Созданием петербургской агломерации будет управлять Путин?

Putin_Beglov_Drozd_2

В Константиновском дворце прошло совещание по вопросам развития Санкт-Петербургского транспортного узла. Участвовали в нём губернаторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Александр Беглов и Александр Дрозденко, а провёл его лично президент России Владимир Путин.

Национальный лидер, видя системные управленческие сбои, принял на себя ручное управление процессом создания петербургской агломерации?

Во вступительном слове глава российского государства рассказал о проекте, в который привлекаются средства Фонда национального благосостояния, призванном связать Санкт-Петербург со столицей Урала — Екатеринбургом. Для этого, по словам президента, «нужно продлить дорогу от Петербурга до Москвы, от Москвы до Екатеринбурга через Казань, и, таким образом, действующая трасса позволит двигаться от Балтики прямо до Урала».

«В этой связи, конечно, нужно подумать о том, чтобы создать новое, более удалённое кольцо от города, автомобильный обход города Санкт-Петербурга по аналогии с Центральной кольцевой дорогой, которую мы недавно открыли в Подмосковье, — предложил Владимир Путин, полагая, «что для такой крупной агломерации, как и Петербург и Ленинградская область, это будет, безусловно, востребовано».

«Все вопросы транспортной системы, строительства и реконструкции дорог, развязок, развития общественного, железнодорожного транспорта, других видов транспорта должны рассматриваться именно в комплексе», — подчеркнул президент и предложил губернаторам рассказать о транспортной ситуации в их регионах.

Губернатор Петербурга Александр Беглов начал с перечисления того, что сделано в городе по развитию транспортной инфраструктуры «за последнее десятилетие»: «это и КАД, это и северо-западный диаметр, и сейчас Широтная магистраль». «Могу свидетельствовать, что часто принимал участие в совещаниях, и Ваши поручения, которые тогда казались для нас сказочными — что мы будем иметь такие дороги, — это действительно была для нас мечта, но она сбылась», — с энтузиазмом заявил петербургский градоначальник.

«В 2020 году мы существенно расширили наше взаимодействие с Ленинградской областью», — отметил он. По его мнению, «совместный проект “Два субъекта — одна агломерация” — это сбалансированное развитие наших территорий в интересах города и области»: «Сообща мы решаем вопросы унификации социальных льгот, градостроительных планов. В фокусе нашего постоянного внимания находятся медицина, туризм, культура, экология, “мусорная реформа”, транспорт».

На территории Санкт-Петербургской агломерации, где в общей сложности уже сейчас проживают более семи миллионов человек, городская транспортная система «работает с перегрузкой», признал Беглов.

Далее губернатор перечислил то, что ещё предстоит сделать: «В рамках развития и модернизации транспортной системы Санкт-Петербурга планируем реализовывать ряд крупных транспортных проектов. Они касаются развития железнодорожного узла, аэропортов Пулково и Левашово, морского транспорта, метрополитена, строительства Витебской развязки и Широтной магистрали скоростного движения, развития уличной дорожной сети, а также перевода городского транспорта на новую модель обслуживания пассажиров.

…Наша цель — объединить пригородные электрички и городской транспорт в единую систему. В частности, речь идёт об организации тактового движения в направлении Сестрорецк и Тосно, Гатчина и Пушкино.

Реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла со строительством северо-восточного и юго-западного обходов позволит вывести транзитный железнодорожный трафик за пределы исторического центра Санкт-Петербурга».

Руководство северной столицы имеет масштабные планы в отношении обновления наземного транспорта. «К 2024 году мы планируем приобрести 326 новых трамваев, 349 троллейбусов на сумму порядка 56 миллиардов рублей. Из них почти 33 миллиарда составляют средства городского бюджета. Оставшуюся сумму в 22 миллиарда 900 миллионов рублей рассчитываем получить в рамках федеральной поддержки, привлечь инфраструктурный кредит», — уточнил Беглов.

Далее градоначальник, докладывая главе государства о нынешнем состоянии петербургской транспортной инфраструктуры, предложил использовать механизм государственно-частного партнёрства. Санкт-Петербург первый и единственный пока регион в стране начал использовать его, подчеркнул Беглов. «Первый проект — это трамвай “Чижик” на выделенной полосе, — напомнил губернатор. — Он заслужил хорошую оценку жителей нашего города, соединил Красногвардейский район со станцией метро “Ладожская”. Современный европейский трамвай с выделенной полосой — можно сказать, это скоростное открытое метро».

Сейчас на принципах ГЧП совместно с «Газпромбанком» идёт работа над второй трамвайной концессией, которая позволит наладить трамвайное движение между станцией метро «Купчино» и новыми микрорайонами Шушары и Славянка.

Что касается классического метро, то, уверен петербургский градоначальник, «строительство станций метро в Кудрово может стать первым примером новой России, когда метрополитен развивается на территории двух субъектов Федерации».

Беглов предложил также создать удалённое от Петербурга автомобильное кольцо, на подобие московского, на основе старой бетонки, которая «идёт по территории Ленинградской области». «У нас буквально немного времени для этого. Уже на КАДе у нас создаются пробки, особенно в ряде направлений, которые идут по Ленинградской области», — подчеркнул Беглов.

