В Русском музее — большая выставка «Вдохновлённые классикой». Это практически повторение экспозиции, показанной здесь же 15 лет назад. Нам хотят сказать что-то новое или от чего-то предостеречь?

Нынешняя выставка представляет более 150 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства первой трети XX века. Для сравнения: в том же Корпусе Бенуа Русского музея экспозиция «Неоклассицизм в России» 2008 года демонстрировала примерно 180 работ.
«Набор» шедевров, естественно, за эти годы тоже не изменился: выполненное скорее в стилистике модерна «Похищение Европы» Валентина Серова, «Древний ужас» Льва Бакста, «Баня» Зинаиды Серебряковой, «Мать» (а ля Мадонна) и «Вакханка» Кузьмы Петрова-Водкина, «Автопортрет» Казимира Малевича в образе художника эпохи Ренессанса, совместный портрет Александра Яковлева и Василия Шухаева «Арлекин и Пьеро», хрестоматийная «Девушка в футболке» Александра Самохвалова, относящаяся уже к эпохе социалистического реализма, и др.

Никаких отсылов к прежней выставке в информационных сообщениях Русского музея о выставке нынешней нет. Выглядит это симптоматично. Просто повтор пройденного? Повторение — мать учения? Намёк? На потребу летнему потоку в Петербург российских туристов, которым импонирует живопись, максимально напоминающая фотографию?
«Наша новая выставка представляет неоклассицизм во всем великолепии этого многогранного и разнообразного направления с его особенной образной системой и философией. Когда-то величайшие художники своего времени предложили новое видение эстетики античности и Ренессанса… Знакомство с их творчеством в таком масштабе — неповторимый опыт, который получат посетители выставки», ─ цитирует пресс-служба новоявленного директора Русского музея Аллу Манилову, прошедшую чиновничью школу в Смольном и в федеральном министерстве культуры.

При этом выставка «Неоклассицизм в России» 2008 года была продолжением серии экспозиций Русского музея, посвящённых крупнейшим направлениям в отечественном искусстве начала ХХ столетия («Символизм в России», 1996, «Русский импрессионизм», 2000, «Русский футуризм», 2000) и являлась первой монографической демонстрацией неоклассицизма. Тогда эти выставки открывали зрителю шедевры коллекции, много лет скрытые в запасниках по идеологическим соображениям.
Правда, неоклассицизма советские запреты касались в меньшей степени, поскольку именно это направление в значительной степени предопределило сталинский ампир в архитектуре и социалистический реализм в изобразительном искусстве.

Специалисты отмечают, что неоклассицизм как ретроспективное по своей сути направление был популярен в искусстве Европы и США начала ХХ века. Представители этого течения, стремясь к созданию «большого стиля», обращались к традициям античности, эпохи Ренессанса и высокого классицизма.
«Очень характерно для неоклассиков, что у них нет копирования какого-то одного стиля или направления. Это синтез, ориентированный на классику, но классику, переработанную в современность. Это интересный подход к искусству», — заявила журналистам замдиректора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Считается, что возникновение и развитие неоклассицизма в русском изобразительном искусстве и архитектуре связаны с деятельностью знаменитого журнала «Мир искусства», выходившего в Санкт-Петербурге в 1898-1904 годах. На нынешней выставке, помимо прочего, представлены его обложки и заглавные листы других изданий работы Мстислава Добужинского, Евгения Лансере, Льва Бакста.
Вокруг этого «средства массовой информации», которое некоторое время редактировал Сергей Дягилев, сплотились передовые критики и художники. Они «были не только толкователями и пропагандистами новых эстетических идей», но и «заново открывали современникам красоту Северной Пальмиры, ценности национального искусства XVIII — начала XIX века, в равной мере отрицавшиеся и передвижниками, и академистами».

Интересна и трактовка термина, изложенная в Большой Российской энциклопедии:
«Неоклассицизм 20 века возник как реакция на свободное формообразование стиля модерн и “всеядность” эклектизма, в позднейшие годы существовал в качестве альтернативы модернизму. Для архитектуры неоклассицизма характерно использование форм и принципов классических ордеров, чёткой, как правило, симметричной композиции, ясно читаемого силуэта и пространства, использование античных декоративных форм, а также стремление к созданию градостроительных ансамблей…
В 1930-х годах модернизированный неоклассицизм стал официальным стилем Третьего Рейха искусства в Германии (архитекторы Альберт Шпеер, Пауль Трост и др.), фашистского искусства в муссолиниевской Италии (архитекторы Марчелло Пьячентини, Анджоло Мадзони и др.) и в сталинском СССР, благодаря чему начал ассоциироваться с тоталитарными режимами и утратил популярность в демократических странах…
Неоклассицизм в изобразительном искусстве отличает выраженная идеализация натуры на основе античных прототипов, повышенное внимание к линии и силуэту, сдержанная трактовка деталей».
Впрочем, представленные на выставке работы русских художников начала ХХ века в духе неоклассики не предвещают какого-то «ужаса-ужаса». Мы видим либо античные сюжеты, воплощённые во вполне современной тогда стилистике, либо исполненные «а ля Ренессанс» или же «а ля классицизм» портреты.

«Красота есть последняя путевая звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного человечества», — утверждал один из идеологов русского неоклассицизма Александр Бенуа в дни революции 1905 года, когда многие деятели культуры пытались отыскать некий утраченный идеал гармонии в прошлом из-за разочарования действительностью.
Не обошлось и без манифестов. В письме «Голос художников» тот же Бенуа, а также Добужинский, Лансере и Сомов заявляли, что «раскрывшаяся перед нами жизнь выдвинет новые, неведомые ещё нам таланты и силы, которые не будут одиноки, как мы, современные художники, а их искусство станет великим, истинно народным искусством будущего». Что из всего этого получилось, по прошествии века мы знаем…
Организаторы нынешней выставки, которая почти копирует экспозицию 15-летней давности, особо отмечают произведения, которые выставляются крайне редко. Среди таковых — эскизы панно и плафонов для Казанского вокзала в Москве работы Александра Бенуа и Зинаиды Серебряковой (воплощение не состоялось из-за Первой мировой войны и революции 1917-го), а также эскизы росписей для частных домов, созданные Евгением Лансере, Василием Шухаевым, Александром Яковлевым, Александром Белобородовым.
Выставка «Вдохновлённые классикой. Неоклассицизм в России» открыта для посещения в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея до 11 сентября нынешнего года.
Игорь Теплов
Использованы фотографии с официального сайта Государственного Русского музея