушен в результате попадания авиабомбы, в 1920-1930-е в нём происходили перестройки и переделки для размещения, например, кинотеатра. Короче говоря, на рубеже 1960-1970 годов в ходе реконструкции здание было почти полностью демонтировано (возможно, за исключением каких-то дворовых флигелей) и построено заново с увеличением этажности на один уровень. При этом прежние скромные фасады восстанавливать не стали, а разработали оформление в духе этого самого безордерного классицизма, который очень и очень похож на сталинский ампир…
Тем не менее, что касается дома Усовой, эксперты утверждают:
«Здание является ценным образцом архитектуры петербургского классицизма конца XVIII — начала XIX века… Несмотря на ряд перестроек, а также капитальный ремонт середины XX века объект имеет высокую степень сохранности и подлинности первоначального облика, сохранил своё историческое объёмно-пространственное и планировочное решение. Частично сохранилась конструктивная система здания и подлинные материалы конструкций, в том числе лестниц. Совокупность перечисленного определяет историко-архитектурную ценность здания как объекта культурного наследия, имеющего особое значение для истории и культуры Санкт-Петербурга».
Интересно, что в 1902 году во время визита в Петербург президента Франции Эмиля Лубе на Николаевской набережной «при впадении» в неё 12-й и 13- линий была сооружена временная арка, украшенная флагами, гирляндами и гербом Российской империи и т.п. Это сооружение и дом Усовых можно увидеть на фотографии Карла Буллы. На снимке заметно, что лицевой фасад корпуса по набережной Невы сохранил оформление середины XIX века. И оно явно лучше нынешнего…
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайта петербургского КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета