Румянцевский обелиск «перезрел» для реставрации?

Rum_obl15

Властями заявлено, что уже в этом году начнётся реставрация обелиска «Румянцова побѣдамъ» на Университетской набережной. Монумент потрёпан временем. Последний раз его приводили в порядок ещё в советское время — в 1983 году.

Обелиск «потерялся» в глубине тенистого сада?

Впервые эта тема прозвучала в начале февраля нынешнего года. Тогда во время приёма граждан губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым (в приёмной президента РФ в его полпредстве по Северо-Западному федеральному округу и по поручению главы государства) с просьбой привести памятник в порядок обратилась некая жительница Василеостровского района.

Последовало поручение комитету администрации Петербурга по культуре «провести реставрацию самого обелиска, а также совместно с администрацией Василеостровского района благоустроить территорию Румянцевского сада».

При этом, согласно информации на официальном сайте Смольного, губернатор заявил: «В 2024 году, в год своего юбилея, памятник должен вернуться на место». Что под этим подразумевается, остаётся загадкой. Обелиск в ходе реставрации предполагается полностью демонтировать?

Очевидно, что памятник нуждается в серьёзной реставрации

В следующий раз тема возникла в информационном пространстве в начале июня, когда ряд петербургских средств массовой информации «вспомнил» о памятнике благодаря начальнику отдела памятников и мемориальных досок Государственного музея городской скульптуры Екатерине Шишкиной, которая заявила:

«Во время реставрации предстоит выполнить работы по консервации мрамора, гранита, восполнить утраты в камне, воссоздать утраченные бронзовые элементы декора, сделав предварительные модели, и заново отлить в бронзе. Полностью закончить реставрацию планируется в 2024 году».

Кроме того, она отметила, что обелиск, выполненный из различных пород гранита и мрамора, при этом декорированный различными бронзовыми украшениями, «имеет многочисленные утраты и повреждения».

Итак, предстоит демонтаж бронзового декора обелиска, посвятительной доски, навершия (скульптура орла на шаре), удаление и замена пришедшего в негодность крепежа; воссоздание утраченных деталей из бронзы и их золочение. То есть работы будут осуществляться как непосредственно на месте расположения памятника, так и в условиях реставрационных мастерских.

Специалисты чистят обелиск хотя бы от поверхностных загрязнений

«По месту установки памятника, после сооружения специальных конструкций и ограждений, реставраторам предстоит выполнить комплекс технологических операций по очистке от загрязнений и биопоражений поверхности мрамора и гранита, удалить корковые наслоения на мраморе, расчистить мрамор и гранит от переродившиеся мастиковок и старых вставок, с заменой камня и применением новых современных апробированных мастик, с большей адгезией, удалить деструктированный раствор в шовных заполнениях между блоками камня с заменой материала, возобновить утраченную полировку на поверхности мрамора и гранита и т.д.», — сообщает Екатерина Шишкина на сайте Государственного музея городской скульптуры.

При этом последняя по времени значительная реставрация Румянцевского обелиска проводилась ещё в советское время — в 1983-1984 годах (то есть 40 лет назад) Ленинградским специальным научно-производственным объединением «Реставратор».

Специалисты отмечают, что монумент страдает и от мокрого петербургского климата, и в силу естественного старения материалов, из которых он выполнен, и из-за действий вандалов (граффити, разбитие бутылок, кража декоративных деталей «на сувениры»).

Так выглядел обелиск на Марсовом поле

Ещё в 2014 году комитет петербургской администрации по госконтролю использованию и охране памятников истории и культуры выдал Музею городской скульптуры реставрационное задание на проведение работ по сохранению Румянцевского обелиска (объекта культурного наследия Российской Федерации). Правда, денежные средства на подготовку проекта и сметной документации приведения монумента в порядок были выделены далеко не сразу.

Кстати

В 2017-м удалось решить вопрос с выросшей в шве одного из мраморных блоков берёзой (растение высотой в полметра удалили). Ещё через год реставраторам удалось промыть и обработать памятник биоцидными препаратами, поскольку на монументе был зафиксирован «интенсивный зелёный налёт низших микроорганизмов». Кроме того, реставраторы Музея городской скульптуры регулярно чистят Румянцевский обелиск от поверхностных загрязнений и удаляют с него граффити.

Далее — в 2019-2020 годах — по заказу Музея городской скульптуры ЗАО «Реставрационный, проектный, научный центр «Специалист»» проведено обследование памятника. Был заключён соответствующий контракт, предусматривавший разработку сметной документации необходимых работ, и составлен их проект. Но средств из городского бюджета города выделено не было.

В 2022-м из-за повреждения и ослабления крепежа бронзовых декоративных деталей на постаменте обелиска часть таковых была демонтирована и отправлена на хранение в фонды Музея городской скульптуры.

Теперь реставрационные работы, наконец, обещаны губернатором Петербурга, но о выделении средств на это, как и о необходимой сумме, пока ничего неизвестно. О проведении соответствующих конкурсных процедур — тоже. По-прежнему «ждём-с»…

Румянцевский обелиск. Раскрашенная гравюра
работы Бенжамена Патерсена. 1806 год.

Кратко об истории памятника и его перемещений с места на место.

Идея поставить в столице империи памятник в честь побед, одержанных русскими войсками под начальством генерал-фельдмаршала графа Петра Румянцева-Задунайского в войне с Турцией 1768-1774 годов, возникла ещё в царствование Екатерины II в 1795-м.

Заметим, что обелиск в честь румянцевской победы при реке Кагул был установлен в парке Царского Села (по проекту архитектора Антонио Ринальди) ещё в 1771 году.

