В Ломоносовском районе Ленинградской области продолжается борьба за сохранение уникального места отдыха граждан и стоянки перелётных птиц. Глава региона тоже считает, что строить здесь порт для экспорта соевых бобов и рапса не надо.
Открылось второе дыхание
«Родина на Неве» уже неоднократно обращалась к этой проблеме, которая особенно остро обсуждалась в июне прошлого года, после того как российское правительство без торгов предоставило бухту Батарейную в Ломоносовском районе Ленобласти в десятилетнюю аренду ООО «Балтийский зерновой терминал», входящему в группу «Содружество», для создания здесь портового комплекса.
В связи с волной протестов со стороны жителей Соснового Бора, общественных и экологических организаций в руководстве региона решили притормозить реализацию проекта, и даже появилось сообщение об отзыве согласования на размещение комплекса.
Однако позднее выяснилось, что речь идёт лишь о проведении дополнительной экологической экспертизы.
И вот вчера на заседании правительства Ленобласти губернатор Александр Дрозденко по поводу возможного строительства терминала заявил: «Может, непопулярную вещь скажу, но нам не нужно под каждый объём груза строить отдельный порт. Давайте будем честны перед федеральным правительством и скажем, что у нас уже есть территории, где развиваются порты. Мы не должны наше стратегическое богатство отдавать под каждого владельца груза. Да, область должна развиваться, но комплексно, учитывая все интересы».
Тема вновь возникла в последнее время из-за новых обстоятельств.
Во-первых, в начале декабря минувшего года стало известно, что близ Батарейной бухты работают геодезисты. Об этом в соцсетях сообщили бдительные общественники, а журналисты выяснили, что «Содружество» заказаны работы по обследованию побережья и акватории для оценки экологических рисков, связанных с реализацией проекта. Заказано исследование грунтов для выявления возможного загрязнения вод и почвы из-за расположения здесь неэксплуатируемых бывших хранилищ топлива. Напомним, что в бухте долгие годы располагалась военная база дизельных подводных лодок, которая давно заброшена, а все оставшиеся от неё здания и сооружения имеют критические дефекты несущих конструкций, признаны аварийными и продолжают деградировать.
Во-вторых, общественники воспользовались «Зелёной линией» (проект сайта «Экология России» – нацпроектэкология РФ» и общественной организации волонтёров-экологов «Делай» состоялся с 1 по 3 декабря 2020-го) и выразили там свою обеспокоенность ситуацией в бухте Батарейной. В связи с этим в комитет общественных коммуникаций Ленобласти был отправлен запрос, на который последовал такой ответ:
«Решение о строительстве терминала в бухте Батарейная не принято. Учитывая, что в Ленинградской области уже реализуются три проекта, предусматривающие перевалку зерна и обеспеченные необходимой транспортной инфраструктурой, администрация Ленинградской области не считает реализацию проекта целесообразной. Эта позиция была высказана летом 2020 года в письме, направленном губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко в адрес первого заместителя председателя правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова. Инициатор строительства в адрес администрации Ленинградской области за получением разрешений на строительство не обращался, администрацией региона разрешения на строительство на территории бухты Батарейная не выдавались».
И, наконец, в третьих, 9 ноября 2020-го с поста министра транспорта РФ был отправлен в отставку Евгений Дитрих, который 6 сентября прошлого года в рамках рабочей поездки в Ленобласть посетил универсальный терминал Lugaport, строящийся группой компаний «Новотранс» в Усть-Луге.
Тогда он, в частности, заявил: «К 2024 году мы получим на Северо-Западе современные специализированные мощности для экспорта в Европу… Запрос на зерновые растёт, и энергичное создание мощностей для крупнейшей составляющей нашего агроэкспорта – это приоритетная и перспективная задача. Разумеется, эта продукция должна перегружаться через российские морские порты. Что касается экспорта зерновых и пищевых грузов, то наша задача состоит в том, чтобы свести воедино интересы экспортёров и стивидорных компаний». Какие уж тут места отдыха граждан и миграция птиц на побережье Финского залива.
