Русский трон для датской русалочки

MarFed4

В Гатчинском дворце — масштабная выставка, приуроченная к 175-летию со дня рождения императрицы Марии Фёдоровны — супруги Александра III и матери Николая II. Представлены личные вещи, дневники, костюмы урождённой принцессы Дагмар.

Императрица Мария Фёдоровна была большая модница

На выставке, которая называется «О главном в моей жизни… Датская принцесса на русском троне», представлено почти 400 предметов, связанных с жизнью самой императрицы или членов её семьи. Экспонаты размещены в 10 залах и позволяют проследить судьбу Марии Фёдоровны с детских до преклонных лет.

Принцесса Мария София Фредерика Дагмар — дочь принца Глюксбургского, в будущем датского короля Кристиана IX, родилась 14 (26) ноября 1847 года в Копенгагене. Её сестра Александра вышла замуж за принца Уэльского (старшего сына королевы Виктории), взошедшего на британский престол под именем Эдуарда VII. Сама Дагмар была сосватана за российского цесаревича Николая (старшего сына Александра II). Но жених скончался от туберкулёзного менингита в 1865 году в возрасте 22 лет. Якобы на смертном одре он соединил руки своей невесты и младшего брата — будущего императора Александра III.

В этой истории некоторые романтично настроенные биографы принцессы Дагмар усматривают некие параллели с сюжетом знаменитой сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена «Русалочка», но вообще-то это произведение написано за 10 лет до рождения будущей российской императрицы.

Как бы то ни было, но этот состоялся. В семье родились пятеро детей — три сына (Николай, Георгий, Михаил) и две дочери (Ксения и Ольга). В Гатчинском замке великая княгиня впервые побывала в 1868 году. После вступления супруга на престол, которое состоялось в 1881-м после убийства народовольцами Александра II, семья почти постоянно проживала в этом дворце (в Петербурге резиденцией служил Аничков дворец, официальные церемонии проводились в Зимнем, коронация проходила в Москве, на отдых царская чета с детьми выезжала в Финляндию или в крымскую Ливадию).

Императорская чета слыла идеальной семейной парой

После смерти Александра III в 1894 году Гатчинский дворец достался по наследству младшему сыну царя великому князю Михаилу Александровичу, но вдовствующая императрица Мария Фёдоровна бывала здесь и временами жила вплоть до конца 1915-го.

В апреле 1919 года на борту присланного сестрой британского линкора «Мальборо» она покинула Россию, вернулась в родную Данию, где и провела последние годы. Императрица скончалась 13 октября 1928 года. Первоначально была похоронена в соборе в Роскилле — усыпальнице датских королей. В 2006 году гроб с останками Марии Фёдоровны был доставлен в Санкт-Петербург и погребён в Петропавловском соборе возле могилы её супруга — императора Александра III.

На нынешней выставке, помимо предметов из фондов Гатчинского дворцово-паркового музея-заповедника, представлены раритеты из Государственного архива Российской Федерации, Эрмитажа, Русского музея, Царского Села и Павловска, Музея изобразительных искусств Карелии, Российского Этнографического музея и Центрального Военно-морского музея имени императора Петра Великого.

На выставке представлены и скульптурные портреты императрицы

«Выставку, посвящённую Марии Фёдоровне, мы хотели сделать очень давно. Она прожила долгую, очень насыщенную жизнь, и конечно, вместить все это в одну экспозицию было сложно. В какой-то степени эта выставка — своего рода эссе, в котором мы рассказываем о самых разных сторонах её жизни — семейной и государственной. Отражены её увлечения и “профессиональные” обязанности (она активно занималась общественными делами и благотворительностью). Мы рассказываем о женщине и матери, любящей и страдавшей. Датчанка, которая покинула свою родину и стала считать своей родиной Российскую империю, после революции вынуждена была вернуться в Данию, можно сказать, бедной родственницей. Однако она продолжала ощущать себя императрицей и вела себя всю оставшуюся жизнь соответственно, сохраняя лицо в любых обстоятельствах», — отмечают кураторы экспозиции.