Столичный монумент был создан уже при Павле I, который не очень хорошо (мягко говоря) относился к выдающимся деятелям царствования своей матери и их памяти. Якобы император предложил сыновьям Румянцева (самого фельдмаршала уже не было в живых) вместо установки памятника получить (построить) за счёт казны дворец в Санкт-Петербурге. Но, получившие огромное наследство и несметно богатые, наследники полководца от такого подарка отказались.

Высочайшее повеление об установке монумента последовало в начале 1798 года с выделением на это дело средств в размере 82 441 рубля. Проект памятника составил придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна. Обелиск высотой 21,3 метра, выполненный из сердобольского гранита (сама стела и цоколь), а также из розового тивдийского и серого рускеальского мраморов (пьедестал) с барельефами из белого итальянского мрамора, был установлен на Марсовом поле (Царицын луг) уже через год — в начале 1799-го.

Придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна

В качестве первоначального места Румянцевского обелиска источники называют два варианта: близ реки Мойки или же возле нынешнего дома №3 по Марсову полю. Но, как бы то ни было, уже в 1801 году монумент переместили ближе к Мраморному дворцу, а с противоположной стороны Царицына луга (как раз возле Мойки) появился памятник генералиссимусу Александру Суворову.

В 1818 году оба монумента поменяли место «дислокации». Суворовский мемориал переместили к Неве на вновь созданную площадь, а Румянцевский «переехал» на Васильевский остров — на плац Первого кадетского корпуса (в котором Румянцев некоторое время учился) между зданиями Меншиковского дворца и Академии художеств.

Руководил этим перемещением великолепный зодчий Карл Росси, который якобы слегка изменил композицию памятника, поставив обелиск на гранитный стилобат в несколько ступеней, хотя это возвышение видно и на ранних изображениях монумента.

Так выглядел обелиск на плацу Кадетского корпуса до разбивки
на этом месте сада (фото 1860-х)

Среди деревьев, а не на пыльной пустынной площади, Румянцевский мемориал оказался в середине 1860 годов, когда на месте кадетского плаца (в основном на средства купца-золотопромышленника Степана Соловьёва) был разбит сад с оригинальной металлической оградой и двумя фонтанами, заказанными во Франции. Тогда же здесь появился «музыкальный павильон», использовавшийся в летнее время как открытая эстрада. Работы обошлись в 25 тысяч рублей, вход в сад был платный.

В советские времена планировка сада была упрощена, на главной аллее убрали ряды деревьев, закрывавших перспективный вид на памятник со стороны набережной. В 1999-м «по соседству» с Румянцевским обелиском установили бюсты выдающихся русских живописцев Ильи Репина и Василия Сурикова — выпускников находящейся по соседству Академии художеств.

В общем, спроектированный для широкого парадного пространства памятник оказался «заперт» в сравнительно небольшом саду, несколько перегруженном различными «посторонними» элементами. С этим уже ничего не поделаешь, за 160 лет петербуржцы уже прижились и свыклись с таким бытованием Румянцевского обелиска, но привести его в порядок явно пора. Ситуация уже «перезрела»…

Для справки:

Генерал-фельдмаршал граф Пётр Александрович Румянцев-Задунайский (1725-1796) — выдающийся русский полководец XVIII века. Его биографии и деятельности посвящены многочисленные книги, поэтому отметим лишь несколько обстоятельств.

Пётр Александрович Румянцев в 1770-е

Согласно устоявшейся версии, хорошо известной при дворе, будущий военачальник мог быть внебрачным сыном Петра I (в честь него и назван), поскольку его мать — Мария Андреевна (урождённая Матвеева) — была одной из любовниц первого российского императора. Младенец родился за две недели до кончины предполагаемого отца, а его крёстной матерью стала вступившая на престол императрица Екатерина I.

Это обстоятельство явно способствовало особому отношению царствующих особ к будущему фельдмаршалу, который по молодости отличался разгульным образом жизни. Впрочем, «особое происхождение» никак не принижает действительных заслуг Румянцева на военном и государственном поприще.

Отличился в Русско-шведской войне 1741-1743 годов при взятии Гельсингфорса (нынешняя столица Финляндии город Хельсинки), при донесении рапорта о заключении Абоского мирного договора пожалован императрицей Елизаветой Петровной (сестрой?) из капитанов сразу в полковники с назначением командиром Воронежского пехотного полка.

Уже будучи в чине генерал-майора, Румянцев осуществил с полками, которыми командовал, несколько блестящих операций в ходе Семилетней войны 1756-1763 годов.

Главнокомандующий русской армией в ходе войны с Турцией (1768-1774). Победы, одержанные под руководством Румянцева, привели к заключению в высшей степени выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мира.

С 1764 по 1781 год — генерал-губернатор Малороссии, то есть большей части территории Украины (в советский период) и некоторых регионов нынешней Белоруссии. При нём здесь постепенно введено общероссийское административно-территориальное деление и, соответственно, управление.

Надгробие Румянцева в Киево-Печерской лавре (фото начала ХХ века)

Умер генерал-фельдмаршал в своём имении в Ташане (Переяслав-Хмельницкий район Киевской области), был похоронен в Киево-Печерской Лавре у левого клироса Успенского собора. Храм был взорван во время Второй мировой войны, но придел с могилой Румянцева отчасти сохранился. Сейчас надгробие с мраморным горельефным портретом полководца работы скульптора Ивана Мартоса восстановлено, но без надписи «Внемли, Росс! Пред тобою гроб Задунайского»…

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта петербургского Государственного музея городской скульптуры и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно