В Большом зале петербургского Дома кино продолжают показывать и смотреть незаслуженно забытые шедевры советского нуара 1960-1970-х годов, в числе которых и оказался криминальный детектив Леонида Аграновича «Случай из следственной практики».

Воздают по заслугам
Сюжет фильма завязан на том, что Валентин Макарцев (Алексей Королёв), отбывающий наказание за воровство, вдруг незадолго до окончания срока признаётся в совершённом девять лет назад убийстве мелкого карманника Баржи (Игорь Старков). Дело поручают следователю Ольге Сухаревой (Любовь Землянкина). Назвав имена предполагаемых свидетелей, Валентин, сам того не желая, подставляет старых товарищей, многие из которых покончили с преступным прошлым и стали весьма полезными для общества людьми.
Коротков (Роман Вильдан) работает в закрытом НИИ и собирается защищать диссертацию, Фомич (Всеволод Шиловский) – начальник отдела снабжения, Трошина (Нина Русланова) – хирургическая сестра, а Кличко (Геннадий Кочкожаров) – незаменимый радист авиалайнера. Но в глазах беспристрастного следователя они предстают лишь возможными соучастниками преступления, подвергаясь допросам и давлению со стороны прокуратуры. Как выясняется, вся компания промышляла карманными кражами, а Баржа, которому передавали деньги на хранение, стал присваивать часть себе, и его решили проучить.
В ходе допросов Коротков и Фомин упорно отрицают свою причастность к убийству и на вопросы отвечают неохотно. Тем временем двое других свидетелей ведут себя иначе, надеясь таким образом смягчить своё положение и избежать последующих обвинений. Трошина сразу признаёт, что Баржу убили. Об убийстве рассказывает и Кличко.
Поняв, что преступление действительно имело место, Сухарева всерьёз берётся за дело, вызывая Короткова и Фомина на очную ставку с Макарцевым, чтобы выяснить степень их причастности. Оказывается, что нож, которым оно было совершено, принадлежал Короткову, который, не выдержав такого давления и обвинения в соучастии в убийстве, покончил с собой, в предсмертной записке обвинив в своей смерти Сухареву.
По другому делу к Сухаревой случайно заходит инженер Барашков, который и оказывается тем самым «убитым» Баржой. Однако Трошина и Кличко уже признались в своём соучастии, и теперь по закону должны быть вызваны в суд, которому предстоит выяснить степень вины людей, давно раскаявшихся за несовершённое преступление. Коллега Сухаревой предлагает ей не давать ход делу, поднимая сложный вопрос противостояния справедливости и закона, а также роли следователя в судьбах людей. Однако Сухарева намерена поступить иначе. Фильм заканчивается её словами: «Воздаю по заслугам согласно закона. Так или нет?»
Леонид Агранович и его семья
Леонид Агранович – удивительный режиссёр с не менее выдающейся родословной, в которой много очень талантливых людей, связанных с советским и российским кинематографом. Сам Леонид Данилович родился в 1915 году в посёлке Змиёвка Орловской губернии и окончил ФЗУ (фабрично-заводское училище). Потом занимался в театральных кружках, однажды даже встретил Всеволода Мейерхольда, впоследствии оказался в штате актёров театров, выступал не только в Москве, но и по всей стране: от Ташкента до Петропавловска-Камчатского. Во время Великой Отечественной войны был актёром и режиссёром фронтового театра.
Несмотря на то, что фильмов в фильмографии Леонида Аграновича, казалось бы, немного, всего шесть, он прославился сценариями не только ко всем своим картинам, но и ещё к пяти фильмам, за один из которых даже удостоился Государственной премии СССР. Занявшись литературной деятельностью, он стал автором сценариев и нескольких пьес, печатавшихся с 1946 года. О героях некоторых из его сценариев и связанных с ними историях Аграновичем написано пять повестей: «Мейерхольд», «Воркута», «Якир», «Процесс», «Открылась бездна».
Леонид Агранович вращался в кинокругах с конца 1930-х годов, был учеником Всеволода Эмильевича Мейерхольда и работал актёром в его театре. Поэтому арест Мейерхольда, убийство его жены Зинаиды Райх в 1939 году наложили очень сильный отпечаток на последующее творчество Леонида Даниловича: главными темами четырёх из шести его фильмов стали правосудие, справедливость, закон и беззаконие. Это фильмы «Человек, который сомневается» (1963 г.), «Случай из следственной практики» (1968 г.), «Свой» (1970 г.) и «Срок давности» (1983 г.).
