Перейти к содержимому
Главная страница ШАР на юго-западе Германии

ШАР на юго-западе Германии

Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о Большом Штутгарте.

Среди немецких агломерационных регионов, без сомнения, выделяется расположенный в Юго-Западной части федеративной республики, в земле Баден-Вюртемберг, Штутгартский агломерационный регион (ШАР), в котором на общей площади примерно в 15400 квадратных километров проживают 5,3 миллиона жителей.

Дело не только в том, что по численности населения ШАР представляет собой одну из самых многочисленных агломераций современной Германии. Специалисты по развитию современных агломераций в Западной Европе убеждены, что ШАР относится также к числу наиболее хорошо и чётко организованных агломерационных пространств в Германии.

Так, относясь к юридическому статусу публично-правовых корпораций, ШАР имеет не только свой бюджет, почётного председателя корпорации (ассоциации) и штатного регионального директора, но избираемое на пять лет Собрание ШАР, где сегодня ведущие позиции принадлежат христианским демократам (так, именно эту партию представляет нынешний почётный председатель корпорации Томас С. Бопп) и «зелёные».

В гораздо более чёткой форме, чем для большинства других германских агломерационных регионов, для ШАР прописаны направления работы региональных инстанций и компетенции её институтов. Здесь речь идёт, в частности, о региональном планировании, функционировании местного транспорта, региональном управлении дорожным движением, ландшафтном планировании, совместном продвижении экономики и туризма, ликвидации отходов.

Объективно большая часть «агломерационного бюджета» расходуется сейчас на транспортные нужды, прежде всего на расширение сетей S-Bahn в более «периферийных» местностях агломерации. Вообще финансирование в ШАР носит такой, если так можно выразиться, перекрёстный характер. Это и взносы со стороны муниципальных структур, непосредственно участвующих в жизнедеятельности агломерационного региона; и субсидии от земельного и федерального правительств.

Учитывая территориальное расположение ШАР, вполне логично, что также имеет место частичное финансирование «Большого Штутгарта» со стороны институтов Европейского Союза. Во всяком случае, за последние годы в фонд агломерации были собраны более 200 миллионов евро.

Конечно, финансируются не только локальные транспортные проекты. ШАР занимается также развитием проектов в сфере регионального туристического маркетинга, реализацией культурных и спортивных мероприятий, проведением совместных конгрессов и агломерационной торговой ярмарки, софинансированием проектов в рамках регионального ландшафтного парка.

В состав ШАР входят самые разные города земли Баден-Вюртембурга, включая самобытные муниципалитеты Людвигсбурга и Тюбингена. Поэтому весьма важно держать «внутриагломерационный баланс» – с тем, чтобы интересы малых городов и территорий не были бы «подмяты» собственно Штутгартом. Однако с учётом того, что в пределах самого Штутгарта проживают лишь 630 тысяч человек, говорить о его политической гегемонии в рамках ШАР вряд ли уместно.

 А вот гегемония экономическая у административного центра земли Баден-Вюртемберга, что называется, вытекает из того факта, что на его территории базируются штаб-квартиры мощнейших корпораций и компаний (таких, в частности, как “Daimler”, “Porsche”, “Bosch”, “Mahle” или “Lidl”). Разумеется, это обстоятельство приносит Штутгарту, а вслед за ним и всей агломерационной зоне дополнительные налоговые доходы и большие инвестиции. Также в Штутгарте и в его предместьях действуют отделения всемирно известных концернов IBM, “Hewett-Packard” и “Intersport”. Любопытно, что при всём лидерстве сферы услуг, промышленный сектор Штутгарта до сих пор даёт в местный валовый продукт более трети доходов.

«Большой Штутгарт» имеет преимущество перед другими немецкими агломерационными зонами в том, что считается национальным «чемпионом» по числе расположенных в агломерационном регионе малых и средних предприятий. Вместе с тем, столица Баден-Вюртембурга хорошо известна в Германии как важнейший центр автомобилестроения. Что несколько менее известно, так это то, что Штутгартский регион имеет также репутацию мощного научно-исследовательского центра. Благодаря Штутгартскому университету, Гогенгеймскому университету, Штутгартскому университету менеджмента и технологий и десяткам исследовательских центров и офисов «Большой Штутгарт» входит в лидирующую группу агломераций ФРГ в том, что касается выдачи учёным и исследователям патентов.

Также Штутгарт по праву имеет реноме одного из финансовых центров современной Германии. Все эти экономические достижения выливаются в тот факт, что «Большой Штутгарт» считается одним из наиболее комфортных и качественных по жизненным показателям агломерационных центров ФРГ. Соответственно и по уровням ежемесячных доходов ШАР справедливо относится к числу наиболее благополучных в Германии агломераций.

То, что компетентные руководители ШАР наибольшее внимание уделяют развитию и совершенствованию именно транспортной составляющей, это обстоятельство, в свою очередь, способствует тому, что Баден-Вюртемберг обладает очень разнообразными видами транспортной связи между его столицей и более отдалёнными районами. В частности, речь идёт о нескольких видах электропоездов, равно как и метрополитене. Вот уже несколько лет на уровне земельного правительства (и при активной поддержке ШАР) осуществляется амбициозный рамочный проект «Штутгарт XXI», нацеленный на адаптацию агломерации к современным транспортным вызовам с учётом и природоохранной составляющей.

Предыдущие статьи цикла:

Бакинская агломерация — главный мегаполис Кавказа

Милан: агломерация денег и моды

Манчестер — модная агломерация XXI века

Большой Дрезден: культура, фармацевтика, “силиконовая Саксония”

«Большой Стамбул» — столица Евразии

Северная столица… Испании?

Бордо: винная агломерация номер один

Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации

Познанский повет «Великой Польши»

Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке

Регион Глазго — шотландская агломерация номер один

Агломерация по гамбургскому счёту

Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси

Агломерация, где течёт портвейн

«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех

Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов

Ведущая агломерация Сицилии

Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»

Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг

Большая Валенсия — содружество муниципалитетов

Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»

Большой Загреб: и для города, и для округа

Большая лионская премьера

Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений

Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»

Энергия развития древней Софии

«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями

Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов

Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии

Минская агломерация – курс на города-спутники

Самая большая агломерация Средиземноморья

Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»

Самая близкая к Петербургу агломерация

Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только

«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление

Рим-столица – итальянская агломерация номер один

Дублин – тех-столица Европы

Вильнюс: новая жизнь старого города

Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС

Белград – креативная агломерация

Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии

Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация

«Большой Гётерборг»: от центра до периферии

«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью

Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза

Турин – агломерация Фиата и футбола

Главная экономическая агломерация Европы

Копенгагенская агломерация: дорогая и красная

Становление «Большого Бухареста»

Как Прага связана со Среднечешским краем

Мадридское сообщество: комфорт и благополучие

Берлин-Бранденбург – креативный регион

Брюссель: «регион-столица» Европы

«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены

Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации

Поделиться ссылкой:

Новости СМИ2