Государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения пополнился на днях пятью промышленными зданиями XIX—XX веков, расположенными на Васильевском острове. Чем заслужили эти постройки столь высокой оценки?
В охранный реестр распоряжением председателя петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры попали два строения, расположенные на Кожевенной линии, 1-3 (литеры Р и Д). Это особняк владельца и одновременно контора завода, а также здание котельной этого предприятия.
Кстати
Этот кожевенный завод просуществовал с конца XVIII века до 1990-х годов, меняя только хозяев, а не профиль производства. Основано предприятие в конце 1780-х купцом Рудаковым, затем оно принадлежало купцу Сокову, а в 1883-м его приобрёл Александр Парамонов, семейная фирма которого существовала с 1837 года.
На рубеже XIX и XX веков предприятие выделывало кожу для производства обуви, производило конские сёдла и предметы амуниции для российской императорской армии.
Александр Александрович Парамонов (1852-1924), предприниматель. По данным на 1885 год, купец 2-й гильдии (в купечестве с 1876-го). Проживал в собственном доме на Кожевенной линии (который теперь внесён в охранный реестр). Имел торговлю кожевенными товарами в Мучном переулке, в Железных рядах у Невского проспекта (Старо-Александровский рынок). «При нём жена Александра Сидоровна и сыновья Александр пяти лет и Борис двух лет». В 1898 году — купец 1-й гильдии, проживает там же, является старостой церкви Горного института. В 1916-м — потомственный почётный гражданин, адреса проживания и торговли не сменил, выборный Петроградского купеческого сословия и член попечительского совета Александровского женского коммерческого училища. О судьбе его самого и членов семьи после 1917 года информации нет.
Впрочем, двухэтажный особняк владельца завода построен задолго до появления на предприятии Александра Парамонова — в 1830-е годы, то есть при Сокове. Это вполне типичный для Петербурга первой трети XIX века и даже несколько позднее жилой дом со службами (прачечная, ледник, конюшня, сарай каретный и для хранения дров). «Родина на Неве» уже рассказывала о подобном типе строений в столице Российской империи на примере дома Красиловых (расположен на углу 3-й Советской улицы и Греческого проспекта).
Эксперты, готовившие заключение по особняку на Кожевенной линии, предполагают, что здание построено по проекту архитектора Андрея Мартыновича Ливена. Но дело в том, что постройки этого зодчего относятся к более позднему времени — 40-50-м годам XIX века. Точно даты его жизни неизвестны. Например, в некоторых источниках указано, что он родился в 1822-м. Возможно, что и несколько раньше, но звание свободного художника он получил в Императорской академии художеств только в 1838-м за проект «церкви для губернского города на 1000 человек». До 1855 года — архитектор Ведомства учреждений императрицы Марии, в 1858-м — служащий при совете Патриотического института, коллежский секретарь.
Скорее всего, к проектированию дома на Кожевенной линии приложил руку его отец — Мартын Антонович Ливен (1770-1850), основные работы которого в Петербурге как раз приходятся на период 20-30-х годов XIX века. Известно, что на 1830-й он числился младшим архитектором при петербургской губернской чертёжной мастерской в чине титулярного советника, а скончался в 1850-м, будучи всего лишь коллежским асессором. По стилю построенные отцом и сыном ампирные дома легко можно перепутать — как-то с авторским почерком дело у них обстояло не очень хорошо. С учётом в том числе и большой разницы в возрасте, возможно, что отец и сын какой-то период времени работали над проектами совместно.
«Здание характеризуется высокой степенью подлинности архитектурного облика фасадов, решённых в классицистической стилистике. Сохранились элементы внутренней отделки. Особняк занимает важное в градостроительном отношении положение на углу Кожевенной линии и Масляного канала», — отмечают эксперты.
С тоже попавшей в перечень охранных объектов котельной парамоновского завода дело обстоит и проще, и сложнее одновременно. Построена она в период 1915-1917 годов по проекту неизвестного архитектора. По мнению экспертов, «служит образцом производственной постройки, выполненной в “кирпичном стиле”».
При этом «объёмно-пространственная композиция двусветного здания, окна с многочастной расстекловкой, активный силуэт ступенчатого аттика дают представление о развитии промышленной архитектуры Санкт‑Петербурга начала XX века».
Изначально крыша этой постройки завершалась световым фонарём треугольной формы. Была при котельной, естественно, и труба, которую снесли в конце 1970-х. До этого здание было надстроено с изменением формы крыши. Но всё равно, считают специалисты, сооружение не утратило своих первоначальных форм и оригинальности.