Все четыре фильма примечательны тем, что не похожи ни на что иное в ряду советских милицейских фильмов. При этом большая часть из них – нуар. И несмотря на такие пафосные громкие слова, как «правосудие, закон, справедливость», это прежде всего психологические драмы. Кроме того, удивительна и сама подача детектива, начиная с фильма 1963 года «Человек, который сомневается» – образца «новой волны». В этой картине Леонид Агранович открыл Олега Даля как актёра. Это была его первая главная роль в кино.
«Фильмы Аграновича – не просто отклонение от детективного жанра, скорее это антидетективы, ибо в них противоположные цели и задачи. Главное для автора – не процесс расследования преступления, но воссоздание социальных корней, обстановки, в которой произошло преступление, психологии людей», – пишет Л. Белова в серии книг и статей «Вопросы киноискусства» № 15 (1974 г.).
В советском кино не было других таких криминальных фильмов, как у Леонида Аграновича – без единого идеологического штампа, упоминаний идеологических клише. Несмотря на то, что они все говорят о правосудии, законе, справедливости, но эти слова могут быть произнесены где угодно. Удивительно гармоничное сочетание в его работах реальности и сюрреалистичности придаёт им какую-то особую полноту жизни. Этим историям действительно веришь.
Родной брат Леонида Даниловича – Евгений Агранович, тоже сценарист, поэт и писатель, бард, автор текстов песен для многих советских фильмов и сценариев мультфильмов студии «Союзмультфильм». Мультфильмы по его сценариям, например, «Заокеанский репортёр» (1961 г.), носили преимущественно пропагандистский характер. Евгений Данилович Агранович из числа тех людей, творчество которых знают все, но никто не помнит их имён. А ведь именно он написал две великие песни для советского кино: «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок…» (1954 г.), которая звучит в фильме «Ошибка резидента» (1968 г.) в исполнении Михаила Ножкина, и «Вечный огонь» («От героев былых времён…», 1970 г.) к фильму «Офицеры».
Сам Леонид Данилович был дважды женат. От брака с актрисой Мариной Францевной Ковалёвой у него родился сын Алексей Ковалёв – будущий актёр, режиссёр, журналист и радиоведущий, сыгравший одну из главных ролей в фильме «Случай из следственной практики». Во втором браке, с переводчицей Миррой Соломоновной, родились ещё два сына – Михаил и Марк.
Михаил Леонидович Агранович в будущем станет известным оператором. Его самая знаменитая работа – фильм «Покаяние» (1984 г.) Тенгиза Абуладзе. Он снимал также «Маленькие трагедии» (1979 г.) по сочинениям А. С. Пушкина, последний фильм Глеба Панфилова «Иван Денисович» (2021 г.). Кроме того, Михаил Агранович выступил оператором режиссёрского дебюта Олега Ивановича Янковского – «Приходи на меня посмотреть» (2000 г.) по мотивам пьесы Надежды Птушкиной «Пока она умирала», где небольшую и свою первую эпизодическую роль исполнил 10-летний внук актёра – Иван Янковский.
У Михаила Леонидова в свою очередь тоже есть дети – сын Алексей и дочь Мария. Оба они режиссёры. Алексей – актёр, продюсер, последний главный режиссёр «Гоголь-центра», также он занимается постановкой различных шоу.
Воркута и следователь Шпеер
Леонид Агранович, с одной стороны, ощутил на себе события 1937-1939 годов (гибель Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх), с другой стороны, он увидел работу органов госбезопасности под иным углом. У него есть замечательная книга воспоминаний под названием «Воркута», изданная незадолго до его смерти в 2011 году.
