Зданию Смольного института благородных девиц, где расположен офис губернатора и правительства Санкт-Петербурга, требуется ремонт, который вполне можно назвать капитальным. Работы обойдутся почти в 200 миллионов рублей. Несущие способности сооружения не выдерживают «административной нагрузки».
![](https://rodinananeve.ru/wp-content/uploads/2021/03/03.-glavnyj-fasad-smolnogo-instituta-1024x655.jpg)
Объявление о проведение тендера на проведение в Смольном работ по усилению несущих способностей здания и гидроизоляции фундамента опубликовано на официальном сайте государственных закупок.
Заявки от компаний, желающих получить этот подряд стоимостью в 191,5 миллиона рублей, принимаются до 23 марта. Кроме того, победитель конкурса должен будет за 130 миллионов рублей отреставрировать каменную ограду и встроенные в неё башни Смольного монастыря с юго-восточной стороны ансамбля.
Справедливости ради надо сказать, что весь комплекс зданий Смольного, где с 1917 года располагаются органы управления города на Неве, по понятным причинам не обделён вниманием, сохраняется в хорошем состоянии и регулярно ремонтируется.
Во всяком случае, этим зданиям не довелось пережить советский капитальный ремонт, когда от исторического дома оставались только фасад и капитальные стены, а все межэтажные перекрытия, чердак и крыша, внутренняя отделка варварски демонтировались.
![](https://rodinananeve.ru/wp-content/uploads/2021/03/c1b1d6a2-9648-4a17-8990-21d5c5e46528-1024x1024.jpeg)
Хорошо всем знакомый по иллюстрациям в учебниках истории, открыткам и путеводителям «жёлтый дом» был построен в 1806-1808 годах по проекту выдающегося архитектора Джакомо Кваренги специально для института благородных девиц. Это учреждение было основано Екатериной II в 1764 году и первоначально располагалось непосредственно в корпусах Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Кстати
Собственно как женская обитель этот монастырь функционировал в 1744-1764 годах, а в 1797-м и вовсе был упразднён. Знаменитый собор, ставший одной из высотных доминант Петербурга, был окончательно достроен лишь в 1835 году, то есть почти через 100 лет после закладки. Храм получил статус собора всех российских учебных заведений.
Внушительное здание, возведённое в имперском стиле классицизма, в средствах массовой информации иногда именуют «Смольным дворцом», но помещения его предельно аскетичны. Сам процесс обучения и был воспитанниц института, несмотря на их благородное происхождение, был тоже предельно скромен и даже суров. Из интерьеров выделяются только всем известный белоколонный двухсветный актовый зал, где в 1917-м была провозглашена советская власть, и парадная лестница, которую, впрочем, тоже трудно сравнивать, например, с Иорданской в Зимнем дворце.
![](https://rodinananeve.ru/wp-content/uploads/2021/03/744130-1024x744.jpg)
Перед зданием весь XIX век располагалась огромная площадь, получившая название Лафонской – по имени многолетней начальницы института благородных девиц Софьи Ивановны де Лафон. Городская легенда гласит, что суровая дама регулярно устраивала «разгон» тележным извозчикам, которые скапливались тут в ожидании грузов с находившихся рядом речных причалов. Эта компания близ аристократического учебного заведения смущала даму не только «ароматом» конского навоза, но и «стилем общения». Выражение «ругается, как извозчик» появилось ведь не случайно.
Лишь в середине 20-х годов ХХ века основное пространство площади было превращено в сад с фонтанами, оградой и помпезными пропилеями на въезде.
![](https://rodinananeve.ru/wp-content/uploads/2021/03/v_skvere_u_smolnogo_ustanovlen_byust_1024-691x1024.jpg)
На центральной аллее сейчас остались лишь бронзовые бюсты Карла Маркса и Фридриха Энгельса, созданные в 1934 году скульптором Сергеем Евсеевым (автор памятника «вождю мирового пролетариата» у Финляндского вокзала), а с 1949 по 1956 год здесь находились ещё и изваянные Владимиром Ингалом бюсты Владимира Ульянова (Ленина) и Иосифа Сталина.
Первый потом «переехал» в скверик на пересечении Большого проспекта Петроградской стороны и улицы Ленина, где находится поныне, а судьба второго неизвестна. Возможно, что работа видного советского скульптора избежала отправки в переплавку и сохраняется где-то в музейных фондах.
Игорь Теплов