Известно, что Александр III и его супруга покровительствовали русским художникам, в том числе передвижникам, которые, в том числе, выполняли и портретные заказы императорской фамилии. На нынешней выставке представлены полотна работы Ивана Айвазовского, Валентина Серова, Василия Поленова, Виктора Васнецова (последний, например, выполнил для коронационных обедов несколько меню, которые тоже можно увидеть на нынешней экспозиции) и других выдающихся мастеров. Демонстрируются и живописные натюрморты, выполненные самой Марией Фёдоровной (после расформирования Ленинградского музейного фонда в 1928 году эти картины оказались в Музее изобразительных искусств Карелии).

Частью выставки стала обстановка рабочего кабинета императрицы и два тронных кресла из Александровского зала Большого Кремлёвского дворца и из Грановитой палаты Московского Кремля, которыми пользовалась Мария Фёдоровна на коронационных торжествах своего мужа Александра III (1883) и сына — Николая II (1896).

Тронное кресло Марии Фёдоровны из Грановитой палаты Московского Кремля

Кстати

Тронное кресло из Грановитой палаты было изготовлено ещё к коронации Александра II в 1856 году во входившем тогда в моду «русском стиле». Первоначально оно предназначалось для супруги нового государя Марии Александровны и располагалось на тронном месте в Андреевском зале Большого Кремлёвского дворца. В 1883 году обивку из гербовой парчи заменили на бархат с золотным шитьем. На коронации Александра III тронное кресло императрицы и изготовленное по его образцу кресло для императора использовались во время церемониальных приёмов, проводившихся в Грановитой палате. В 1896-м на коронации Николая II кресло снова «досталось» Марии Фёдоровне, уже пребывавшей в статусе вдовствующей императрицы. В коллекцию Гатчинского музея-заповедника трон попал в 1977 году вместе с семью другими коронационными креслами. Тогда администрация музеев Московского кремля передавала эти предметы мебели, не используемые в своей экспозиции, другим собраниям, так как требовалось освободить часть помещений, занятых фондохранилищами, для нужд комендатуры и службы охраны резиденции советского правительства.

Среди представленных на выставке скульптур отметим мраморные портреты императрицы и её дочери Ксении Александровны, а также бронзовую модель конной статуи отца Дагмар — короля Кристиана IX. Из собранной Александром III и его супругой обширной коллекции фарфоровых изделий демонстрируется несколько предметов Гербового чайного сервиза, статуэтки, изображающие типажи народов Российской империи, и очень модные во второй половине XIX века (да и позднее) изделия Датской королевской мануфактуры.

Посетитель экспозиции может увидеть множество уникальных фотографий и документов, среди которых недавно переданные в музей снимки с двух прогулок царской семьи в Гатчинском парке весной 1887 года, дневниковые альбомы и письма. В частности, представлено последнее послание Марии Фёдоровны уже отрёкшемуся от престола сыну — Николаю II.

На выставке представлено огромное количество фотографий, документов и личных вещей императрицы

Особое место на выставке занимают предметы гардероба и веера, принадлежавшие государыне. Здесь можно увидеть дорожные, предназначенные для конных прогулок и бальные платья, мундиры подшефных полков, головные уборы, обувь.

«Императрица была большой модницей, причём обладала очень хорошим чувством вкуса и стиля. На выставке можно увидеть прекрасные подлинные платья из собраний Государственного Эрмитажа и Павловского музея. Платья тоже отражают разные этапы жизни императрицы. Есть платье, в котором она приехала из Дании — очень скромное, сшитое, видимо, в какой-то местной датской простой мастерской. А есть платья, сшитые у знаменитых портных. По этим нарядам можно судить, насколько Мария Фёдоровна была миниатюрной и стройной», — отмечают кураторы экспозиции.

Коронационный портрет императрицы Марии Федоровны кисти Александра Соколова

Естественно, что на выставке в Гатчинском дворце не представлены ювелирные украшения, принадлежавшие императрице Марии. Дело не в особых условиях охраны таких экспонатов. Вдова Александра III сумела сохранить и вывезти из большевистской России шкатулку со своими личными драгоценностями. После смерти царицы большинство этих уникальных изделий досталось британскому королевскому дому. Многие из них можно увидеть, внимательно изучая официальные фотографии недавно почившей Елизаветы II и других представительниц Виндзорской династии. Но это уже отдельная история…  

Выставка «О главном в моей жизни… Датская принцесса на русском троне» открыта в Гатчинском дворце до 5 марта 2023 года.

Игорь Теплов

Использованы фотографии с официального сайта Гатчинского дворцово-паркового музея-заповедника

Вам будет интересно