В 1946 году Госкино даёт Леониду Аграновичу задание написать сценарий о героях-комсомольцах, которые дают стране уголь. Над этим не нужно смеяться, поскольку в те годы воркутинские лагеря давали уголь в том числе и для Ленинграда, который отапливался им после прорыва блокады. Леонида Даниловича командировали туда для сбора материала. Само собой, в сценарии это должны были быть не заключённые, а энтузиасты. И Агранович провёл там гораздо больше времени, чем намеревался. Не только потому, что встретил там своих осуждённых друзей (сценариста Алексея Каплера, актрису Валентину Токарскую), но и потому, что, судя по тексту его книги, он попал под какое-то завораживающее обаяние начальника Воркуто-Печорского исправительно-трудового лагеря (Воркутлага) – генерала Михаила Мальцева. Он был военным строителем, сапёром.
Мальцев стал одним из архитекторов Сталинградской победы, занимаясь там всеми сапёрными сооружениями. После этого, в 1943 году, Михаила Митрофановича перевели в систему НКВД и перебросили исправлять ситуацию с Воркуто-Печорским лагерем, чем генерал был очень недоволен. Но, тем не менее, он, наладив в Воркутлаге производство угля, покровительствовал заключённым из интеллигентной среды. Именно он добился присвоения 26 ноября 1943 года Воркуте статуса города. Ему также удалось наладить бесперебойное снабжение углём Ленинграда, тогда же повысились пайки заключённых шахтёров, в Воркуте был открыт музыкально-драматический театр…
Про всё это Агранович написал в книге «Воркута». И во многом благодаря этому эпизоду своей жизни он знал систему правосудия с обеих сторон, что помогло ему впоследствии в работе над сценариями для своих криминальных детективов, художественно обыгрывая в них реальные случаи из следственной практики.
Подобно майору Евгению Худику, ставшему вторым сценаристом для детективных фильмов Герберта Раппапорта, соавтором сценария «Случая из следственной практики», как и картин «Свой» (1970) и «Срок давности» (1983), стал следователь по особо важным делам Прокуратуры Москвы Александр Львович Шпеер. Будучи одним из рядовых правоохранителей, он расследовал все самые громкие дела 1970-1980-х годов.
В числе его расследований пожар в гостинице «Россия» 25 февраля 1977 года, в результате которого погибли 42 человека и ещё 52 пострадали, причины страшной давки на Большой спортивной арене Центрального стадиона им. В. И. Ленина в «Лужниках» 20 октября 1982 года, когда погибли 66 человек. Он же расследовал и крушение парохода «Адмирал Нахимов», произошедшее 31 августа 1986 года в 15 километрах от Новороссийска. Не обошёл стороной Александр Шпеер и зверское убийство героя войны Георгия Никитича Холостякова и его жены в июле 1983 года.
Однако Александр Шпеер был не просто правоохранителем, но ещё и писателем («Уголовное дело», 1973 г.). Будучи настоящим литератором, этот человек действительно владел пером и не просто пересказывал Аграновичу сюжеты и подавал идеи, а оказывал существенную помощь в написании сценариев по мотивам реальных случаев из своей практики. Александр Шпеер умел передать в своих текстах ту самую «нуаровскую» специфику работы следователя.
Необычные сцены
По воспоминаниям Леонида Аграновича, в фильме показан «действительный случай из практики моего друга и соавтора А. Л. Шпеера». При этом коллегам Шпеера «не понравился намёк на то, что служба их бывает не всегда такой стерильной и правой, какой мы изображаем её в кино, в песнях, в стихах и прозе».
Особенностью этого фильма станут и некоторые необычные сцены – своего рода флешбэки, которые тогда впервые стали вводить в советское кино. Это сцены, когда герой Алексея Ковалёва – человек, который просидел в заключении почти десять лет и вдруг признаётся в совершённом когда-то убийстве – идёт по набережной и вспоминает, как здесь всё было и что произошло. То, что он видит – это абсолютный импрессионизм. Вода, солнце, блики, брызги, купающиеся подростки… Казалось бы, о каком убийстве может идти речь? В тот момент зритель, как и следователь Ольга Сухарева, даже не сразу понимает, было ли оно вообще.
Оператором фильма был Геннадий Карюк, который работал на киностудии в Одессе и снял более шестидесяти фильмов, преимущественно с режиссёрами Кирой Муратовой («Короткие встречи», 1967; «Долгие проводы», 1971; «Чувствительный милиционер», 1992; «Настройщик» и «Справка», 2004), Станиславом Говорухиным («Пассажирка», 2008; «Конец прекрасной эпохи», 2015), Георгием Данелия («Орёл и решка», 1995; «Фортуна», 2000), Александром Прошкиным («Доктор Живаго», 2005; «Живи и помни», 2008; «Чудо», 2009; «Искупление», 2012). Есть в его фильмографии и четыре режиссёрских работы. Картина Леонида Аграновича «Случай из следственной практики» – вторая по счёту работа оператора.
