Смольному навязывают «свою колокольню»

Dron12

На днях с помощью 1000 дронов петербуржцам показали, как могла бы выглядеть гигантская колокольня Смольного собора, если бы её построили. Впрочем, именно это и предлагается сделать сейчас. Зачем?

На этой любительской фотографии светового шоу видно доминирование несуществующей колокольни над всем центром Петербурга

Идею «восстановить» 168-метровую (по другим данным, её проектная высота составляла 140 метров) колокольню Смольного монастыря второй год «проталкивает» связанный с ПАО «Газпром» Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге.

Нынешнее световое шоу тоже организовано им. Впервые идея была озвучена другими инициаторами более десятка лет назад, но тогда до дела не дошло. Правда, сейчас тоже всё сводится к обсуждениям, спорам, газетным публикациям и рекламным перформансам. Состоявшийся давеча был приурочен к 196-й годовщине восшествия на российский престол императора Николая I, по приказу которого Смольный собор в 30-е годы XIX века был всё-таки достроен. Без колокольни.

То есть говорить о «воссоздании» сооружения не приходится, поскольку построено оно не было. Правда, археологами обнаружен заложенный под колокольню фундамент, говорится, что якобы два её нижних яруса всё-таки были возведены, но впоследствии разобраны, плюс она фигурирует на знаменитом макете монастыря, хранящемся в Академии художеств. На этом «исторические» аргументы во всём этом деле заканчиваются, и в дело вступают эмоции, вкусовые пристрастия и амбиции.

Смольный собор и площадь перед ним на фото начала ХХ века

Кстати

При поддержке Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге завершена реставрация Троицкой церкви в Киновии Александро-Невской лавры на Октябрьской набережной, продолжается воссоздание храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (с грошиками) на проспекте Обуховской обороны, предполагается также возрождение церкви Бориса и Глеба на Синопской набережной, установка памятного знака в честь первого в нашем городе собора на Троицкой площади и возвращение памятника Александру III работы Паоло Трубецкого на Знаменскую площадь (ныне площадь Восстания) с перемещением оттуда обелиска «Городу-герою Ленинграду» на площадь Мужества.

Сооружение никогда не существовавшей в реальности колокольни Смольного собора во всём этом списке действительно добрых и важных дел вызывает больше всего вопросов.

Так выглядит несуществующая колокольня Смольного монастыря на современном проектном рисунке

Без исторического обзора не обойтись. Начать стоит с того, что Воскресенский Новодевичий монастырь был основан повелением императрицы Елизаветы Петровны на месте «смоляного двора», созданного при отце государыни Петре I для обеспечения дёгтем судостроительных верфей, и построенного поблизости небольшого дворца, с которым у царицы были связаны «воспоминания юности».

Якобы она предполагала в преклонные годы отречься от престола и провести старость в монастыре. Для этого и взялись здесь строить по проекту Бартоломео Франческо Растрелли (Зимний, Екатериненский в Царском Селе и Большой Петергофский дворцы) «обитель» для 120 девиц из благородных семей, для каждой из которых планировались отдельные апартаменты с комнатой для прислуги, кухней и кладовой.

В связи с этим огромная колокольня — самое высокое сооружение в тогдашней Европе, видимое практически из любой точки Петербурга того времени (да и «на вырост»), служило бы постоянным напоминанием преемникам на престоле об императрице, живущей «на покое». Это как «Газпром» со своим небоскрёбом очень хочет продемонстрировать своё уникальное значение и без него великому городу.

В пользу этой версии говорит абсолютно дворцовый характер грандиозного сооружения — это не просто монастырь, а резиденция «императрицы в отставке», расположенная «вдали от шума городского» в очень красивом месте близ излучины Невы. Не будем забывать, что этот район ещё долго оставался предместьем Петербурга, и построенный позднее Таврический дворец с садом и каналом в сторону реки создавался светлейшим князем Потёмкиным как загородное поместье.

Макет Смольного монастыря, экспонируемый в музее Академии художеств

Кстати

Экспонирующаяся в музее Академии художеств модель Смольного монастыря (с колокольней) была выполнена помощниками Растрелли после очередных замечаний императрицы к проекту в качестве, как сегодня говорят, «презентации». Макет выполнен в масштабе 1 к 62, вырезан из липы, детали декора отлиты из свинца и позолочены. Изделием занимались шесть плотников в доме на Большой Морской улице на столе длиной около 6,5 метров (три сажени). Якобы Растрелли сам раскрашивал модель, которую доставили к месту строительства в специальный дом 14 мая 1751 года, где она и была представлена Елизавете Петровне. Правда, построенный в результате комплекс зданий и собор существенно отличаются по планировке, оформлению и даже пропорциям от воплощённых в модели. Так что дело не только в нереализованной колокольне.

Так почему же всё-таки её не построили? Есть несколько версий, и некоторые из них пересекаются, как бы «накладываются» одна на другую.

