«Сон в летнюю ночь»: «парящие иллюзии» британской оперы

сон-в-летнюю-ночь

Композитор Бенджамин Бриттен возродил английское оперное искусство после более чем 200-летнего перерыва. Не все музыкальные театры решаются включить в свой репертуар произведения этого выдающегося экспериментатора. А вот в афише Мариинского театра есть его опера «Сон в летнюю ночь» по комедии Уильяма Шекспира. Ближайший её показ — на сцене концертного зала театра 27 сентября.

Композитор Бенджамин Бриттен возродил английское оперное искусство после более чем 200-летнего перерыва

Наверняка эксперты согласятся с тем, что расцвет оперного искусства приходится на XIX век. Большинство шедевров итальянской, русской, немецкой, французской оперы появились в это столетие. Что касается английской оперы, то её развитие замерло в 20-е годы века XVIII. После «Оперы нищих» Иоганна Кристофа Пепуша, премьера которой состоялась в 1728-м, британцы в этом жанре никак себя не проявляли до того, пока не появился Бендажмин Бриттен.

Его первая опера «Питер Граймс» (1945) по поэме Джорджа Крэбба «Городок» произвела фурор. Бриттен показал себя настоящим новатором. «Широкий охват традиций, которым следует Бриттен, делает музыку его оперы разнообразной и ёмкой в стилевом отношении. Создавая образы беспросветного одиночества, отчаяния, композитор опирается на стилистику Густава Малера, Альбана Берга, Дмитрия Шостаковича. Мастерство драматургических контрастов, реалистическое введение жанровых массовых сцен заставляет вспомнить Джузеппе Верди. Утончённая изобразительность, красочность оркестра в морских пейзажах восходит к импрессионизму Клода Дебюсси. Однако всё это объединяется оригинальной авторской интонацией, ощущением специфического колорита Британских островов» — так оценил произведение советский музыковед Константин Зенкин.

Что касается «Сна в летнюю ночь», то она тоже была хорошо встречена критикой. После её премьеры в Олдбурге, где с 1942 года жил Бриттен, американский музыкальный критик, театральный критик и писатель Говард Таубман написал, что оркестровые краски партитуры передают неослабевающее ощущение «парящей иллюзии». «Не все проблемы, поставленные Шекспиром, были решены, но мистер Бриттен достиг столь многого, что можно с уверенностью предсказать широкую популярность его последней и самой счастливой оперы», — отмечал критик.

Всего Бриттен написал 16 опер. Одну из них, «Блудный сын», он посвятил Дмитрию Шостаковичу (в свою очередь Дмитрий Шостакович посвятил Бриттену 14-ю симфонию). «Моя заветная мечта — создать такую оперную форму, которая была бы эквивалентна чеховским драмам… Камерную оперу я считаю более гибкой для выражения сокровенных чувств. Она даёт возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства», — утверждал Бриттен.

Таких, как Бриттен, в Советском Союзе называли «прогрессивными людьми», «людьми доброй воли». «Одна из главных тем творчества Бриттена — протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира», — разъясняет Константин Зенкин. Английский композитор трижды посещал в СССР: в 1963, 1964, 1971 годах. Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова Александра Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии.

Умер Бенджамин Бриттен 4 декабря 1976 года в возрасте 63 лет. За несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо, где он и скончался. Историю музыки ХХ века нельзя представить без его произведений.

27 сентября опера Бенджамина Бриттена пройдёт на сцене Концертного зала Мариинского театра. Начало спектакля в 19 часов. Опера исполняется на английском языке (сопровождается синхронными титрами на русском языке)

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно