Русская светопись с французским акцентом

Robiyar2

Эрмитаж демонстрирует полсотни снимков, сделанных в 1860-е Ипполитом Робийяром. Здесь можно увидеть портреты членов царской семьи, светских красавиц и даже Джузеппе Верди. Моделям и фотомастерам тогда требовалась очень большая выдержка.

На выставке экспонируется более полусотни работ Робийяра

Выставка, развёрнутая в Пикетном зале Зимнего дворца, называется «Пантеон Ипполита Робийяра. Портретная фотография в России 1860-х годов». Более 50 лучших светописных произведений французского фотохудожника вместе экспонируются впервые. Представлены «единицы хранения» не только Эрмитажа, но и Государственного исторического музея (Москва), Института русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук, Российского государственного архива литературы и искусства, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Музея-заповедника «Усадьба “Мураново” имени Ф. И. Тютчева», а также из частного собрания московских коллекционеров Хорошиловых.

«Удачное продолжение знаменитой серии выставок о становлении искусства фотографии в России. Творческая биография Робийяра увлекательна — французский мастер пастели переходит на “светопись” и создаёт тонко “написанную” галерею светских портретов, в том числе — эталонные образы членов императорской семьи. А в промежутке — работа над иллюстрациями изданий об Эрмитаже и Зимнем дворце», — цитирует пресс-служба главного музея России его директора Михаила Пиотровского.

Действительно нынешняя выставка стала продолжением эрмитажного цикла, в ходе которого были представлены экспозиции «Эпоха дагерротипа. Ранняя фотография в России» (2011) и «Ателье “Светопись Левицкого”. Ранняя русская фотография в собрании Государственного Эрмитажа» (2015).

Среди экспонатов — портрет Фёдора Ивановича Тютчева

Ипполит Шарль Габриэль Робийяр (1804 или 1806-1888) — французский художник, работавший изначально в жанре выполненного пастелью портрета и литографии. В столицу Российской империи он прибыл в 1844-м для работы по изданию «Императорской Эрмитажной галереи». Также в течение двух лет он делал графические копии портретов Военной галереи Зимнего дворца для книги «Император Александр I и его сподвижники».

Параллельно Робийяр рисовал на заказ пастелью портреты представителей петербургской знати и членов императорской фамилии. Эти работы сегодня хранятся в фондах многих российских музеев и регулярно фигурируют на антикварных аукционах.

В сентябре 1853 года Императорская Академия художеств «в знак уважения, любви и познаний в художествах и принесённой пользы» признала Робийяра своим почётным вольным общником.

В конце 1850-х, когда в Европе и в России в моду входит фотография, а материалы и технические средства для процесса создания таких изображений активно совершенствуются, Робийяр с рисования «переключается» на светопись. И становится в этом деле не менее модным и «продвинутым» мастером, чем в жанре пастельного портрета.

Князь Александр Михайлович Потемкин и его супруга Татьяна Борисовна явно не привыкли фотографироваться

В 1861 году он открыл свою фотостудию в мансарде дворового флигеля на Большой Морской, 50-52. В течение пяти лет он снимал здесь портреты представителей петербургской элиты. Но в октябре 1865 года газета «Петербургский листок» сообщила своим читателям:

«Одна из первых и лучших фотографий закрылась, но не по недостатку заказов и посетителей, к которым принадлежало лучшее общество. Члену Императорской Академии художеств г. Робийяру, как известному живописцу, вероятно, наскучило конкурировать с прочими, и он прекратил фотографические занятия, к большому сожалению публики и своих сотрудников. Это сожаление заявляем и мы».

То есть 60-летний мастер резонно решил, что настала пора «уйти на пенсию». За последние три года своей фотографической деятельности Робийяр выполнил немало портретов членов императорской фамилии. Из этой своеобразной галереи специалисты выделяют, как минимум, три очень интересные работы, представленные на нынешней выставке.

