Перейти к содержимому
Главная страница Спасёт ли Собянин петербургскую «Москву»?

Спасёт ли Собянин петербургскую «Москву»?

Давеча муниципальный депутат (или «депутатка», как теперь говорят) из Петербурга обратилась в электронную приёмную мэра Москвы с обращением о защите погибающего в Северной столице уникального здания кинотеатра. Пощёчина Смольному?

Кинотеатр “Москва” в 90-е годы ХХ века

Во всей этой истории не имеет большого значения ни личность депутата Ксении Лавровой (при всём уважении), которая вообще-то представительствует во Владимирском округе, весьма географически далёком от «Москвы», ни якобы выраженная ей поддержка Ксении Собчак, ни реакция Сергея Собянина (а таковой, скорее всего, не будет). Внимания заслуживает само уникальное здание на Старо-Петергофском проспекте, 6, преданное забвению и разрушению уже два десятка лет.

Речь идёт о первом в Советском Союзе трёхзальном кинотеатре, построенном в 1937-1939 годах. Изначально это была своеобразная «фабрика для просмотра фильмов». Её работа была организована следующим образом:

«Вокруг главного фойе расположены три зрительных зала вместимостью 400 человек каждый. Зрители собираются в фойе, и для первых 400 человек начинается сеанс в первом зале, другие 400 человек начинают смотреть картину во втором зале и т.д. К окончанию программы в первом зале фойе уже собирается публика для второго сеанса. Таким образом, система планирования кинотеатра даёт возможность увеличить количество зрителей и начинать сеансы через каждые 30-40 минут».

Но концепция таких «фабрик», предназначенных для максимальной пропускной способности зрителей, сформировалась только к середине 1930-х, а построить здесь большой кинотеатр здесь вознамерились почти сразу после сноса в 1929-м находившейся на этом месте церкви святой великомученицы Екатерины, построенной по проекту архитектора Константина Тона.

Вид на Старо-Петергофский проспект и церковь Святой Екатерины в начале ХХ века

Напомним, что эскизный проект этого храма Тон представил в ноябре 1830 года. Он использовал крестово-купольную композицию, фасадам придал мотивы русской архитектуры XV-XVII веков (килевидные кокошники и закомары, узкие арочные окна, декоративную аркатуру на тонких колонках). Строительство церкви велось с 1831 по 1837 год.

Монументальный пятиглавый храм имел главный алтарь в честь великомученицы Екатерины и два придела: северный — мученицы Александры и южный — святителя Николая Чудотворца. Здание было обнесено решёткой, на углах которой находились часовни. Иконостас выполнили новгородские резчики и иконописцы, колокольню возвели значительно позднее — в 1871-1873 годах.

Согласно легенде, в деревянной церкви, которая здесь находилась прежде, Пётр I венчался с Екатериной Скавронской, будущей императрицей Екатериной I.

Первоначально предполагалось построить большой однозальный кинотеатр с залом на 1500 зрителей, имеющий всевозможные дополнительные помещения, помимо фойе, — библиотека, детские комнаты, буфеты и т.п. Именно в таком формате и разработал свой проект архитектор Лазарь Хидекель в 1933 году. Он победил на конкурсе, и началась закладка фундаментов. Но строительство «Москвы» было приостановлено.

Дело в том, что в это же время на Кондратьевском проспекте сооружался такой же большой и однозальный кинотеатр «Гигант». Он был введён в эксплуатацию в 1935-м. Как раз в это время вышло постановление Совнаркома СССР «О строительстве многозальных кинотеатров» и концепция изменилась.

Кинотеатр “Москва” на открытке 40-х годов ХХ века

Хидекелю пришлось несколько раз переделывать проект, но, в конце концов, был реализован вариант невысокого, вытянутого по горизонтали, симметричного по композиции с выделением центрального портика здания, построенного без подвалов на расстоянии 14 метров от «красной линии» проспекта.

Экспертами получившееся строение характеризуется так:

«Сооружение эпохи постконструктивизма. Стилистически здание может быть определено как схематичный вариант модернизированной классики, близкий к международному стилю ар-деко, характеризующийся одновременным стремлением к дорогой декоративности, стилизации и минималистическим решениям. Монументальность композиции фасада придаёт его сильно акцентированная центральная часть: мощный портик с облицованными полированным гранитом пилонами и антами, завершённый аттиком с горельефом».

Декоративное оформление фасадов кинотеатра выполнил скульптор Игорь Крестовский (сын писателя — автора эпопеи «Петербургские тайны»). По свидетельствам современников, на фризе, выполненном из цемента с добавлением чугунных опилок (этот состав создаёт особую фактуру), он опосредованно представил многих ленинградских деятелей советского искусства середины 30-х годов ХХ века.

Особого внимания заслуживает личность автора проекта кинотеатра «Москва».

