Петербургские эксперты обсудили и одобрили концепцию преобразования интерьеров лютеранской церкви Святой Анны на Кирочной улице, 8, разработанную главным архитектором Москвы. Сгоревшая в 2002 году кирха не будет восстановлена в первозданном виде.
Обсуждение проекта организовал комитет администрации Санкт-Петербурга по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. В совещании приняли участие ведущие архитекторы города на Неве, члены Совета по сохранению культурного наследия при правительстве СПб, представители Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии и специалисты самого КГИОП. Эскизную концепцию представил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
«Основная идея — в приведении в порядок несущей конструкции, на месте которой стоят временные подпорки и металлическая структура. Хотим сохранить магию места и тему стен, обгорелостей. Руководствуясь в нашем проекте Венецианской хартией, мы дадим возможность посетителю увидеть тонкую синергию сохранённых исторических элементов и современных архитектурных решений», — говорит Кузнецов.
«Для нас это довольно смелое решение, таких примеров в Петербурге мало. Напомню, в 2018 году мы отказались от полного воссоздания декора Чесменской галереи в Гатчинском дворце, утраченного во время Великой Отечественной войны, и сделали выбор в пользу консервации. Поэтому сейчас мы пригласили уважаемых экспертов, чтобы обсудить, соглашаемся ли мы принципиально с подходом, предложенным по интерьерам Анненкирхе», — отметил на совещании председатель КГИОП Сергей Макаров.
«Важно, что это не реставрация церкви, потому что мы ничего здесь не восстанавливаем, не пытаемся восстановить ни один из статусов, которые здесь существовали — ни кинотеатр, ни построенный в XVIII веке объект. С другой стороны, это и не реконструкция, потому что мы не собираемся ничего здесь кардинально менять — перестраивать, достраивать, пристраивать, надстраивать, здесь ничего этого не будет. Наш проект я бы назвал преображением церкви Святой Анны. Я хочу быть максимально деликатным и идти от того, как пространство Анненкирхе уже сложилось, как оно сейчас живёт и будет жить в будущем. Может, сделать его где-то более удобным. Предложить какие-то более элегантные решения. Но не навязывать своего личного видения всего здания целиком», — подчёркивает Кузнецов.
Проект предполагается реализовать за счёт внебюджетных средств. Предполагается привести в порядок несущие конструкции (сейчас галерею второго этажа поддерживают временные подпорки и металлическая конструкция), открыть потолок, который теперь закрыт и является частью холодного чердака, то есть увеличится высота внутреннего пространства храма.
«С точки зрения сохранения наследия мы делаем важнейшую вещь — чётко разделяем слои истории церкви — реконструкция по проекту Юрия Фельтена в 1779 году, превращение объекта в кинотеатр, пожар и новая жизнь Анненкирхе, которой сейчас занимаемся мы. Все это будет проявлено в деталях интерьера», — утверждает Кузнецов.
Впервые информация о том, что главный архитектор Москвы намерен заняться проектированием Анненкирхе, появилась в СМИ ещё полтора года назад. С таким предложением к нему обратились представители лютеранской общины храма, в котором ранее состоялась выставка акварелей Сергея Кузнецова.
Впервые свой проект преобразования/сохранения Анненкирхе архитектор презентовал два месяца назад после открытия в этой церкви (которая функционирует и как общественно-культурное пространство) выставки его рисунков, выполненных углём, под названием «Из огня».
Итак, на стенах помещений храма останутся следы пожара, сохранится лестница, построенная в советское время, когда здесь оборудовали кинотеатр (предполагается её очистить и сделать «лаковой, как рояль»), про разбор деревянной обшивки потолка, появившейся после пожара, уже сказано выше. Кроме того, в церкви будет установлен орган, сделанный специально для Анненкирхе. Работы предполагается осуществить в течение года, но сроки их начала и стоимость пока неизвестны.
Судя по информационному сообщению КГИОП участники совещания дружно поддержали «московскую» концепцию «преображения» Анненкирхе.