Во-первых, портрет Александра II с сыном Павлом. В то время студийная съёмка из-за низкой чувствительности фотоматериалов иногда требовала пребывания модели в максимально неподвижном состоянии около минуты (иногда и дольше). Естественно, что маленький ребёнок такое испытание выдержать едва ли сможет. Поэтому на этом снимке и лицо императора получилось не слишком чётко, а изображение великого князя вообще пришлось вмонтировать с другого фото. Правда, сделано это практически без ретуши и есть вариант этой фотографии без «фотошопа», так что перед нами скорее галантный сувенир, чем полноценный и качественный продукт ателье Робийяра.

Александр II с младшим сыном Павлом (фрагмент)

Во-вторых, фотографии великой княжны Марии Александровны, снятые в 1862–1864 годах. В частности, изображение дочери императора в карнавальном костюме на «Празднике бобового короля». Трудно представить в этой девочке будущую дородную герцогиню Эдинбургскую и Саксен-Кобург-Готскую — супругу принца Альфреда, второго сына британской королевы Виктории и брата Эдуарда VII.

Великая княжна Мария в карнавальном костюме

В-третьих, портрет великих князей Николая (цесаревича, который скончался от туберкулёзного менингита в 1865-м) и Александра (будущий император Александр III) Александровичей, считающийся одной из образцовых студийных фотографий того времени.

Великие князья Николай и Александр Александровичи

«Творческий почерк Робийяра отличает пристрастие к большому формату и использованию массивных аксессуаров: колонны, тяжёлые драпировки. Автор стремился к монументальности композиции, подчёркнутой графичности силуэтов фигур и предметов», — говорится в пресс-релизе Эрмитажа, посвящённом выставке.

Одним из шедевров Робийяра специалисты называют и портрет графини Софьи Алексеевны Бобринской (1842-1871). Блистательная красавица из рода Шереметевых (прапраправнучка младшего брата генерал-фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева), ставшая второй женой графа Алексея Васильевича Бобринского (1831-1888) — правнука Екатерины II и графа Григория Григорьевича Орлова. Фотоснимок датируется 1863 годом. Эта очаровательная женщина уйдёт из жизни в возрасте всего лишь 29 лет…

Графиня Софья Бобринская

Представлены на выставке и портреты выдающихся деятелей культуры того времени. Например, снимок, запечатлевший замечательного русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева (1803-1873). «Заглянул» в фотоателье Робийяра на Большой Морской в 1862-м и великий итальянский композитор Джузеппе Верди (1813-1901). Он приезжал в столицу Российской империи на премьеру своей оперы «Сила судьбы» (написана по заказу Большого Каменного театра Санкт-Петербурга).

Джузеппе Верди сфотографировался в Петербурге на память

Также на выставке в Пикетном зале, которая доступна для всех посетителей Эрмитажа, купивших билет в основной музейный комплекс (Зимний дворец, Малый, Старый и Новый Эрмитаж, а также Эрмитажный театр) можно увидеть документы из личного архива Ипполита Робийяра и его незавершённые работы.

Для справки:

Пикетный (Новый) зал, завершающий Большую анфиладу Зимнего дворца, спроектирован Василием Стасовым (1769-1848) в ходе воссоздания царской резиденции, в которой в 1837-м случился грандиозный пожар. Помещение размером 21,3 на 11,5 метра появилось на месте лестничной клетки и двух небольших комнат. Это единственный случай при восстановлении парадных залов дворца, когда архитектор не был связан прежней композицией и оформлением интерьера.

Пикетный зал Зимнего дворца используется для проведения временных выставок

Зал связал несколько парадных анфилад Зимнего дворца и предназначался для развода караула (пикета), отсюда и название. Внутреннюю охрану в те времена несла рота гренадёров, сформированная из низших чинов гвардейских частей, отличившихся в войне 1812 года.

Помещение оформлено горельефными композициями из воинских арматур (шлемы, щиты, копья, доспехи, орнаментальные медальоны и т.п.), скромно, но отчётливо сочетаясь с соседними Гербовым и Александровским залами, а также Военной галереей 1812 года.

В советское время Пикетный зал часто использовался для временного хранения фондов Эрмитажа и обычно был закрыт для посетителей. С начала 2000-х здесь проводятся временные выставки.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы официального сайта Государственного Эрмитажа

Вам будет интересно