В советское время национализированный парамоновский завод назывался «Коминтерн» и производственные корпуса на его территории многократно достраивались и перестраивались. Сейчас бывшее кожевенное предприятие представляет собой конгломерат различных арендаторов — фирмочек самого разного профиля.
Можно не сомневаться, что в обозримом будущем эта промзона на Васильевском острове будет санироваться, территорию освободят от заводских сооружений советского времени и застроят «элитным» жильём. Поэтому придание охранного статуса хотя бы некоторым очевидно ценным местным зданиям даёт им шанс на выживание. Хотя и не стопроцентный.
Кстати
Около двух недель назад неподалёку было снесено здание, построенное в 1947-1949 годах для Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики. С этого началась «зачистка» территории Ленэкспо. На месте выставочного комплекса будет построен жилой комплекс. Все существующие здесь здания предполагается снести.
Одновременно с двумя зданиями кожевенного завода Парамонова в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения распоряжением председателя петербургского КГИОП включены три корпуса (№1, 2 и 3) табачной фабрики «Лаферм» на углу Среднего проспекта и Девятой линии Васильевского острова (дома 36/40 и 38). Ленинградцам предприятие известно под названием «Табачная фабрика имени М.С. Урицкого», где производились считавшиеся лучшими в СССР папиросы «Беломорканал».
Предприятие было основано в Петербурге в 1852 году австрийским подданным бароном Гупманом де Балбелла. В 1868-м мануфактура стала поставщиком двора его Императорского Величества. Через год в дело вступили Карл Стукен и Роберт Шпис. Втроём компаньоны зарегистрировали на паях «Товарищество фабрик табачных изделий под фирмою “Лаферм”». К 1914 году это было уже крупнейшее в стране и в мире папиросно-сигаретное производство (14 предприятий, 2/3 табачных изделий Российской империи).
«Архитектурный облик зданий табачной фабрики “Лаферм” в основном складывался в дореволюционный период из целого ряда построек, сформировавших к концу XIX века уличный фронт застройки. Именно в этот период существования табачной фабрики формируются её основные производственные корпуса», — констатируют эксперты.
Угловое здание на пересечении Среднего проспекта и Девятой линии Васильевского острова, ставшее производственным корпусом №1, появилось в 1832 году как жилой дом, в 1866-м надстроено, а в 1892-м переделано для нужд табачной фабрики по проекту Юлия Бенуа в стиле историзма. Оно «формирует лицевой фронт застройки комплекса, служит акцентом» перекрёстка и совершенно не похоже на промышленное предприятие.
Юлий Юльевич Бенуа (1852-1929), академик архитектуры, представитель известной российской художественной семьи, работал в стилях эклектики и модерна. Среди его самых известных построек в Петербурге — офис на Большой Морской улице и доходный дом на Каменноостровском проспекте Первого Российского страхового общества, Лиговский народный дом графини Паниной (ДК Железнодорожников), особняк Безобразовой (Академия театрального искусства) на Моховой улице и др.
Производственный корпус №2 построен в 1911 году, а корпус №3 — в 1913-м, для расширения производства табачной фабрики «Лаферм». Оба — по проектам Романа Кригера.
Они формируют уличный фронт застройки Девятой линии и Среднего проспекта Васильевского острова и «композиционно завершают застройку участка фабрики по северо-восточной границе», являясь «яркими образцами промышленной архитектуры начала XX века».
Роман (Рейнгольд) Иванович Кригер (1863-1935), архитектор, выпускник Императорской академии художеств (1889), стажировался за границей. Работал архитектором Александровского лицея и Первого Российского страхового общества. В основном, строил промышленные здания и доходные дома с использованием элементов эклектики и модерна. Корпуса фабрики «Лаферм», пожалуй, являются самыми значительными и интересными его сооружениями в Санкт-Петербурге.
После 1917 года фабрика была национализирована. Именно на этом предприятии были разработаны Василием Иоаниди и в 1932 году впервые выпущены папиросы «Беломорканал», рецептура которых (на основе табаков, выращенных в Азербайджане и Молдавии) до сих пор является коммерческой тайной.
Фабрика работала в этих корпусах на Васильевском острове вплоть до конца 1990-х. Затем производство перемещено за пределы города, а в реконструированных зданиях открылся торгово-развлекательный комплекс.
Игорь Теплов
Использованы иллюстрации с официального сайта петербургского КГИОП и Citywalls.ru