Созидать можно не только на руинах

Au0TuCb0w7Y

Для развития Петербургу необходимо улучшать транспортное сообщение, развивать дорожную сеть, строить мосты и развязки. При этом уничтожение существующей застройки — вовсе не обязательная составляющая процесса. Такое мнение высказывают градозащитники в качестве контраргумента в диалоге с властями, нацеленными пустить под снос восемь дореволюционных зданий ради строительства новой переправы через Неву — Большого Смоленского моста.

Эскиз проекта Большого Смоленского моста, строительство которого подразумевает снос дореволюционных зданий

Новый разводной мост через Неву в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай будут строить в 2023-2028 годах, проектная документация будет готова в конце этого или в начале следующего года. Шестиполосный мост получит транспортные развязки на проспект Обуховской обороны, Октябрьскую набережную, а также на пересечение Дальневосточного проспекта и улицы Коллонтай. Проект подразумевает и трамвайное движение. Мост давно предусмотрен Генеральным планом Санкт-Петербурга, ранее обращал внимание губернатор города Александр Беглов.

Ожидается, что появление новой переправы на девятикилометровом участке между мостом Александра Невского и Володарским мостом самым позитивным образом отразится на тех, кто проживает в Невском и Красногвардейском районах. Проект станет частью внутреннего полукольца поэтапно формирующейся магистрали, которая соединит северные и южные районы Петербурга в обход центра. Интересно, что запланировано строительство моста в этой части города было ещё в 80-х годах прошлого века. Намерение отражено в Генеральном плане Ленинграда и Ленинградской области. К слову, последний из действующих в настоящее время больших мостов через Неву (не считая Большого Обуховского моста по трассе КАД) вступил в эксплуатацию в 1965 году.

В ноябре прошлого года Совет по сохранению культурного наследия на днях поддержал проект строительства Большого Смоленского моста. Однако выяснилась удручающая вещь — для возведения переправы под снос должны пойти восемь дореволюционных зданий, которые имеют не только историческую, но и культурную ценность. Речь идёт о шести многоквартирных жилых домах, ветеринарной лечебнице и одном нежилом доме, который занимает Жилищное агентство Невского района. Все они построены в конце XIX — начале XX вв.

Градозащитники поддерживают вариант строительства переправы, который не нанесёт вред существующей застройке
Источник: vk.com/voopiik_spb

Дома расположены в охранной зоне, они формируют лицевой фронт проспекта Обуховской обороны и в настоящее время, согласно требованиям закона, их снос запрещён. Внешне здания совсем не являются дворцами, архитектор Никита Явейн, например, считает ценным только маленькое здание Невской ветеринарной лечебницы. Его он предложил просто «перекатить», хотя это, очевидно очень затратное дело. Как бы то ни было по закону вообще ни одно из восьми мешающих реализации проекта зданий сносить запрещают законодательные нормы. Но власти нашли выход — просто откорректировать закон.

Эксперты Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры считают неприемлемой и идею изменять законодательства, и план по сносу дореволюционных зданий. Как ранее писала «Родина на Неве», член совета по сохранению культурного наследия при правительстве города Михаил Мильчик прямо говорил, что менять законодательную норму, защищающую исторические здания от сноса, нельзя:

«Ни о каком изменении закона речи быть не может. Закон на то и закон, чтобы действовать всегда и во всех случаях». Последствием корректировки законодательства может стать повсеместное уничтожение исторического наследия в Петербурге.

Что касается конкретно этих восьми домов, которым грозит уничтожение ввиду необходимости строительства моста, то их ценность далеко не только в том, что они давно построены и формируют облик набережной. Некоторые из них хранят память о блокаде и связаны с известнейшими именами. В доме 54 по проспекту Обуховской Обороны, например, располагалась 117-я трудовая школа, в которой училась юная Ольга Берггольц. Она описана в воспоминаниях Берггольц. В 1941 году в здании школы была сформирована дивизия народного ополчения Володарского района, которая принимала участие в обороне Ленинграда — об этом на фасаде дома сохранилась мемориальная доска.

В качестве одного из вариантов предлагалось провести новую тщательную экспертизу домов и уточнить их историческую, архитектурную и культурную ценность. Какие-то здания можно было бы вычеркнуть — тогда, теоретически, проще было бы искать варианты спасения для оставшихся и не пришлось бы «кроить» закон. Но недавно специалисты предложили альтернативный вариант — пересмотреть проект ещё не построенного и вообще-то полноценно не спроектированного Большого Смоленского моста. Может быть, действительно, есть вариант не сносить памятные для города здания?

По просьбе Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры независимые специалисты подготовили новый вариант развязки Большого Смоленского моста, который позволит сохранить исторические дома без радикального изменения проекта.

«Согласно разработанному варианту, скорректировать необходимо только съезды с моста. Если сделать их более компактными, можно сохранить семь из восьми предназначенных под снос домов. Основные параметры моста (высота, габариты ширины) в предложенном варианте сохраняются, поэтому значительной корректировки проекта не требуется», — говорится в сообщении ВООПИК.

Также преимуществом варианта является наличие в составе развязки всех возможных съездов, включая левый поворот с Большого Смоленского проспекта в сторону центра, который отсутствует в официальном эскизе. Именно этот поворот сейчас является самым востребованным у жителей района, обращают внимание градозащитники.

Альтернативный вариант строительства моста подразумевает сохранение 7 из 8 дореволюционных зданий
Источник: vk.com/voopiik_spb
Эксперты со стороны ВООПИК предложили рассмотреть вариант без сноса
Источник: vk.com/voopiik_spb

Противники разрушения исторической застройки уверены, что строительство моста можно реализовать с минимальными потерями для города. Тем временем петиция против сноса зданий, которую подготовила активисты, уже набрала более 30 тысяч подписей.

«Комитет по государственному использованию, контролю и охране памятников (КГИОП) Санкт-Петербурга подготовил поправки в городской закон № 820-7, позволяющие снос более 20 исторических зданий для строительства Высокоскоростной магистрали Москва-Петербург (ВСМ) и развязки Большого Смоленского моста, — говорится в тексте петиции. — Поправки делают исключения из закона № 820-7 «О границах зон охраны Санкт-Петербурга…», который защищает от сноса исторические здания — дореволюционные дома, определяющие облик города. <…>

Если не получается соблюдать закон, нужно изменить его — такой логике следуют чиновники. На очереди новые поправки для «реновации», дорог, мостов и других «важных» объектов. Если мы позволим изменить закон однажды, что остановит КГИОП изменять его каждый раз в дальнейшем? Те же дороги, мосты и терминалы можно построить, бережно сохраняя наследие, а соблюдение закона подтолкнёт к поиску оптимальных решений, иначе мы потеряем наш город!».

Подписанты оставляют комментарии под петицией. Во многих из них развёрнуто говорится об угрозу утраты облика Петербургом: «Значимы для исторического наследия не только и даже не столько отдельные дома, но в первую очередь исторические комплексы, ансамбли, территории, со своими сложившимися сообществами, атмосферами, легендами. Поэтому не бывает незначимых территорий. И поэтому недопустима ситуация, когда город уничтожается целыми кварталами ради того, чтобы проектировщикам было проще «вписывать» дороги и другие объекты, а на их строительстве можно было «осуществить экономию»».

Вам будет интересно