«Шурале» – балет имени татарского лешего

Surale

Афиша Петербурга — выбор редакции

Композитор Фарид Яруллин, написавший балет «Шурале», был призван в Красную армию и, будучи лейтенантом, командиром стрелкового взвода 19 танкового корпуса, погиб в бою за освобождение Белоруссии 17 октября 1943 года

24, 25 и 31 мая в Мариинском театре будет представлен балет «Шурале» Фарида Яруллина в хореографии Леонида Якобсона, созданный по мотивам татарских сказок. Его порой даже называют татарским «Лебединым озером».

Либретто балета написал писатель Ахмет Файзи (при участии Леонида Якобсона) по мотивам одноимённой сказочной поэмы Габдуллы Тукая. В ней рассказывается о девушке-птице, в которую влюбился юноша-охотник и лесной злодей Шурале.

В основе сюжетной линии балета – сказка о добре и зле, об умении владеть собой и не терять присутствия духа даже в поединке с нечистью – со злым лесным духом Шурале и его шуралятами. В финале злой и коварный леший оказывается повержен отстаивающим справедливость влюбленным красавцем Али-Батыром.

Так почему же данный балет назван не в честь самого победителя зла? Балет, в марте 1945 года представленный в Казани как «Шурале», при переносе в 1950 году на сцену ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова был переименован в «Али-Батыра», и именно под этим названием он удостоился Сталинской премии (награды получили балетмейстер Леонид Якобсон, дирижер Павел Фельдт и — небывалый случай — три состава исполнителей).

Но со временем историческая справедливость восторжествовала, и сегодня имя лешего Шурале украшает афишу Мариинского театра.

В хореографии «Шурале» Якобсон так мастерски соединил классическую основу с национальным татарским танцем, что татары считали балет своим национальным произведением. В противовес классике и народно-характерному танцу в спектакле использовалась свободная пластика с элементами гротеска для характеристики образа лешего Шурале и его царства с ведьмами, шуралятами, шайтанами. И сегодня на сцене Мариинского театра воспроизводится этот прекрасный мир завораживающей пластики движений, невероятных музыкальных созвучий и сказочного волшебства действия.

«В балете всё было очень красочно, колоритно. Народные татарские костюмы, традиции – всё отразилось в постановке балета. Порадовало, что принимали участие в танцах дети. Ребёнку было интересно на них смотреть. Он не переставал удивляться, что в таком возрасте они выступают на знаменитой сцене. Такие вот балеты помогают приобщить ребенка к культуре» – такой отзыв о спектакле оставил один из зрителей.

Начало спектаклей в 19:00. Балет идёт на главной, исторической, сцене Мариинского театра.

Продолжительность – 2 часа 45 минут.

Спектакль идёт с двумя антрактами.

Вам будет интересно