Первая. Полному воплощению проекта помешала Семилетняя война 1756-1763 годов, поскольку оттянула на себя государственные финансы. Но строительство монастыря началось ещё в 1748-м. По свидетельству современника, сначала были построены келейные корпуса со стороны Невы, потом с правой стороны — следующие, и церковь при них (возведена до купола в 1749-1751 годах). Далее с левой стороны к реке строился третий келейный корпус и при нём вторая церковь (в 1752-1753 годах). От прохода из Святых ворот «кельи и при них две другие церкви» уже в 1753 году были построены «до нижних окон». Под фундамент собора начали бить сваи в 1749-м, под колокольню — в 1752-м. В 1759-м  были сведены своды собора, в 1760-м его главный купол довели до окон, а в 1761-м он тоже был достроен до сводов. То есть нельзя сказать, что начало Семилетней войны сильно повлияло на темпы строительства монастыря. Причём работы велись и до «презентации» макета в 1751 году.

Пока что эта громада существует только виртуально (благодаря «строю» тысячи дронов)

Вторая. Работы по строительству Смольного монастыря практически прекратились после смерти императрицы Елизаветы Петровны, последовавшей 25 декабря 1761 (5 января 1762 года по новому стилю). Это правда. Некий дворцовый комплекс как обитель ушедшей на покой монархини, которую бы здесь окружали аристократические «приживалки» со своими горничными и кухарками, категорически не был нужен ни Петру III, воцарившемуся на считанные месяцы, ни Екатерине II, которую и сейчас любому более-менее знакомому с российской историей человеку очень трудно представить «в отставке». При ней в духе идей французских философов, состоявших с новой государыней в переписке, Смольный монастырь (функционировал в таком качестве с 1744 по 1764 год) превращается в эпицентр элитного женского образования.

В 1764-м Екатерина II учредила при монастыре первое в России женское учебное заведение — Воспитательное общество благородных девиц, рассчитанное на 200 воспитанниц из семей потомственных дворян. В 1765-1775 годах встык с келейными корпусами по проекту архитектора Юрия Фельтена строится здание училища для мещанских девушек, а позднее — уже при Александре I, в 1806-1808 годах — Джакомо Кваренги возводит тоже сообщающийся с монастырскими корпусами Смольный институт, ставший позднее «штабом революции».

Во всей этой конфигурации никакая гигантская колокольня была решительно не нужна. Более того, Воскресенский собор внутри оставался неоформленным и даже неоштукатуренным, его крыша не ремонтировалась и зарастала кустарником.

На современных эскизах ясно видно, как гигантская колокольня «убивает» ансамбль Смольного монастыря со стороны Невы

Третья. Якобы сам Растрелли, в том числе и благодаря макету, представленному императрице, понял, что гигантская колокольня заглушает здание собора и всего ансамбля, делает его совершенно бессмысленным и неработающим на окружающее пространство. И поэтому в меру своих возможностей всячески притормозил её строительство.

Четвёртая. В какой-то момент стало очевидно, что строить такую громадину на зыбких петербургских грунтах крайне опасно. Тут следует вспомнить, что Растрелли пришлось усилить барабан центрального купола Смольного собора, когда четыре звонницы, на макете стоящие отдельно, слились с главным корпусом, став контрфорсами, то есть его дополнительными опорами.

Василий Петрович Стасов, которому в 1829 году поручили достройку заброшенного почти на 70 лет собора, докладывал:

«В боковых огромных сводах собора сделались во всю их величину разрывы; течью сквозь испорченные покрышки размыло частями стены; в некоторых из них произошли сквозные трещины…  Главнейшие разрывы произошли от тяжести середины, втрое превышающей боковые, а потому естественно минуемые в подобных зданиях в первые годы».

То есть даже укрепление барабана центрального купола четырьмя звонницами-контрфорсами не сбалансировало массу разных частей здания 90-метрового собора. Применительно к отдельно стоящей огромной колокольне и таких вариантов «подпорок» нет.

Таков возможный вид на колокольню Смольного собора с площади Пролетарской диктатуры

Короче говоря, колокольня Смольного собора не была построена по идеологическим, финансовым и физическим причинам. Две последние, наверное, с учётом участия «Газпрома» и наличия современных материалов и технологий преодолимы, а вот идея сооружения новодела в сложившемся давно и не вдруг историческом ансамбле вызывает большие сомнения.

Умилительны рассуждения некоторых современных петербургских архитекторов, которые высказываются за строительство огромной колокольни. Они говорят, что прилегающие к Смольному кварталы так испорчены в последние годы непродуманной и разновысотной застройкой, что эту скорбную ситуацию может исправить только появление новой грандиозной доминанты, которая «затмит» всё случившееся безобразие. Господа хорошие, вы тут случайно не в своей профнепригодности расписываетесь?

Игорь Теплов

Использованы иллюстрации с официального сайта Фонда содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге

Вам будет интересно