Сафи АФАНАСЬЕВА: «Быть собой или не быть?»

Автор - Сафи Афанасьева

Утро. Понедельник. Школа. Все как обычно… опаздываю и стучу в дверь кабинета информатики уже после звонка. Извиняясь перед учителем, вхожу в класс и направляюсь к месту, которое привычно располагается в самом центре среднего ряда. Только собираюсь присесть… и тут мой сосед по парте вскакивает и со всей ненавистью заявляет: «Я с ней не сяду, я нацист!»

Автор – Сафи Афанасьева

Нахожусь в полном смятении. Я и раньше слышала подобные возгласы, но, чтобы так… публично… громко… с такой злостью… не ожидала. Весь класс начинает в голос хохотать. Неужели это так смешно? Может у меня нет чувства юмора?!

Однажды обсуждала эту ситуацию со знакомым учителем школы другого района. Она рассказала историю о детях своего класса. Девочку из азиатской семьи начали троллить в соцсетях. Она об этом молчала, не выказывая свои чувства. Но до учителя каким-то образом дошли эти переписки, в которых явно выражалось унижение личности по национальному признаку. История не была слишком громкой, но родительское собрание по этому поводу состоялось, на котором учитель очень конкретно дал понять, что не позволит в классе какую-либо травлю по отношению к любому человеку. После этого обидчики извинились перед жертвой их издевательств и больше таких случаев в классе не наблюдалось. «Как хорошо, что есть такие учителя», – подумалось мне.

Откуда эти «я нацист» в мою сторону? Всё дело в религии. Я – мусульманка из абсолютно интернациональной семьи и просто люблю свою Родину – Россию, люблю свой город – Петербург, в котором я родилась, люблю своих родителей, которые называют себя ленинградцами.

Я, кстати, внешне совсем не похожа ни на азиатку, ни на мулатку и даже краснокожим индейцем меня назвать трудно. Так в чём же дело, скажите вы? Откуда эти «я нацист» в мою сторону? Всё дело в религии. Я – мусульманка из абсолютно интернациональной семьи и просто люблю свою Родину – Россию, люблю свой город – Петербург, в котором я родилась, люблю своих родителей, которые называют себя ленинградцами. Мне нравится ходить с покрытой головой, то есть носить платок или шапочку. Обычно именно такой меня можно увидеть, но школа – единственное место, где я бываю без головного убора, делая поощрение нашему светскому образованию.

Откуда же потянулось эта религиозная неприязнь в школе? Всё началось в четвёртом классе с появлением учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включенный Минобрнауки России в школьную программу в качестве федерального компонента. Этот предмет включает в себя шесть модулей, из которых ученики или их родители выбирают один для изучения: основы православной, исламской, буддийской, иудейской, мировых религиозных культур или светской этики.

Всё бы хорошо… Но! На сайте своей школы увидела опубликованный информационный лист, где было написано: «Итак, какой же модуль выбрать?.. В России основной культурообразующей религией исторически является Православие. Поэтому модуль “Основы православной культуры” имеет ценность не только для тех, кто исповедует Православие. Если человек искренне стремится к тому, чтобы знать и глубже понимать отечественную историю, литературу, искусство и всё то, чем жили наши предки, то он должен иметь представление о Православии. Ведь именно Православие является историческим основанием культуры и государственности России».

Мне нравится ходить с покрытой головой, то есть носить платок или шапочку. Обычно именно такой меня можно увидеть, но школа – единственное место, где я бываю без головного убора.

Православие было особо выделено наряду с «Основами мировых религиозных культур» и «Основами светской этики», хотя эта религия также относится к первым четырём конфессиональным модулям, как и Буддизм, и Иудаизм, и Ислам, но выдвинуто вперёд было только оно. Получается, государство вроде бы предлагает выбор, но в тоже время пытается однозначно намекнуть лишь только на один из них, подчёркивая его превосходство над другими. И тут начинаешь себя ощущать евреем в гетто, индейцем в резервации или униженной негроидной расой на плантациях. Другими словами, человеком даже не второго сорта.

