Опера Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» переносит нас в анклав Газа, где сегодня разворачивается отнюдь не легендарная, а реальная человеческая трагедия. И это, конечно, придаёт злободневность произведению 1877 года рождения. Тем более, что в Мариинском театре «Самсон и Далила» идёт в поставке греческого режиссёра Янниса Коккоса, переместившего сюжет оперы из библейских времён в ХХ век, судя по костюмам героев.
Наверное, опера «Самсон и Далила» всегда казалась насущной, если она – единственная опера Сен-Санса, которая не сходит со сцены. «Обратившись к библейской легенде, вдохновлявшей многих композиторов (среди них Рамо и Генделя), Сен-Санс стремился воплотить в образах прошлого современное содержание. Преданный врагами на поругание, ослеплённый герой, вновь обретающий силы, чтобы уничтожить врага, – образ героической Франции в недавней войне с Пруссией», – доказывал музыковед Абрам Гозенпуд.
Однако работать над «Самсоном и Далилой» Сен-Санс начал задолго до франко-прусской войны – в 1859-м. Пруссия нанесла Франции унизительное поражение. Император Наполеон III угодил в немецкий плен и вскоре умер в изгнании. Французы потеряли Эльзас и Лотарингию. Что в той Франции было героического? Пожалуй, только Парижская коммуна.
На время франко-прусской войны Сен-Санс отложил написание «Самсона и Далилы». Но заставили ли она, а точнее, её неутешительные для Франции итоги, внести коррективы в произведение? Как сообщает историк оперы Генри У. Саймон, либретто оперы, написанной кузеном композитора Фердинандом Лемером, было готово в 1869 году, то есть до войны. А музыковед Михаил Друскин отмечал, что опера «Самсон и Далила» «представляет собой не драматически-конфликтное действие, а скорее ряд красочных картин, где удача более сопутствовала композитору в изображении изнеженности филистимлян и обольщений Далилы, нежели суровости иудеев и героики Самсона».
«Любовные сцены на библейский сюжет в театре меня шокируют за исключением “Далилы” нашего чудесного и доблестного друга Сен-Санса, сочинившего великолепный любовный дуэт» – это писал Ференц Лист, который и добился того, что мировая премьера оперы «Самсон и Далила» прошла в театре Веймара 2 декабря 1877 года. То есть в той самой Германской Империи, которая возникла вскоре после победы Пруссии над Францией. А во Франции оперу долго не принимали – до 1890 года, когда премьера её прошла в театре Руана. Не помогали даже хлопоты Полины Виардо, которая вернулась во Францию после падения Наполеона III.
Учитывая всё это, вряд ли Сен-Санс рисовал в «Самсоне и Далиле» образ «героической Франции».
Однако великие произведения искусства, живя своей собственной жизнью после того, как их создали, сами, не по воле создателя, порождают те или иные образы и аллюзии. Если Гозенпуд различил в «Самсоне и Далиле» образ «героической Франции», то почему бы сегодня не поискать в этом произведении другой образ, найти другие ассоциации.
Какие? Это пусть каждый зритель и критик делаем сам.
Так или иначе, действие оперы разворачивается в Газе в XII веке до н. э., когда Иудею поработили филистимляне (о происхождении этого народа учёные ведут дебаты). Иудей Самсон поднимает соплеменников на восстание против поработителей. Вообще-то Газа – город, основанный филистимлянами. И по легенде Самсон, который борьбе за освобождение иудейского народа не брезговал садистскими живодёрскими методами (так, он привязал к хвостам трёхсот лисиц факелы, чтобы они, убегая, сожгли урожай на полях филистимлян), ночевал в Газе тайком. Но это мелочи. Главное, что героя иудейского сопротивления Самсона соблазнила Далила, жрица храма Дагона, и он, очарованный её ласками, признался ей, что вся сила его – в волосах. Когда он задремал в неге, жрица остригла его и выдала соотечественникам. Те Самсона ещё и ослепили. Филистимляне устроили праздник в честь Далилы и всячески унижали бывшего богатыря. А тот упросил Бога на миг вернуть ему зрение и силу. В итоге он сокрушает храм филистимлян – и все гибнут под обломками.
Сейчас в Газе живут не филистимляне. Живут? Жизнью это назвать тяжело. Анклав представляет собой руины, где люди умирают от голода. Яннис Коккос поставил оперу «Самсон и Далила» весной 2016 года. Как и в «Троянцах» (2014), он перенёс действие в недавнее прошлое. Конечно, размышлять о событиях на Ближнем Востоке нельзя в отрыве от Священного писания. Меняются одежды. Но суть остаётся всё той же. Именно в ХХ веке на Ближнем Востоке возродилась вражда, созвучная и соразмерная той, что описана в Библии. Поэтому решение Коккоса вполне логично. Да и только ли Ближнего Востока касается легенда о Самсоне и Далиле?
Ближайший показ «Самсона и Далилы» в Мариинском театре – 30 июля (новая сцена). Начало в 19 часов.
Дмитрий Жвания