Сафи АФАНАСЬЕВА: «Моё поколение похоже на несчастные “заброшки”»

Автор - Сафи Афанасьева
Автор — Сафи Афанасьева

В автомобиле. Еду по Ленобласти. Любуюсь закатом из окна. Яркими, красного оттенка, лучами освещаются верхушки невысоких деревьев, позади этого лесочка виднеется огромное поле. Там работают несколько комбайнов. А дальше этот вид начинает сменяться рядами полуразрушенных зданий. Выбитые стекла, разрисованные стены, разруха и мусор вокруг. Интересно, что было на месте этих развалин лет 15 назад?

— Когда-то тут действовал стекольный завод, — отвечает на мой немой вопрос водитель, — он обеспечивал здешних жителей работой, велось производство посуды… теперь разруха, но всё это ляжет на плечи твоего поколения, — вздыхая, добавил он.

И тут я задумалась. А ведь и правда, всё это достанется в «наследство» нам. С одной стороны, по телевизору мы видим, как всё в нашей стране прекрасно и красиво, а с другой… едешь по трассе, а по бокам то развалившийся филиал сельскохозяйственного института, то несколько заброшенных ферм, то разрушенные производства и куча других «заброшек». И это, не считая огромнейших свалок мусора, проезжая которые, с отвращением закрываешь нос первым попавшимся кусочком ткани.

Одно поколение строит, другое разрушает или просто забрасывает, а нам всё это разгребать. Как восстановить и запустить эти производства? Как не повторить ошибок предшественников? Где найти кадры, которые будут работать на этих предприятиях? Будет ли у моего поколения желание вообще что-то делать… возрождать или строить новое? Учат ли нас этому? Воспитывают ли в нас стремление что-то созидать, создавать… трудиться?

С одной стороны, по телевизору мы видим, как всё в нашей стране прекрасно и красиво, а с другой… едешь по трассе, а по бокам то развалившийся филиал сельскохозяйственного института, то несколько заброшенных ферм, то разрушенные производства и куча других «заброшек».

И тут почему-то в памяти всплывает урок технологии в моей петербуржской школе буквально пару лет назад. Когда-то этот предмет назывался трудом. Конечно, время идёт, и век технологий, захватывая мир, полностью меняет сознание людей. Если раньше строгать и пилить для мальчиков, а готовить и шить для девочек, было нормальным процессом на уроках, то в настоящее время в школы постепенно приходят 3D-технологии, робототехника и лазерная резка. И то, и это в целом хорошо, хотя жаль, что одно подменяет другое. Разве плохо девочками уметь готовить, а мальчикам забивать гвозди? В моей же школе не было ни того, ни другого. Вернее, что-то, конечно присутствовало, но с большими вопросами.

Мы шили мягкую игрушку. Весь класс. Каждый дома свою. Девочкам процесс, может, и был интересен, а вот мальчикам, вероятно, не очень, учитывая то, что игрушки за многих шили родители. Один даже подарил мне свою рукодельную куклу… правда, сшитую мамой. Если нам, женской половине класса, ещё повезло, то для мальчиков до конца школьной жизни по-настоящему мужского занятия так и не нашлось.

Был и другой вариант того же предмета в моём классе — приготовление тортиков и суши. Всё бы хорошо, да процессы готовки и потребления почему-то проходили в необорудованных специально для этого помещениях, то есть, проще говоря, в антисанитарных условиях. Не уверена, что кабинеты истории или младших классов подходящее место для этого.

Но и на этом урок не ограничился. Маникюр. Да-да, я долго удивлялась, но именно этим мы занимались в кабинете биологии… Может искали грибок? Хорошо, что обошлось только ногтями верхних конечностей. Лично я, конечно, не стала подвергать своё здоровье опасности обработкой ногтей одной пилкой на всех, покраской лаком и сушкой специальным прибором. И всё это под «строжайшим» присмотром учителя. И, ладно бы, девочки, но что делать мальчикам в такой ситуации? Тоже красить ногти? Конечно, сохраняя своё мужское достоинство, они не очень-то охотно отнеслись к данному мероприятию. Но что в целом это за урок такой для мальчиков? Шитьё, готовка и маникюр?! А потом мы удивляемся почему мужчины в нашем мире становятся инфантильными или вовсе с потерянными ориентирами. Тут без намёков, но учебник по технологии не открывался нами в принципе. Интересно, зачем он вообще придуман?

Почему, когда речь идёт о будущем подрастающего поколения, их интересы либо ущемляются, либо «замыливаются»?

А вот до 3D-технологий и всяких современных штук мой класс, как и другие ученики нашей школы, так и не добрались. Но может что-то изменится в будущем? Время покажет. Если, конечно, кому-то это будет интересно.

Недавно на улице промоутер вручил мне информационный бюллетень одного из кандидатов в губернаторы. Читаю цитату, размещённую на пол страницы: «Можешь сделать – действуй, не жди команды сверху!».

