В репертуаре не каждого театра есть произведения, посвящённые ему самому, то есть театру. А в репертуаре Мариинского театра есть – опера «Рождественская сказка» Родиона Щедрина, который на днях отметил 92-й год рождения, посвятил Мариинке. И когда, как не сейчас, насладиться ею?
«Рождественская сказка» – опера ХХI века. Её Родион Щедрин написал в 2015 году. И либретто написал сам композитор: по мотивам сказки чешской писательницы Божены Немцовой «О двенадцати месяцах» в переводе Николая Семёновича Лескова и русских народных сказок. По сути, это – святочная история как для взрослых, так и для детей, со вкраплениями современных празднично-карнавальных сцен (хореограф Илья Устинцев).
«Сценические чудеса оперы-феерии композитор-либреттист щедро приправил сатирой на современный лад, добавив современные выражения, выхваченные из потока телевещания, со злободневными темами вроде санкций, демократии, климатической аномалии, футбольных клубов, детектора лжи, а также голубой мечты оперных злодеек накупить яхт и вилл», – рассказывает критик Людмила Лаврова.
«Сказочный дух разливается в оперной партитуре экзотическими тембрами: маримба, челеста, синтезатор, домра, колокольчики, клавесин и даже кроталы (тарелочки родом из Древней Греции). Оркестровка Щедрина – образец высочайшего мастерства, где каждая деталь вписывается в богатую и сложную музыкальную ткань. Герои поют, растягивая гласные, оплетая свою речь бесконечными “вокализами”, а Мачеха с дочкой-Злыдней, наоборот, дробят скороговорками свои глупые фантазии на тему “мы богаты”, “покупаем-паем-паем” яхту, виллу и футбольный клуб» – это уже впечатления критика Ирины Муравьёвой.
«Опера Щедрина полна сатирических красок и романтизма, тонкой грусти и идеализма, собирающего всех персонажей в финальной мизансцене воспевать хвалу любви и добру», – делится впечатлениями Ирина Муравьёва.
Эта сатира – что это, если не диалог современного художника с классикой, об исчезновении которого из Мариинского театра так печалятся некоторые критикессы, желающие казаться модными, а потому воспевающие постановки Дмитрия Чернякова с его оленями на свитерах, «братками» и бомжами из 90-х?
Как признался сам композитор, он давно мечтал поставить на русском материале «зеркало» «Щелкунчика»: чтобы главными героями были не немецкая семья с детьми Кларой и Фрицем, а славяне, русские люди. «У нас существует столько прекрасных историй – у Афанасьева, у Лескова, у других. Почему не сделать зеркально русскую историю?» – задавался вопросом Щедрин. После постановки «Рождественской сказки» этот вопрос стал риторическим.
Поставил оперу «Рождественская сказка» признанный мэтр оперной режиссуры Алексей Степанюк. По мнению критиков, он сумел проиллюстрировать произведение Родиона Щедрина «красочной феерией, собирающей на сцене то ряженую толпу с мелькающими арлекинами, длинными заячьими ушами, индейцами, дедом морозом, господами в котелках, то шеренги бравых гвардейцев, сверкающих прусскими шлемами, то линии прогибающихся в подобострастных позах безлико похожих придворных царицы». Помимо этого, мастер создал великолепный пейзаж спектакля: «на сцене из-под колосников валит снег, над березовыми стволами висит гигантская белая луна, и меховые, как белые медведи, фигуры изображают сугробы». Степанюк – это всегда мощно.
Ближайшие показы «Рождественской сказки»:
26 декабря 2024, 19:00
31 декабря 2024, 13:00
31 декабря 2024, 18:30
2 января 2025, 12:00
2 января 2025, 18:30
Спектакль идёт на новой сцене театра
Подготовил Дмитрий Жвания