Солнечные сокровища Царского Села

Солнечные-сокровища-Царского-Села

В Царскосельском дворцово-парковом музее-заповеднике открылась выставка, посвящённая 20-летию окончания работ по воссозданию Янтарной комнаты. Посетители впервые могут увидеть крупнейшую в России коллекцию изделий из «солнечного камня» полностью.

Впервые в Царском Селе зрителям показывают всю янтарную коллекцию

Экспозиция, которая называется «Ярче солнца», развёрнута собственно в Янтарной комнате и двух примыкающих к ней парадных залах Екатерининского дворца — Картинном и Портретном. Представлено более ста предметов, изготовленных в XVII-ХХ веках.

Интересно, что выставка «оснащена» и звуковыми эффектами — можно услышать пение канарейки (этих птичек содержали в камнерезных мастерских в качестве «индикатора» относительной чистоты воздуха), шум волн Балтийского моря и скрип досок настила Куршской косы близ Кёнигсберга (нынешнего Калининграда), где издревле и поныне добывается янтарь.

«Эта выставка — в некотором роде жизнеописание Янтарной комнаты: от создания до второго рождения. Это гимн мастерству и мастерам, рассказ о долгом и трудном пути воссоздания шедевра. И это — своеобразная благодарность нашей самой яркой звезде, ради встречи с которой люди садятся в самолёты и поезда дальнего следования», — цитирует пресс-служба ГМЗ «Царское Село» директора музея-заповедника Ольгу Таратынову.

Экспозиция в Портретном зале рассказывает историю Янтарной комнаты и прибытия её в Россию в качестве дипломатического подарка прусского короля Фридриха Вильгельма I императору Петру I. Представлены портреты обоих монархов, интерактивная карта с указанием маршрута доставки раритета из Берлина в Санкт-Петербург, изображения гвардейцев (согласно легенде, по приказу императрицы Елизаветы Петровны в Царское Село ящики с янтарными панелями пешком на плечах доставили рослые и сильные русские гренадёры).

Панели Янтарной комнаты в Царское Село якобы доставили на своих плечах русские гвардейцы

В самой Янтарной комнате Екатерининского дворца размещена экспозиция, рассказывающая о судьбе шедевра уже в Царском Селе  и истории его воссоздания, которое продлилось четверть века. Кроме того, в интерьере вновь представлена модель памятника прусскому королю Фридриху II Великому, установленного в Берлине, работы немецкого ваятеля Кристиана Даниэля Рауха (1777-1857). Эту скульптуру в интерьере Янтарной комнате можно увидеть на многих дореволюционных и довоенных фотографиях, в том числе и на автохромном (цветном) снимке 1917 года.

Эти фотографии, а также чертежи воссоздания интерьера и другие изобразительные материалы, которые стали основой реставрационных работ, тоже представлены в Янтарной комнате. Кроме того, возле заново сделанной реставраторами флорентийской мозаики «Осязание и Обоняние» выставлен её оригинал, созданный в середине XVIII века и обнаруженный в 1997 году в Германии.

Модель памятника прусскому королю Фридриху II на снимке 1917 года

В Картинном зале, помимо коллекции изделий из янтаря, представлена некая мастерская, то есть экспонируются и инструменты, с которыми работали «по солнечному камню» прежние и современные «специалисты».

Среди янтарных экспонатов выставки — доска для настольных игр, которая, как предполагают музейные эксперты, принадлежала императрице Елизавете Петровне, ларец с фигурами Венеры и Амура мастера Готфрида Турау, а также ложки, шкатулки, песочные часы, чернильный набор, пресс-папье, медальоны, мундштуки для кальяна, предметы для бритья и другие предметы.

Среди экспонатов — такой янтарный ларец

Напомним, что проект реставрации Янтарной комнаты был разработан институтом «Ленпроектреставрация» под руководством главного архитектора восстановления Екатерининского дворца Александра Александровича Кедринского (1917-2003).

«Своей работой мы сумеем дать людям представление о той Янтарной комнате, которая украшала дворец и которую я видел своими глазами. Не сомневаюсь, что рано или поздно она найдётся — такой шедевр не может пропасть бесследно. И тогда станет ясно, что наши мастера тоже создали уникальное произведение декоративного искусства», — говорил Кедринский.

Янтарный кабинет в 1717 году получил в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I (отца Фридриха II Великого) Петр I. Первоначально панели находились в петербургском Зимнем дворце. При императрице Елизавете Петровне их доставили в Царское Село. Предназначенное для кабинета помещение в Екатерининском дворце существенно больше по площади и высоте потолка, чем предполагавшееся при изготовлении панелей. Поэтому Бартоломео Франческо Растрелли ввёл в отделку зала золочёную деревянную резьбу, зеркала-пилястры, мозаичные картины и таким образом сумел создать из сравнительно небольшого сплошь в янтарных панелях кабинета просторную и очень торжественную комнату — жемчужину Золотой анфилады Екатерининского дворца.

Судьба Янтарной комнаты, похищенной немецко-фашистсткими оккупантами в период Великой Отечественной войны, остаётся тайной и поныне. В 1979 году Совет министров РСФСР принял постановление о воссоздании шедевра. Работы, которые вели специалисты Царскосельской янтарной мастерской, длились более 20 лет. 31 мая 2003 года к 300-летию Санкт-Петербурга интерьер, возрождённый в полном объёме из добытого в Калининградской области сырья, был представлен первым посетителям. В финансировании восстановления Янтарной комнаты участвовала и немецкая компания Ruhrgas.

Воссозданная 20 лет назад Янтарная комната

Весной 2022 года была представлена VR-версия, то есть точная интерактивная копия уникального интерьера Екатерининского дворца. Разработчиком выступила московская компания Stereoforma, которая занималась этим делом в течение года. Отмечалось, что «уникальность проекта заключается в сложности сохранения рисунка янтаря с учётом отражающих свойств камня».

IT-специалисты прошли тем же путём, что и реставраторы, — детально и кропотливо «возились» в 3D-формате с каждой завитушкой интерьера Янтарной комнаты. Утверждается, что на данный момент по степени детализации представленная VR-версия не имеет аналогов в мире, превосходя по этому параметру все музейные виртуальные проекты.

Разработчики VR-версии Янтарной комнаты на её представлении подчёркивали, что она даёт возможность жителям регионов России и других стран, которые не могут по тем или иным причинам приехать в Царское Село, увидеть уникальное произведение искусства во всех подробностях.

Было заявлено, что планируется сделать VR-версию Янтарной комнаты доступной по всему миру, подключать пользователей, находящихся в разных точках планеты, к единому виртуальному пространству и проводить онлайн-экскурсии.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы официального сайта ГМЗ «Царское Село»

Вам будет интересно