Всплывают следующие воспоминания. Как-то однажды я узнала, что в Петербурге намечается огромная, интереснейшая профориентационная выставка для школьников. Конечно, меня не могло это оставить равнодушной, ведь подходило время определяться с профессией на будущее, и не только мне, а всему нашему классу: что делать? Остаться в школе или выбрать колледж? Какой? Какую профессию освоить? Множество вопросов возникло у меня в голове.

С родителями поездку согласовать удалось. Решили предложить это школе, директору. Но! К великому удивлению… оказалось, что ей не интересно данное мероприятие, поэтому от нашей поездки и нашего предложения она отказалась. Конечно, мы расстроились.

Однако примерно через час родителям позвонила классный руководитель с радостной новостью. Поездка оказалась обязательной — пришла общая директива сверху. То есть все школы города выставку посетят.

А я снова задумалась: то есть государству наш будущий профессиональный путь интересен, а директору школы нет? Получается, её личное отношение к нашему будущему, то есть будущему нашей страны, в принципе, не очень-то совпадает с мнением и инициативами государства? И лишь указка «сверху» …?

Почему нас как будто стараются не заметить? Не знаю, что будет с теми, кто только отправляется в школу, начинает путь. Измениться ли что-то в системе образования?

Но нам всё-таки повезло. Наша собственная инициатива помогла нам побывать на этой выставке. И ведь, действительно, очень многие ребята ушли после 9-го класса в колледжи. А вот ученикам соседней школы увидеть предлагаемые государством профессии и определить для себя свой дальнейший путь возможности так и не предоставили. Их учебное учреждение решило отмахнуться от мероприятия, попросив наших сопровождающих педагогов отметиться в списках, что якобы они побывали на выставке. Странно было всё это видеть, но с тех пор я поняла, что статистика официальная может сильно разниться с реальной.

Осознав, что будущее учеников школы не сильно интересует директора, жизнь предоставила мне возможность узнать, что бизнес-планы у неё на учащихся и их родителей гораздо более значимы.

Однажды, придя с общешкольного собрания, мама рассказала, что на нём предложили общую закупку школьной формы. Всё бы хорошо и, возможно, предложение было интересным, но всех родителей единогласно смутило не только качество формы и её цена, но и весьма странное предложение заказывать её у какой-то очень «своей» знакомой фирмы. Что это? Попытка внедрить интересы знакомых предпринимателей на территории школы? Почему не было альтернативных предложений?

Конечно, схема не прошла. Кстати, слышала, что это не единичный случай подобных предложений в российских школах, которые обычно не заканчиваются успехом. Думаю, что на это всё те же причины: родителей не устраивают и качество, и цена, и модельный ряд, как и отсутствие альтернативы. Да и в школах, тем более таких, как наша, учатся дети из самых разных социальных слоёв населения. Для кого-то такие предложения — копеечные, а для кого-то это целая финансовая проблема. Конечно, родителям проще купить то, что устраивает их по всем критериям, но согласно принятому в школе дресс-коду.

Откуда эти развалины в нашей стране? Откуда такое отношение старшего поколения к нам… детям?

А я тем временем снова задумываюсь… Неужели, мы, дети, являемся лишь просто средством заработка и наживы? Почему, когда речь идёт о будущем подрастающего поколения, их интересы либо ущемляются, либо «замыливаются»? А когда дело доходит до личной выгоды руководства, судя по весьма странным предложениям от «своих» фирм, находятся и время, и силы, и желание?

Недавно, подхожу к дому, а на дверях висит агитационная бюллетень. Вижу фамилию директора нашей школы и рядом с ней галочку, так и намекающую, «голосуйте за меня». Значит, снова баллотируется… снова рвётся в депутатское кресло. В голове невольно задаюсь вопросом: будущее граждан ей так же интересно, как и наше будущее — учеников её школы?

В почтовом ящике нахожу газету… Так, тема выборов. Вижу снова её лицо на фотографии с выделенным полужирным начертанием личного лозунга… но только после каждого слова мне почему-то хочется добавить знак вопроса: Профессионализм? Честность? Результат?

Похоже, пока я размышляла, сама себе ответила на некоторые вопросы и о будущих кадрах, и о «заброшках», и о производствах, и о трудолюбии. Но почему моё поколение так похоже на эти несчастные «заброшки»? Почему нас как будто стараются не заметить? Не знаю, что будет с теми, кто только отправляется в школу, начинает путь. Измениться ли что-то в системе образования? Хотя даже не в этом дело, ведь государство-то предлагает… и программы, и специально их разрабатывает, и старается, и это видно на примере той же профориентационной выставки, на которую мы попали, но, возможно, лишь чудом, и благодаря собственной инициативе.

Откуда такие загвоздки на местном уровне? Откуда такие уроки технологии? Откуда эти развалины в нашей стране? Откуда такое отношение старшего поколения к нам… детям?

Вам будет интересно