Именно в фильме Киры Муратовой «Короткие встречи» впервые появилась на экране Нина Русланова, сыгравшая годом позже в «Случае из следственной практики» одну из героинь – медсестру Тоню Трушину. Удивительная история связана с фамилией и обстоятельствами рождения актрисы, которых она сама так и не узнала, поскольку в раннем возрасте её нашли в городе Богодухове Харьковской области и определили в детский дом. Фамилию в честь певицы Лидии Руслановой девочке дала инспектор детских домов, а дату рождения Нина Ивановна выбрала себе сама – 5 декабря в СССР был выходным в связи с Днём Сталинской Конституции, а в детском доме по этому поводу всегда устраивались импровизированные концерты и относительно вкусно кормили. По первому образованию Нина Русланова штукатур, и именно эту роль она исполнила в фильме «Познавая белый свет» (1980 г.).
«Я имел честь общаться с ней несколько дней в Москве. И надо сказать, что я никогда не видел человека, который бы просто разговаривал матом. Она приехала поздравлять молодых кинематографистов, среди которых был я, с вручением премии Ассоциации молодых кинематографистов «Зелёное яблоко – Золотой листок». Она, конечно, великолепная актриса, которая может быть и вульгарной, и изысканной, как в “Моём друге Иване Лапшине” (1984 г.) или “Тени исчезают в полдень” (1971 г.). Но тогда Нина Ивановна приехала посмотреть на молодое поколение и просто несколько дней ругалась», – вспоминает Михаил Трофименков.
Любящего мужа главной героини Семёна Сухарева воплотил на экране Владимир Заманский. А Всеволод Шиловский сыграл Якова Фомича – самого неприятного типа среди соучастников предполагаемого преступления. Хотя диапазон его более чем 165 ролей необычайно широк. Валентина Сперантова, игравшая мать учёного Анатолия Лебедянского в фильме «Два билета на дневной сеанс» (1966 г.), в «Случае из следственной практики» вновь исполнила роль матери преступника – на сей главного героя Валентина Макарцева.
Главную женскую роль следователя Ольги Сухаревой исполняет Любовь Стриженова (в титрах – Земляникина). Девичья фамилия актрисы – Лифенцова. Первым её мужем стал актёр Владимир Земляникин, с которым она снималась в своей дебютной роли, будучи ещё студенткой театрального училища, в фильме «Улица молодости» (1958 г.). Однако супружеская жизнь 18-летней актрисы и 25-летнего актёра не задалась, хоть в браке и родилась дочь Елена, ставшая впоследствии директором театрального центра «Пигмалион». Через некоторое время Любовь Лифенцова вышла замуж за Олега Стриженова, брак с которым продлился всего шесть лет, а плодом его стал актёр и режиссёр Александр Стриженов, однако фамилию второго мужа Любовь Васильевна оставила на всю жизнь.
Личная жизнь актрисы была весьма насыщенной, но больших ролей ей выпало довольно мало. Это фильмы «Приезжайте на Байкал» (1965 г.) Вениамина Дормана и непосредственно «Случай из следственной практики» Леонида Аграновича, где она весьма убедительна и очень обаятельна в роли необычного следователя прокуратуры, каких ещё не было в истории советского кино. Играла она и в фильмах «Поворот» (1978 г.) Вадима Абдрашитова, «Повесть непогашеной луны» (1992 г.), и в сериале «Вечный зов» (1973-1983 гг.) Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. Неожиданным стало её появление в фильме «Любовь-морковь» (2007 г.). А годом позже Любовь Стриженова уходит в монастырь, приняв монашеский постриг с именем Иудифь.
Сегодня, 2 апреля, в Доме кино будет показан ещё более, чем «Случай из следственной практики», забытый шедевр советского нуара. Это фильм Георгия Калатозишвили «Смерть филателиста» (1969 г.). Загадочное кино, которое сильно ударило по судьбам некоторых его участников.
Полина Григорьева