А как проходил выбор профиля на школьном уровне – вообще «чудо»! Родительское собрание. Завуч говорит: «Все пишем на светскую этику». Почему на светскую этику? Родителей что обязывают? Кто-то и в правду, не долго раздумывая, написал бумажку на этот модуль, но моя мама пока решила не определяться и хорошенько обдумать, поставленный перед ней вопрос. Насколько он правомерен и деликатен. С одной стороны, государство предоставляет каждому гражданину право выбора, то есть альтернативу, да, это уважение прав друг друга, но есть и обратная сторона, которая обозначается уже на местном уровне. В итоге тот, кто оказывается в меньшинстве, должен либо подчиниться большинству, либо стать изгоем. И тут вспоминается фильм Ролана Быкова «Чучело», а также история Коперника. Я уже не говорю о Германии, где нацизм процветал как раз в том самом большинстве. И здесь возникает самый главный вопрос: остаться собой, воспользовавшись правом, о котором позаботилось государство, или пойти на поводу местного самоуправства. А любопытно то, что в любом случае остаёшься в роли жертвы.

Пока мы выбирали путь решения этой задачи, нам поступил звонок от классного руководителя: «Нам нужно от вас заявление. Напишите, пожалуйста на “светскую этику”, но можете просто не ходить». То есть нарушить закон о посещении урока мне предложили, а ведь этот предмет обязателен, а вопрос о законном выборе модуля, который мне интересен и близок по духу, даже не поднимался. Тогда к чему предоставлен этот формальный выбор на государственном уровне, когда на школьном вот так пытаются его замылить?

Государство предоставляет каждому гражданину право выбора, то есть альтернативу, да, это уважение прав друг друга, но есть и обратная сторона, которая обозначается уже на местном уровне. В итоге тот, кто оказывается в меньшинстве, должен либо подчиниться большинству, либо стать изгоем.

Однако в классе нашёлся ещё один человек, которому не понравились попытки учителей навязать светскую этику. Папа моего одноклассника – священник и, конечно, ему захотелось, чтобы его сын изучал Православие. Таким образом, нашлось несколько человек, которые смогли прожать вопрос свободы выбора и на следующем родительском собрании уже рассматривался более «крупный» спектр модулей: к светской этике прибавились основы православной культуры. Но Ислам так в счёт и не взяли.

Но мы отстояли своё право на «существование», хотя такой проблемы в нашем стране, где царит свобода вероисповедания, даже не должно было возникнуть. Помню, как мама положила передо мной две бумажки. Это были заявления. Одно на светскую этику, второе на Ислам. И она предоставила право выбора мне, сказав отнести в школу то, что посчитаю сама для себя нужным и более важным. Я, не колеблясь и не сомневаясь, на стол учителю положила бумажку с пометкой «Ислам». И сейчас, спустя годы, анализируя свою школьную жизнь и окружение, понимаю, что выбор я сделала правильный. Мне выдали учебник, по которому я заучивала главы и пересказывала их классному руководителю после уроков.

Как только этот урок религии начался, он многое изменил в моей жизни. Возможно даже, это была некая лакмусовая бумажка, которая помогла понять, что представляет собой то общество, в котором я нахожусь, и осознать кто такая я. С начала изучения модуля от меня вдруг отвернулись все друзья-одноклассники. Никогда не могла бы подумать, что те люди, с которыми, казалось бы, «не разлей вода», могут вот так просто, по сути, предать. Я всё надеялась, что это лишь мои догадки, но через год, когда урок миновал (а курс длился только год, хотя официально должен был охватывать 4-5 классы), мы снова начали более или менее налаживать отношения, хотя именно после этого разделения на религии началось: «террористка», «осторожно, бомба», «убирайся к себе домой» (хотя повторюсь, я петербурженка). И так на протяжении всей школьной жизни. Одна из моих подруг даже призналась: «Извини, но мне тогда запретили с тобой дружить родители… из-за твоей религии». И тут я поняла. Получается старшое поколение само прививает… фашизм? И я не побоюсь назвать такое отношение именно этим термином, вспоминая в свой адрес реплики со стороны одноклассников.

Именно после этого разделения на религии началось: «террористка», «осторожно, бомба», «убирайся к себе домой» (хотя повторюсь, я петербурженка).

Здесь хочется объективно отметить, что и мой одноклассник, сын священника, тоже получил свою порцию излишнего внимания к своей духовной жизни. Но в гораздо меньшей степени, видимо, от того, что этот путь личностного развития оказался более знакомым и привычным, хотя подтрунивания в его адрес также регулярны, но менее жестоки.