«Предлагаемая концепция интерьеров Анненкирхе — прекрасная иллюстрация применения Венецианской хартии в Петербурге. Такие примеры можно пересчитать по пальцам: Петровские ворота Петропавловской крепости, Агатовые комнаты в Царском Селе. Из мировой практики мне, в частности, очень нравится Новый музей в Берлине. Такой подход кажется допустимым и даже необходимым в нашей реставрационной практике», — заявила директор царскосельского музея-заповедника Ольга Таратынова.
«Введение современных элементов взамен утраченных в данном случае оправданно, тем более что прихожане и посетители церкви уже привыкли к этому несколько необычному для Петербурга виду», — отметил замепред Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга Михаил Мильчик.
«Мне кажется, современный облик интерьера Анненкирхе однозначно уже стал частью нашей истории и культуры. Приход не вполне традиционный, и интерьер тоже может быть необычным, это в данном случае вполне последовательно», — заявил в свою очередь глава бюро «Студия 44» архитектор Никита Явейн.
В общем, концепция получила «одобрямс» собравшихся экспертов, которые, тем не менее, дали авторам проекта рекомендации «в части дальнейшей работы с лестницей, полом, ограждением галереи центрального зала церкви».
Теперь собственно о здании. Оно построено в стилистике раннего классицизма в 1755-1779 годах по проекту Юрия Матвеевича Фельтена (1730-1801), известного проектами Малого Эрмитажа, Чесменского дворца, Армянской церкви на Невском проспекте и др.
Историю этого лютеранского прихода рассказывать не будем. Отметим лишь, что первая деревянная реформатская церковь в Санкт-Петербурге была построена в 1704-1705 годах на территории Петропавловской крепости. В районе Литейного двора работавшие там немцы заложили деревянную кирху в 1720 году на подаренном Петром I земельном участке, использовав для её постройки здание, в котором прежде молились пленные шведы. В 1735-м по проекту архитектора Петра Михайловича Еропкина (около 1698-1740) уже возле будущей Кирочной улицы, которая по этой кирхе и получила своё название, было заложено новое строение, которое тоже просуществовало сравнительно недолго. Следующий этап — здание по проекту Фельтена.
Строившаяся и оформлявшаяся почти четверть века церковь благополучно существовала и действовала вплоть до 1930-х. Советские власти закрыли кирху в 1935-м, а затем она была внутри существенно перестроена под кинотеатр, получивший название «Спартак».
Проект переустройства культового здания в культурное разработали Александр Иванович Гегелло (1891-1965) и Лев Савельевич Косвен (1910-1989). О первом «Родина на Неве» уже рассказывала в связи с историей кинотеатра «Гигант», Боткинской больницы и «Дома технической учёбы» на улице Ивана Черных.
Что касается Косвена, то этот советский архитектор, будучи студентом второго курса Петроградского института гражданских инженеров, в 1928 году был арестован по делу «Братства Преподобного Серафима Саровского». Но вскоре был освобождён, окончил вуз, работал в Ленпроекте. Работа в содружестве со многими известными зодчими, участвовал в конкурсе на проект ленинградского Дома Советов (тоже совместно с Гегелло).
С середины 1980-х «Спартак» стал кинотеатром Госфильмфонда, где показывали шедевры мирового кинематографа, давно «ушедшие» из проката. В 1992-м в здании бывшей церкви по воскресеньям возобновились богослужения (в остальные дни недели до 2001 года продолжался показ фильмов). Затем здание перешло в частные руки, здесь открылся развлекательный ночной клуб.
В 2002-м, когда правительство Петербурга решило возвратить здание лютеранской общине, «неожиданно» случился пожар, в результате которого выгорели интерьеры кирхи-кинотеатра, значительно пострадали перекрытия над церковным залом и башня-ротонда со стороны Фурштатской улицы.
В 2007-2011 годах за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга (хотя здание является памятником истории и культуры федерального значения) были проведены противоаварийные работы (устроена стропильная система и кровля над церковным залом, вестибюлем и ротондой, установлены оконные и дверные блоки, выполнена реставрация фасадов).
Сейчас здание находится в собственности Централизованной религиозной организации «Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии на территории России».
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов КГИОП, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета