Продолжаем серию статей «Агломерации Европы». На этот раз доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ Руслан КОСТЮК рассказывает о Большом Штутгарте.
Среди немецких агломерационных регионов, без сомнения, выделяется расположенный в Юго-Западной части федеративной республики, в земле Баден-Вюртемберг, Штутгартский агломерационный регион (ШАР), в котором на общей площади примерно в 15400 квадратных километров проживают 5,3 миллиона жителей.
Дело не только в том, что по численности населения ШАР представляет собой одну из самых многочисленных агломераций современной Германии. Специалисты по развитию современных агломераций в Западной Европе убеждены, что ШАР относится также к числу наиболее хорошо и чётко организованных агломерационных пространств в Германии.
Так, относясь к юридическому статусу публично-правовых корпораций, ШАР имеет не только свой бюджет, почётного председателя корпорации (ассоциации) и штатного регионального директора, но избираемое на пять лет Собрание ШАР, где сегодня ведущие позиции принадлежат христианским демократам (так, именно эту партию представляет нынешний почётный председатель корпорации Томас С. Бопп) и «зелёные».
В гораздо более чёткой форме, чем для большинства других германских агломерационных регионов, для ШАР прописаны направления работы региональных инстанций и компетенции её институтов. Здесь речь идёт, в частности, о региональном планировании, функционировании местного транспорта, региональном управлении дорожным движением, ландшафтном планировании, совместном продвижении экономики и туризма, ликвидации отходов.
Объективно большая часть «агломерационного бюджета» расходуется сейчас на транспортные нужды, прежде всего на расширение сетей S-Bahn в более «периферийных» местностях агломерации. Вообще финансирование в ШАР носит такой, если так можно выразиться, перекрёстный характер. Это и взносы со стороны муниципальных структур, непосредственно участвующих в жизнедеятельности агломерационного региона; и субсидии от земельного и федерального правительств.
Учитывая территориальное расположение ШАР, вполне логично, что также имеет место частичное финансирование «Большого Штутгарта» со стороны институтов Европейского Союза. Во всяком случае, за последние годы в фонд агломерации были собраны более 200 миллионов евро.
Конечно, финансируются не только локальные транспортные проекты. ШАР занимается также развитием проектов в сфере регионального туристического маркетинга, реализацией культурных и спортивных мероприятий, проведением совместных конгрессов и агломерационной торговой ярмарки, софинансированием проектов в рамках регионального ландшафтного парка.
В состав ШАР входят самые разные города земли Баден-Вюртембурга, включая самобытные муниципалитеты Людвигсбурга и Тюбингена. Поэтому весьма важно держать «внутриагломерационный баланс» – с тем, чтобы интересы малых городов и территорий не были бы «подмяты» собственно Штутгартом. Однако с учётом того, что в пределах самого Штутгарта проживают лишь 630 тысяч человек, говорить о его политической гегемонии в рамках ШАР вряд ли уместно.
А вот гегемония экономическая у административного центра земли Баден-Вюртемберга, что называется, вытекает из того факта, что на его территории базируются штаб-квартиры мощнейших корпораций и компаний (таких, в частности, как “Daimler”, “Porsche”, “Bosch”, “Mahle” или “Lidl”). Разумеется, это обстоятельство приносит Штутгарту, а вслед за ним и всей агломерационной зоне дополнительные налоговые доходы и большие инвестиции. Также в Штутгарте и в его предместьях действуют отделения всемирно известных концернов IBM, “Hewett-Packard” и “Intersport”. Любопытно, что при всём лидерстве сферы услуг, промышленный сектор Штутгарта до сих пор даёт в местный валовый продукт более трети доходов.