Зерновые реки России
Основные объёмы поставок зерна из России традиционно идут в Северную Африку, страны Ближнего Востока и в Азию. По итогам 2020 года отмечено некоторое снижение экспорта в Турцию, Египет, Иран, Судан, ОАЭ, но зато вырос вывоз в Саудовскую Аравию, Нигерию и Израиль.
В общем, не нужно быть большим знатоком географии, чтобы понимать очевидное – основные поставки зерновых производятся из южных портов России (34 процента – через Новороссийск, 25 процентов – через порт Кавказ в Керченском проливе, 18 процентов – через малые порты Азовско-Черноморского бассейна). На порты Балтики приходится примерно три процента поставок российских зерновых на экспорт, лидируют – Большой порт Санкт-Петербург и Калининград. При этом в 2020-м отмечен рост перевалки зерна через порты Балтики в 2,1 раза.
Эксперты рынка считают, что это связано с текущей конъюнктурой рынка, поскольку из-за неурожая зерна в Европе отсюда снизились отгрузки, которые и компенсировались ростом экспорта из России.
При этом отнять часть рынка у черноморских портов игроки Балтийского региона едва ли смогут, поскольку зерно с юга страны сюда везти слишком далеко. На Северо-Запад России в основном идут грузы из Центрального Черноземья, Приволжья, Сибири. Правда, мощности южных портов и их логистический потенциал специалисты считают максимально загруженными.
Претендующее на Батарейную бухту «Содружество» является одним из крупнейших переработчиков семян для производства растительного масла в России. Группа специализируется на переработке соевых бобов и рапса, закупках зерновых культур, дистрибуции продукции до конечного потребителя и логистических услугах.
«Содружество» владеет перерабатывающими мощностями в Белоруссии, Бразилии, Турции, крупнейшим в Европе производственным комплексом в Калининграде, через порт которого и осуществляет экспортные поставки. Но везти грузы туда приходится через иностранную территорию. Этим и обусловлен интерес к созданию терминала на территории Ленобласти.
Кроме того, поставлена задача переориентировать российские и белорусские экспортные поставки из портов стран Прибалтики на гавани в 47-м регионе РФ. Что касается зерна, то мощности для его перевалки в портах Ленинградской области ещё предстоит создать.
Появление зернового терминала Lugaport в Усть-Луге мощностью 8,26 миллиона тонн грузов в год, осуществление крупных проектов в Высоцке и Приморске нарастят мощности по перевалке зерна с нынешних 53,6 миллиона до 93,9-97,8 миллиона тонн.
При этом успех этих проектов, по мнению экономистов, в значительной степени зависит от тарифной политики. Владельцам новых терминалов в Ленобласти удастся перехватить поток грузов, следующих в Прибалтику или на юг России, если их тарифы будут существенно ниже, чем у конкурентов. Получится ли это – большой вопрос.
Даёшь рекреацию!
В сентябре прошлого года на встрече с жителями Соснового Бора губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил: «Я считаю, что мы должны оптимизировать стройки, связанные с портовыми сооружениями. Так, пять лет назад было заявлено пять терминалов по минеральным удобрениям на территории региона. Но нам удалось оптимизировать ситуацию, и мы построили один терминал, на котором все пять крупнейших заводов будут грузить свои удобрения. Сейчас у нас заявлено четыре зерновых терминала. Но зачем нам проводить земляные работы в Батарейной и в других местах, когда у нас есть две точки: либо Усть-Луга, либо Приморск. Там уже есть портовые комплексы. Моя позиция губернатора – я не подпишусь под новыми территориями для строительства портов. Они нам не нужны. Нам надо выйти сейчас на министерство обороны с тем, чтобы эти земли в районе Батарейной были переданы Ленинградской области именно под рекреационные цели».
С такой позицией трудно не согласится. Главное, последовательно её отстаивать « на всех уровнях».
Игорь Теплов