Но как говорится, нет худа без добра. У меня появилось самое настоящее дикое желание доказать, что «я лучше вас всех, вместе взятых» – как бы яростно это не звучало.  И жизнь предоставила мне эту возможность сама. И, кстати, на том же самом уроке информатики. Прозвучало предложение создать выпуск газеты (да-да, профессия сама меня нашла). Поработав над первым выпуском в своей жизни, я поняла, что это то направление, где я могу себя реализовать. Я создала свой собственный издательский проект, в который позвала своих одноклассников. На тот момент ярость уже прошла и хотелось скрепить наши отношения позитивной журналистикой, то есть вместе искать и находить лучшее и светлое: дружбу, ЗОЖ, просвещение, культуру, спорт и т. д. Сначала они сопротивлялись, а потом всё-таки втянулись, когда увидели уже несколько выпусков издания. За этим было интересно наблюдать: как одноклассники ненавидят меня (а унижения с их стороны продолжались) и с удовольствием участвуют в моём проекте, присылая мне статьи для выпусков или готовя совместные интерактивные программы.

И если раньше я испытывала обиду на своих сверстников, то благодаря позитивной журналистике мне удалось выйти за рамки своих негативных чувств и найти положительные моменты в жизни, интересные личности сами оказались в круге моего общения. И, естественно, разрыв между одноклассниками и мной в какой-то момент произошёл, потому что мы не интересны друг другу. Да, мы все повзрослели, хотя реплики в свою сторону я всё ещё продолжаю слышать, да, мы общаемся в рамках школьной программы, да, с некоторыми сидим за одной партой, но не более того. Я приняла для себя эту ситуацию и перестала терять время на попытки что-то доказать… да и зачем? Но снова остаётся вопрос: что же даёт урок «Этики»? Эффективен ли этот предмет, если итогом стало многолетнее неприятие одной культуры по отношению к другой.

Если большинство видит «не такого» человека, то он становится самым настоящим изгоем, хотя, конечно, не буду скрывать – это отлично закаляет характер.

Причём проявляется это неприятие не только в отношении национальностей или религий, но и к любым другим «не таким» людям. Однажды мы собрались с коллегами на образовательный форум. Среди нас был человек, у которого есть некоторые проблемы со здоровьем (намеренно не хочу называть это инвалидностью, дабы не ущемлять его право быть просто человеком). В какой-то момент одна из девушек начала резко высказываться: «Я не хочу находиться с ним рядом. Мне противно!» Услышав эти слова, я удивилась: «А где же, как минимум, толерантность, милосердие?». А в ответ услышала лишь фырканье. А ведь тот человек имеет удивительные и многочисленные заслуги. Несмотря на свою «необычность», он действительного многого добился: и самый крутой в городе медиа-волонтёр, и успешный экономист, и победитель огромного количества всероссийских конкурсов, и постоянный участник международных форумов, – о его достижениях можно говорить долго! И даже услышав все эти регалии, девушка не поменяла своего мнения. Даже трудно представить, с чем этому «не такому» для общества человеку ежедневно приходится сталкиваться!

Честно признаюсь, все эти истории, за которыми наблюдаешь со стороны или становишься их непосредственным участником, помогают снять «розовые» очки, растворяют иллюзии, и ты начинаешь осознавать своё окружение и себя.

После того, как из образования, по сути, сделали «услугу», а из преподавателей фактически «продавцов», морально-воспитательный процесс ушёл на второй, а то и на третий план. И даже этот урок «этики и религии» – он неэффективен, если школьники проявляют такую нетерпимость по отношению к «другим». Иногда заглядывая в беседы в соцсетях, в которых общаются сверстники, видишь, что интересует большинство молодёжи: алкоголь, сигареты, секс. И тогда к чему эти формальные «Основы светской этики» в четвёртом классе, то есть как этот урок влияет на будущих старшеклассников? Большинство из них не проявляют уважение ни к другим религиям, ни к национальностям, ни к старшему поколению, ни к инвалидам, ни к любым «другим» людям.

Благодаря моей личной ситуации вскрылся огромный пласт проблем общества: где толерантность? Хотя бы минимальная терпимость? Где равенство прав граждан? Получается, если большинство видит «не такого» человека, то он становится самым настоящим изгоем, хотя, конечно, не буду скрывать – это отлично закаляет характер. Как говорится: «Что нас не убивает, делает сильнее». Я не говорю, что все такие плохие и это не исправимо. Вовсе нет.  Но где найти этот «эликсир человечности», чтобы общество избавилось от собственного внутреннего фашизма?

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий