Как новые технологии ухудшают нам жизнь
Новые технологии — это прекрасно! Но вот только я всё больше прихожу к парадоксальному выводу, что они не улучшают, а ухудшают нашу жизнь. Поясню на примерах. Собственных.
Налоговая инспекция
Жил я себе не тужил, как вдруг в конце мая, случайно заглянув в свой личный кабинет налогоплательщика на сайте налог.ру, увидел, что на мне висит долг больше 170 тысяч рублей за неуплаченные налоги. Хотя я все всегда их исправно платил. Из этих 170 тысяч — 40 тысяч набежавшие пени — поскольку долг, оказывается, висит аж с Нового года. Самое интересное, что я не получал никаких уведомлений о долге на электронную почту, хотя в других случаях письма из налоговой с разными уведомлениями на неё приходили. А тут тишина, и в этой тишине капали пени.
Написал запрос в налоговую с вопросом: что происходит? Получил в личный кабинет ответ, из которого было вообще ничего непонятно. Это ведомство вообще отличается путаностью, у них и сайт-то составлен «не по-русски» — будто специально, чтобы граждане обращались к посредникам, которые за деньги, например, оформляли за них налоговый вычет и совершали прочие необходимые операции.
Делать нечего, поехал в налоговую оффлайн. Отсидел очередь, обратился в окошко по номерку, получил ответ, что разберутся и до понедельника перезвонят. Не перезвонили. Пришлось ехать снова в налоговую — в камеральный отдел, снова сидеть в очереди порядка часа. Там не смогли или не захотели объяснить причину долга, который вдруг резко перевалил уже за 200 тысяч. Опять обещали перезвонить. И снова не перезвонили. Сам я сколько ни пытался дозвониться до налоговой по разным телефонам, трубку никто не брал. Пришлось ехать в третий раз. И в четвёртый. Снова сидеть в очередях.
Наконец, во время четвёртого посещения налоговой мне сказали, что при переходе на новую супер-пупер систему «Единый налоговый счёт» произошёл массовый сбой. И то верно — с подобной бедой в камеральное окошко не я один обращался. Налоговик сказала, чтобы я ни о чем не беспокоился — с системой разберутся, долг обнулят.
Но прошёл месяц и мало того, что не разобрались, так ещё и прислали по обычной бумажной почте извещение, что если я не погашу задолженность, то деньги начнут взыскивать принудительно с моих счетов. А это для меня — катастрофа: значит, мне не смогут перевести деньги работодатели (вернее, смогут, но их тут же спишет налоговая, и я останусь без денег), я не смогу заплатить за квартиру и т.д. Сейчас же все по безналу, через интернет. Мне грозил полный финансовый паралич.
Пытался звонить в налоговую — как всегда бесполезно. