Сицилийские страсти

Cavalleria_rusticana

На Сицилии есть поговорка – «Бог простит, а я нет!» (“Dio perdone, io no!”). Это даже не поговорка. Это одна из заповедей кодекса чести сицилийца. Обиды не прощают. Обиды смывают кровью. Об этом опера Пьетро Масканьи «Сельская честь».

Оригинальное название оперы «Деревенское рыцарство» (“Cavalleria rusticana”), а «Сельская честь» называется новелла Джованни Верги (1840 – 1922), по которой опера и была поставлена. Верги родился в городе Катания, вторым по величине городе Сицилии, и считается основателем веризма – литературного направления, для которого характерно использование натуралистического подхода к описанию действительности. Образцом для веристов был француз итальянского происхождения Эмиль Золя, с которым Верги был знаком. Верги всю жизнь прожил на Сицилии и знал хорошо нравы земляков.

Красота природы и удручающая социальная бедность, красивые города и запустение, гостеприимные люди и жестокие нравы – всё это можно сказать и сегодняшней Сицилии. В XIX веке эти контрасты были гораздо выпуклей.

Веризм из литературы перекочевал в оперное искусство, и композитор Пьетро Масканья был одним из ярких представителей этого направления. Уроженец Тосканы, Ливорно, он искал сюжет для одноактной оперы, с которой он мог бы участвовать в конкурсе, объявленном в Милане издателей Эдуардо Сонцоньо в 1888-м. Участвовать в конкурсе могли начинающие итальянские композиторы, чьи произведения ещё никогда не ставились на сцене. Три оперы-победительницы должны были быть поставлены в Риме за счёт организатора конкурса. Опера Масканьи вошла в число победительниц. Масканья даже не сразу поверил в свой успех.

Римская премьера «Сельской чести» прошла 17 мая 1890 года, взыскательная итальянская публика тепло её приняла.  В Мариинском театре премьера этой оперы прошла 18 января 1893 года (на русском языке, перевод Михаила Иванова и Николая Спасского), но до этого её поставили в других русских театрах. Известно, что её высоко оценил Пётр Ильич Чайковский, который умер через полгода после постановки её в Мариинском.

В основе сюжета – любовный четырёхугольник. Действие разворачивается в пасхальное воскресенье. А на Сицилии Пасха, когда на улицы выходят церковные ордена в монашеских рясах, в колпаках или в капюшонах на голове – это экстраординарное событие. Несмотря на то, что опера называется «Сельская честь», «в поведении большинства персонажей оперы нет никакой чести», считает историк оперы Генри У. Саймон. Мистер Саймон по образованию экономист, а по национальности американец, то есть это был двойне рациональный человек, поэтому он не смог понять иррациональные страсти сицилийцев. Альфио, убивая Туридду, защищает свою честь, он просто не может поступить иначе. Точнее, может, но тогда его всю жизнь земляки будут называть cornuto (рогоносец), показывая рожки пальцами. А Туридду не мог не принять вызов на поединок, иначе бы он прослыл трусом, маменькиным сынком.

«В опере Масканьи история любви и измены, преступления против чести разворачивается на фоне массовых сцен, духовной и народной хоровой музыки, здесь даже сольные партии приближаются к песням, а галантные романсы основаны на народных жанрах, – рассказывает историк оперы Густаво Маркези. – Большим достижением Масканьи стало то, что он сумел сохранить свежесть целого, не отклоняясь от драмы даже в декоративных эпизодах – если они и независимы, то составляют отдельный спектакль. Как во всех других операх конца XIX века, в “Сельской чести” большое внимание уделяется описанию пейзажа, обстановки, хотя фольклорная подлинность и не обязательно соблюдается: перед нами скорее результаты свободного творчества и фантазии. В опере часто сочетаются некоторая примитивная обнажённость гармонии (не всегда достаточно отделанная, она опирается на широкие, полные аккорды, изображающие напряжение страсти) и, напротив, тембровая изысканность. Музыка “Сельской чести” насыщена гибкой, страстной кантиленой, близкой к народным песням. Ее эмоциональные контрасты усиливают остроту сюжета: неистовые страсти сменяются состоянием душевной отрешенности, драматическому столкновению человеческих характеров противостоит спокойствие весенней природы».

В Мариинском театре сейчас идёт «Сельская честь» в постановке французского режиссёра Арно Бернара. Премьера прошла 25 ноября 2020 года. Бернар переносит действие оперы из сицилийской деревни в итальянский квартал Нью-Йорка 1920-х годов. «Режиссёр считает, что итальянские эмигранты принесли в Новый Свет те же почвенные, архаические понятия о жизни и смерти, вере и чести, любви и судьбе, которые были приняты на Сицилии в середине XIX века – в те времена, когда разворачивается история новеллы “Сельская честь”, легшей в основу либретто. Если любовь до брака – то отлучение грешницы от причастия, если измена – то поединок соперников на ножах, оскорбление смывается кровью, набожность истова, месть дремуча, а уважение к матери переходит в настоящий “маммизм”», – написано в описании спектакля на сайте Мариинского театра.

Ещё один интересный факт. В фильме «Крестный отец – 3» сын Майкла Корлеоне, Энтони, поёт именно в этой опере.

Погрузиться в сицилийские эмоции можно будет 21 мая, это суббота. Опера, которая длится 1 час 10 минут, будет исполнена в этот день дважды. Начало первого спектакля в 17 часов, а второго – в 20. Оба раза о пройдёт он на второй сцене Мариинского театра. И оба раза за дирижёрским пультом будет стоять маэстро Валерий Гергиев.

Подготовил Дмитрий Жвания

Вам будет интересно