«Владимир Владимирович, Вы помните, мы когда-то думали об этом, это ещё 2000-е годы — наверное, 2002-й, 2003-й, когда говорили об общем КАДе совместно с Ленинградской областью, а ещё до этого, ещё в 90-х годах, рассуждали о том, чтобы сделать совместную большую дорогу. Но тогда не получилось — денег, наверное, не было и, может быть, воли той не было. Но сейчас это очень актуально как для Санкт-Петербурга, так и для Ленинградской области», — подытожил петербургский градоначальник.

Президент поблагодарил Беглова за доклад, и передал слово его коллеге из Ленинградской области. И тот не стал ходить вокруг, да около.

«Транспортная система Санкт-Петербургской и Ленинградской агломерации, особенно на территории Ленинградской области, по объективным причинам испытывает существенную нагрузку. Узкие места требуют расшивки, необходимы дублирующие вылетные маршруты, альтернативные связи с использованием общественного транспорта», — заявил Дрозденко, начиная доклад. Глава Ленинградской области ввёл ещё одно понятие — ленинградская агломерация.

«Мы подготовили предложения по комплексному развитию транспортной инфраструктуры Ленинградской области в связи именно с нашими коллегами из Петербурга в рамках развития Петербургской и Ленинградской агломерации», — сказал Дрозденко. Чем петербургская агломерация отличается от ленинградской, он не пояснил. Но восемь проектов, «четыре из которых, кстати, уже не просто спроектированы, а уже получили положительное разрешение экспертизы», а по двум проектам мы уже идёт работа, он перечислил.

Что это за проекты?

Это — «транспортные развязки на границе с Санкт-Петербургом в зоне активного развития жилищного строительства».

Это — Муринский, Кудровский и Новосаратовский «селитебные кластеры». Дрозденко несколько раз использовал в своём докладе слово «селитебный», которое означает земли, предназначенные для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц, площадей в пределах городов и посёлков городского типа.

Это — «обходы больших зон развития, это обход Новодевяткино с Мурино с выходом уже на Токсово и обход Всеволожска, который, отметил Дрозденко, является зоной «активного развития», причём не только селитебной, но и промышленной (кирпичный завод), а также общественно-деловой.

Это — развитие скоростного трамвая: от метро «Улица Дыбенко» через Кудрово на Новосаратовку и от станции «Ладожская» на Всеволожск.

Областные власти заинтересованы также в Восточном скоростном диаметре, «потому что он выходит на трассу “Кола”».

Что касается метро в Кудрово, то администрация Ленинградской области видит станцию метро «Кудрово» «не только как станцию метрополитена, но и как транспортно-перегрузочный узел, куда вошёл бы автобусный вокзал междугородного класса». Создание такого вокзала позволит разгрузить центр Петербурга.

Кроме того, Дрозденко поблагодарил президента за то, тот толчок, что он дал «мусорной реформе» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Глава Ленобласти надеется на то, что совместная переработка мусора «будет первым примером соработничества» регионов.

«Я хочу сказать спасибо за сегодняшнее совещание — оно для нас знаковое, и понятно, что без расшивки транспортных проблем дальнейшее развитие агломерации будет тормозиться», — таким словами завершил своей доклад Дрозденко.

Редакция «Родины на Неве» попросила поделиться своими впечатлениями о совещании руководителя Комитета по поддержке занятости и производительности труда Торгово-промышленной палаты Ленинградской области Валерия Шинкаренко.

Напомним, что в январе 2020 года Валерий Шинкаренко на совместной пресс-конференции с экономистом Михаилом Хазиным обосновали необходимость объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области в один субъект Российской Федерации. А через неделю после этого губернаторы Александр Беглов и Александр Дрозденко заявили о необходимости «единения» регионов.

«Я полностью согласен с губернатором Александром Дрозденко: совещание в Константиновском дворце — знаковое событие. Глава нашего государства решил детально разобраться в процессе формирования петербургской агломерации. Вплоть до того, где будут прокладываться новые трамвайные линии. Что это значит? Конечно, Владимир Владимирович неоднократно показывал, что болеет за родной город. Но должен ли президент вникать в такие частности, как прокладка трамвайных путей?

На мой взгляд, наш национальный лидер, видя системные управленческие сбои, принял на себя ручное управление процессом создания петербургской агломерации.

Я считаю, что и Александр Беглов, и Александр Дрозденко — сильные губернаторы. Но они оказались в незавидной ситуации: один — не хозяин в Ленобласти, а другой — не хозяин в Санкт-Петербурге. Поэтому “соработничество” регионов развивается с большим скрипом. В той же сфере мусоропереработки больше слов, нежели дела. Мусорные полигоны как росли, так и продолжают расти. Да ещё и новые появляются. Остальные проекты — тоже только проекты. Чтобы их реализовать, нужно наладить управление из единого источника. Вот президент и взял под свой личный контроль процесс формирования петербургской агломерации. Но глава государства не может всем управлять в ручном режиме. Иначе рушится вертикаль власти.

Создание агломерации — сложный процесс. И управлять им нужно из одного штаба. Необходимость объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области назрела, если не перезрела».

Георгий Маев

Вам будет интересно