Шаманки, природа и философия гармонии

Noydi_2
Тема столкновения язычества и современного мира – очень захватывающая и неоднозначная

Чем очаровывает Русский Север? Резким суровым климатом? Бескрайними пейзажами глухой тайги и ледяных морей? Может быть, историческими памятниками древности? Каждому по духу своя уникальная составляющая Русского Севера. Но как насчет мистики Севера? Ведь именно в северных частях нашей страны лучше всего сохранилось понятие о самобытности, народных верованиях и природной магии.

Христианство пришло в Заполярье в XVI-XVII веках, поэтому язычество и древние ритуалы просуществовали здесь довольно долго, оставив сильный отпечаток на всей территории. Ведьмы, колдуны, шаманы и ворожеи много веков занимались в этом крае магией, передавая знания и практические умения по наследству. Однако это было несколько тысячелетий назад. А что же сегодня? Может быть, и сейчас на севере остались представители ведовского мира…

Игровой фильм Марии Стрельцовой «Нойды: Северные ведьмы» погружает нас в реальность потаённых мест северной тайги, где живут три сестры-шаманки. Они уже много лет следуют своим ведьминским традициям и ритуалам. Однажды в их жизни появляется юноша (актёр Михаил Селиванов, которого много помнят по «Серебряным конькам»), который попал в бурю и серьёзно заболел. Сёстры принимают решение вылечить его. Но пуская в свой привычный уклад чужого, человека из другого, далёкого от них мира, ведьмы серьёзно рискуют. Их мир оказывается под угрозой. Время и испытания поставят перед шаманками серьёзный выбор, и они вынуждены будут раз и навсегда для себя решить, что им по-настоящему ценно.

Саамы — фото 1928 года

Художественная картина пропитана самобытной и мистической атмосферой, которую навевает зрителю уже название фильма. Нойды – это особые представители саамского народа, древнейшего населения Северной Европы. Сегодня в мире саамов около 50 тысяч. Большая их часть живёт в Норвегии, Швеции и Финляндии. 1,9 тысячи проживают на территории России, а именно на Кольском полуострове в Мурманской области, где, по словам режиссёра, и был снят фильм. Саамы были язычниками, поклоняясь явлениям природы, деревьям и горам. Однако среди саамов существовали особые люди, которые могли лечить, изменять события, влиять на стихии и слышать их. Таких знахарей и шаманов и называли нойды. Сейчас нойдов осталось очень мало, но они до сих пор охраняют саамов, связываясь с предками, прислушиваясь к стихиям и обращаясь к многолетним таинствам. В фильме важное место занимают ритуалы и обычаи трёх сестёр-нойд: они вместе собирают травы, варят их в чане, пьют отвар в бревенчатой избе и гадают с помощью бубна. Несколько раз зритель видит обряды коренных жительниц таёжной глубинки около деревьев.

Героини в фильме названы ещё и ведьмами.

В современном русском языке за словом «ведьма» закрепилось бранное или саркастическое значение. Им обычно обозначают женщин, которые, производя отталкивающее впечатление, совершают неблаговидные поступки, чреватые пагубными последствиями. В языческой Руси было не так. В те времена ведьмами называли женщин, которые, ведая тайные знания (ведьма от слова «ведать» – знать), с помощью магии умели общаться с духами предков и силами природы. И именно в теме ведьмовства как раз и начинает проявляться идея режиссёра о невозможности гармоничного существования людей, чьи первоосновы жизни абсолютно противоположны.

Два этих мира – язычески-колдовской и урбанистически-рациональный – никогда не смогут принять систему ценностей друг друга. Если первый всегда ищет гармонии с природой, обожествляя её, то второй, следуя антропогенному фактору, пытается эту природу обуздать. Вторжение одного в другой неминуемо ведёт к катастрофе в каком-то из миров и отторжению чужого.

Финал фильма «Нойды: Северные ведьмы» отсылает нас к последней сцене с лодкой в картине Джима Джармуша «Мертвец». Выбор ведьм в пользу своих традиций, верований и изгнания чужого очевиден. А чужое должно уйти туда, откуда пришло. Правда, не понятно, что конкретно случилось с юношей? Он убит или усыплён? Сёстры отправляют его в вечное плавание или обратно – в его мир?

Тема столкновения язычества и современного мира – очень захватывающая и неоднозначная. Она всегда притягивала художников, поэтов и писателей, а в последнее время – кинематографистов. Так, эта проблема поднимается в сериале «Территория» (режиссёры Игорь Твердохлебов и Динар Гарипов), где героям приходится «вторгаться» в пространство, населяемое ведьмами, колдунами и странными мифическими существами. В том же русле – и «Нойды: Северные ведьмы».

По преданиям, многие ведьмы наделены зелёными глазами, рыжими длинными волосами и бледной кожей. Так выглядят и героини фильма Стрельцовой – внешность девушек действительно создаёт образ северных ведьм. Сестёр в фильме играют российские актрисы Кристина Вебер, Александра Суркова и Милана Веровая, а не коренные саамки (как, например, настоящая саамка Анни-Кристина Юусо, сыгравшая ведьму-отшельницу в комедии «Кукушка» Александра Рогожкина). Именно поэтому очень важной частью создания фильма была работа с консультантом по саамской культуре, который помогал актрисам правильно интерпретировать свои роли и работать с коренным языком народа. Фильм получил не один комплимент от носителей саамского языка. Правда, между собой сёстры тоже почти совсем не говорят. С одной стороны, таков их «темперамент ведьм». С другой – зрителю явно недостаёт информации об их взаимоотношениях.

Жаль, конечно, что фильм Стрельцовой – короткометражный (съёмочная команда и так запрыгнула в последний вагон хронометража короткого метра – кино идёт 30 минут). Из-за временного ограничения некоторые сцены получились скомканными и быстрыми, а хотелось бы подольше понаблюдать за жизнью представительниц северного народа, развитием взаимоотношений героев и погрузиться в их проблемы. Например, в романтические отношения пришельца и младшей сестры. Ведь именно они спровоцировали отторжение пришельца нойдами. Младшая сестра, кстати, в отличие от старших сестёр одевается не в традиционные для нойдов одежды, а на современный лад – в casual: свитер, джинсы, жилетку. Может быть, отойдя на шаг от традиции, она и стала слабым звеном?

Явное достоинство технической стороны фильма Стрельцовой – звуковая и визуальная работа (картина завоевала приз за лучшую звукорежиссёрскую работу на первом этапе фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ»). Хорошо подобранная мрачная и напряжённая музыка в картине постоянно создаёт ощущение тайны, тревоги и обреченности. Этот эффект усиливает холодная цветовая палитра фильма с преобладанием синего, белого, зелёного тонов и их оттенков. Очень впечатляюще. Преобладание широких кадров с высоты птичьего полета позволяет увидеть непростые условия жизни обитательниц севера Кольского полуострова. А детальная съёмка даёт возможность зрителю присмотреться к одежде старшей и средней сестёр и найти на ней саамский орнамент.

В целом игровой фильм «Нойды: Северные ведьмы» снят очень гармонично. Визуальные решение сочетаются со звуковыми и работают на ключевую идею неспособности сделать человека из абсолютно другого мира частью своей жизни. Сюжет о самобытном народе, живущем в потаённых уголках северной тайги, сам по себе сложный и редкий, а потому притягательный и удачный. Если вы ищете сочетание колоритного духа древнего народа, чарующих пейзажей и размышлений о законах этого мира, то «Нойды: Северные ведьмы» точно ваш выбор!

Татьяна Артеева

Вам будет интересно