«Большой Штутгарт» имеет преимущество перед другими немецкими агломерационными зонами в том, что считается национальным «чемпионом» по числе расположенных в агломерационном регионе малых и средних предприятий. Вместе с тем, столица Баден-Вюртембурга хорошо известна в Германии как важнейший центр автомобилестроения. Что несколько менее известно, так это то, что Штутгартский регион имеет также репутацию мощного научно-исследовательского центра. Благодаря Штутгартскому университету, Гогенгеймскому университету, Штутгартскому университету менеджмента и технологий и десяткам исследовательских центров и офисов «Большой Штутгарт» входит в лидирующую группу агломераций ФРГ в том, что касается выдачи учёным и исследователям патентов.
Также Штутгарт по праву имеет реноме одного из финансовых центров современной Германии. Все эти экономические достижения выливаются в тот факт, что «Большой Штутгарт» считается одним из наиболее комфортных и качественных по жизненным показателям агломерационных центров ФРГ. Соответственно и по уровням ежемесячных доходов ШАР справедливо относится к числу наиболее благополучных в Германии агломераций.
То, что компетентные руководители ШАР наибольшее внимание уделяют развитию и совершенствованию именно транспортной составляющей, это обстоятельство, в свою очередь, способствует тому, что Баден-Вюртемберг обладает очень разнообразными видами транспортной связи между его столицей и более отдалёнными районами. В частности, речь идёт о нескольких видах электропоездов, равно как и метрополитене. Вот уже несколько лет на уровне земельного правительства (и при активной поддержке ШАР) осуществляется амбициозный рамочный проект «Штутгарт XXI», нацеленный на адаптацию агломерации к современным транспортным вызовам с учётом и природоохранной составляющей.
Предыдущие статьи цикла:
Бакинская агломерация — главный мегаполис Кавказа
Милан: агломерация денег и моды
Манчестер — модная агломерация XXI века
Большой Дрезден: культура, фармацевтика, “силиконовая Саксония”
«Большой Стамбул» — столица Евразии
Бордо: винная агломерация номер один
Ганновер: из королевской столицы в центр агломерации
Познанский повет «Великой Польши»
Любимый город Чехова нашёл свою нишу в XXI веке
Регион Глазго — шотландская агломерация номер один
Агломерация по гамбургскому счёту
Культурное и транспортное разнообразие большого Тбилиси
Агломерация, где течёт портвейн
«Европейская метрополия Лилля»: комфорт для всех
Рейнско-Неккарский регион: агломерация без мегаполисов
Большой Лодзь: новая жизнь «польского Манчестера»
Большой Бирмингем: от колыбели индустрии к агломерации услуг
Большая Валенсия — содружество муниципалитетов
Центральная Германия: агломерационный регион работает на «неотставание»
Большой Загреб: и для города, и для округа
Балтийская агломерация как кооперация самоуправлений
Бремен – Ольденбург – космическая агломерация «вольного города»
Энергия развития древней Софии
«Большой Осло» – «статистический регион» с реальными козырями
Большой Ливерпуль в руках креативных лейбористов
Большой Мюнхен – не только футбольная столица Германии
Минская агломерация – курс на города-спутники
Самая большая агломерация Средиземноморья
Три тысячи квадратных километров «Большого Марселя»
Самая близкая к Петербургу агломерация
Агломерация для «цюрихских гномов»…. и не только
«Большой Будапешт» – лучшее европейское направление
Рим-столица – итальянская агломерация номер один
Вильнюс: новая жизнь старого города
Самая многочисленная и мощная агломерация «страны номер один» ЕС
Белград – креативная агломерация
Лиссабонский субрегион – локомотив Португалии
Роттердам + Гаага = портово-судебная агломерация
«Большой Гётерборг»: от центра до периферии
«Большая Вена»: когда комфорт соединяются с солидарностью
Варшава – агломерация номер один восточной зоны Евросоюза
Турин – агломерация Фиата и футбола
Главная экономическая агломерация Европы
Копенгагенская агломерация: дорогая и красная
Становление «Большого Бухареста»
Как Прага связана со Среднечешским краем
Мадридское сообщество: комфорт и благополучие
Берлин-Бранденбург – креативный регион
Брюссель: «регион-столица» Европы
«Большой Стокгольм»: экология, транспорт, цены
Большой Париж: агломерация как средство социальной кооперации