Архитектор и художник Лазарь Хидекель вскоре после переезда из Витебска в Петроград (начало 20-х годов ХХ века)

Лазарь Маркович Хидекель (1904-1986) родился в Витебске в семье то ли каменщика, то ли архитектора, что, в общем и целом не отрицает изначальную приобщённость к сфере строительства. В 1918-м в 14 лет молодой человек был принят (в виде исключения по возрасту) в Витебское народное художественное училище (ВНХУ), где его учителями были Мстислав Добужинский, Марк Шагал, Казимир Малевич и Эль Лисицкий. Уже год спустя он наряду с признанными авангардистами принял участие в Первой выставке местных и московских художников в Витебске, организованной Шагалом, в то время занимавшим пост местного комиссара по делам искусств.

В 1922-м вместе с группой соратников Малевича переехал в Петроград и поступил в Институт гражданских инженеров на архитектурное отделение. Одновременно с учёбой был главным помощником Малевича в создании проектов объёмного супрематизма. Первой такой композицией стал проект Аэроклуба (1922–1924), за которым последовали «Плавающий город» и Аэрогород («Город на опорах»), рабочий клуб и коллективное жилище.

Кстати

С начала 1930-х Хидекель был вынужден подчиниться резкому изменению стилевой направленности советской архитектуры в сторону так называемого «сталинского ампира». Несколько десятилетий он преподавал в ЛИКС–ЛИСИ (ныне — Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет), участвовал в работах по планировке новых районов Ленинграда. По его проектам построено несколько зданий школ и вузов, представлял зодчий свои разработки на конкурсы по сооружению Пантеона в Москве и музея Циолковского в Калуге, но всё это было уже далеко от конструктивизма и супрематизма.

Что касается кинотеатра «Москва», то вплоть до 90-х годов ХХ века он успешно работал, здание несколько раз ремонтировалось с незначительными переделками (расположение касс). А затем настала «мутная» эпоха.

Некоторое время (до 2004 года) здание арендовала коммерческая фирма, тут располагался мебельный магазин, было здесь и казино, и бойцовский клуб. Потом строение опустело и в 2006-м сильно пострадало от пожара. В феврале 2008 года «Москву» (отдельно стоящее здание общей площадью 2046 м2 с земельным участком 2176 м2) на открытых торгах, в которых участвовали 15 заявителей, Фонд имущества Санкт-Петербурга продал бизнесмену Сергею Лагутину как физическому лицу за 109 миллионов при стартовой цене 50 миллионов рублей.

Фойе “Москвы” после пожара 2006 года

Среди озвученных за эти годы концепций использования здания назывались и ресторан с концертным залом, и торговый комплекс с «якорным» арендатором в лице крупного ретейлера.

В 2010-м «Литейная часть-91» разработало проект реконструкции кинотеатра. Тогда же ныне покойный глава этого архитектурного бюро Рафаэль Даянов говорил: «Здание построено таким образом, что его стены ничего не несут, кроме себя самих. Поэтому конструктивно их сложно усилить… Вся конструкция зала опирается не на стены, не на фундаменты, а просто на землю».

То есть, поскольку у здания нет подвалов и вообще каких бы то ни было подсобных помещений, использовать его для размещения ресторана или супермаркета, мягко говоря, проблематично. И пристроить невозможно.

Кстати

Кинотеатр «Москва» ещё в 1967 году решением Ленгорисполкома был взят под государственную охрану как один из лучших образцов архитектуры. Здание фигурирует во всех изданных в советское время Главным архитектурно-планировочным управлением и Государственной инспекцией по охране памятников каталогах «Памятники архитектуры Ленинграда». Раздел построек советского времени там весьма невелик. Сейчас «Москва» числится региональным историко-культурным памятником, но вообще-то вполне может быть причислена и к федеральным. Другое дело, что постройки советского времени с большим трудом попадают во всяческие охранные перечни, что явно неправильно.

Один из зрительных залов “Москвы” по состоянию на 2010 год

За последние годы хроника прозябания уникального здания пополнилась попыткой собственника его продать за 280 миллионов рублей, но соответствующее объявление было быстро аннулировано. Администрация Адмиралтейского района пыталась вернуть «Москву» в городскую собственность для использования в качестве социального объекта (передать здание школе «Динамика» для детей-инвалидов, которая находится рядом и нуждается в расширении площадей), но по нынешнему законодательству это сделать невозможно.

В начале этого года появилась информация, что работы по реконструкции кинотеатра «Москва», которые и так практически не проводились (затягивание фасадов здания сеткой и окружение его строительным забором — не в счёт) законсервированы на неопределённый срок, поскольку «предприниматель, в собственности которого находится здание, не рассчитал свои возможности».

Вот эта формулировка и характеризует, пожалуй, в полной мере сложившуюся ситуацию. Некий предприниматель «хапнул» историческое здание, плохо понимая, как его можно по-новому использовать, и теперь, столкнувшись со всевозможными нестыковками и проблемами, толком не знает, что же с «Москвой» делать.

Так может выглядеть живописный плафон фойе “Москвы” после реставрации

Может, и правда мэр Москвы Сергей Собянин как-то поможет Смольному (хотя бы в качестве консультанта) решить проблему, а то ведь потеряем ещё один памятник архитектуры?

Игорь Теплов

Использованы фотографии с сайта Архитектурного бюро «Литейная часть-91»

Поделиться ссылкой: