Русский музей: игра в неоклассику продолжается

Neoreal11

В Русском музее — большая выставка «Вдохновлённые классикой». Это практически повторение экспозиции, показанной здесь же 15 лет назад. Нам хотят сказать что-то новое или от чего-то предостеречь?

Модерновое «Похищение Европы» Валентина Серова «записали» в неоклассицизм

Нынешняя выставка представляет более 150 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства первой трети XX века. Для сравнения: в том же Корпусе Бенуа Русского музея экспозиция «Неоклассицизм в России» 2008 года демонстрировала примерно 180 работ.

«Набор» шедевров, естественно, за эти годы тоже не изменился: выполненное скорее в стилистике модерна «Похищение Европы» Валентина Серова, «Древний ужас» Льва Бакста, «Баня» Зинаиды Серебряковой, «Мать» (а ля Мадонна) и «Вакханка» Кузьмы Петрова-Водкина, «Автопортрет» Казимира Малевича в образе художника эпохи Ренессанса, совместный портрет Александра Яковлева и Василия Шухаева «Арлекин и Пьеро», хрестоматийная «Девушка в футболке» Александра Самохвалова, относящаяся уже к эпохе социалистического реализма, и др.

«Аполлон и Дафна» кисти Александра Бенуа

Никаких отсылов к прежней выставке в информационных сообщениях Русского музея о выставке нынешней нет. Выглядит это симптоматично. Просто повтор пройденного? Повторение — мать учения? Намёк? На потребу летнему потоку в Петербург российских туристов, которым импонирует живопись, максимально напоминающая фотографию?

«Наша новая выставка представляет неоклассицизм во всем великолепии этого многогранного и разнообразного направления с его особенной образной системой и философией. Когда-то величайшие художники своего времени предложили новое видение эстетики античности и Ренессанса… Знакомство с их творчеством в таком масштабе — неповторимый опыт, который получат посетители выставки», ─ цитирует пресс-служба новоявленного директора Русского музея Аллу Манилову, прошедшую чиновничью школу в Смольном и в федеральном министерстве культуры.

Портрет Мефодия Лукьянова кисти Константина Сомова

При этом выставка «Неоклассицизм в России» 2008 года была продолжением серии экспозиций Русского музея, посвящённых крупнейшим направлениям в отечественном искусстве начала ХХ столетия («Символизм в России», 1996, «Русский импрессионизм», 2000, «Русский футуризм», 2000) и являлась первой монографической демонстрацией неоклассицизма. Тогда эти выставки открывали зрителю шедевры коллекции, много лет скрытые в запасниках по идеологическим соображениям.

Правда, неоклассицизма советские запреты касались в меньшей степени, поскольку именно это направление в значительной степени предопределило сталинский ампир в архитектуре и социалистический реализм в изобразительном искусстве.

«Вакханка» кисти Кузьмы Петрова-Водкина

Специалисты отмечают, что неоклассицизм как ретроспективное по своей сути направление был популярен в искусстве Европы и США начала ХХ века. Представители этого течения, стремясь к созданию «большого стиля», обращались к традициям античности, эпохи Ренессанса и высокого классицизма.

«Очень характерно для неоклассиков, что у них нет копирования какого-то одного стиля или направления. Это синтез, ориентированный на классику, но классику, переработанную в современность. Это интересный подход к искусству», — заявила журналистам замдиректора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Александр Яковлев и Василий Шухаев изобразили себя в образах Арлекина и Пьеро

Считается, что возникновение и развитие неоклассицизма в русском изобразительном искусстве и архитектуре связаны с деятельностью знаменитого журнала «Мир искусства», выходившего в Санкт-Петербурге в 1898-1904 годах. На нынешней выставке, помимо прочего, представлены его обложки и заглавные листы других изданий работы Мстислава Добужинского, Евгения Лансере, Льва Бакста.

Вокруг этого «средства массовой информации», которое некоторое время редактировал Сергей Дягилев, сплотились передовые критики и художники. Они «были не только толкователями и пропагандистами новых эстетических идей», но и «заново открывали современникам красоту Северной Пальмиры, ценности национального искусства XVIII — начала XIX века, в равной мере отрицавшиеся и передвижниками, и академистами».

Казимир Малевич нарисовал себя таким в 1933-м

Интересна и трактовка термина, изложенная в Большой Российской энциклопедии:

«Неоклассицизм 20 века возник как реакция на свободное формообразование стиля модерн и “всеядность” эклектизма, в позднейшие годы существовал в качестве альтернативы модернизму. Для архитектуры неоклассицизма характерно использование форм и принципов классических ордеров, чёткой, как правило, симметричной композиции, ясно читаемого силуэта и пространства, использование античных декоративных форм, а также стремление к созданию градостроительных ансамблей…

В 1930-х годах модернизированный неоклассицизм стал официальным стилем Третьего Рейха искусства в Германии (архитекторы Альберт Шпеер, Пауль Трост и др.), фашистского искусства в муссолиниевской Италии (архитекторы Марчелло Пьячентини, Анджоло Мадзони и др.) и в сталинском СССР, благодаря чему начал ассоциироваться с тоталитарными режимами и утратил популярность в демократических странах…

Неоклассицизм в изобразительном искусстве отличает выраженная идеализация натуры на основе античных прототипов, повышенное внимание к линии и силуэту, сдержанная трактовка деталей».

Впрочем, представленные на выставке работы русских художников начала ХХ века в духе неоклассики не предвещают какого-то «ужаса-ужаса». Мы видим либо античные сюжеты, воплощённые во вполне современной тогда стилистике, либо исполненные «а ля Ренессанс» или же «а ля классицизм» портреты.

«Голова Спасителя». Всеволод Воинов. 1919.

«Красота есть последняя путевая звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного человечества», — утверждал один из идеологов русского неоклассицизма Александр Бенуа в дни революции 1905 года, когда многие деятели культуры пытались отыскать некий утраченный идеал гармонии в прошлом из-за разочарования действительностью.

Не обошлось и без манифестов. В письме «Голос художников» тот же Бенуа, а также Добужинский, Лансере и Сомов заявляли, что «раскрывшаяся перед нами жизнь выдвинет новые, неведомые ещё нам таланты и силы, которые не будут одиноки, как мы, современные художники, а их искусство станет великим, истинно народным искусством будущего». Что из всего этого получилось, по прошествии века мы знаем…

Организаторы нынешней выставки, которая почти копирует экспозицию 15-летней давности, особо отмечают произведения, которые выставляются крайне редко. Среди таковых — эскизы панно и плафонов для Казанского вокзала в Москве работы Александра Бенуа и Зинаиды Серебряковой (воплощение не состоялось из-за Первой мировой войны и революции 1917-го), а также эскизы росписей для частных домов, созданные Евгением Лансере, Василием Шухаевым, Александром Яковлевым, Александром Белобородовым.

Выставка «Вдохновлённые классикой. Неоклассицизм в России» открыта для посещения в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея до 11 сентября нынешнего года.

Игорь Теплов

Использованы фотографии с официального сайта Государственного Русского музея

Вам будет интересно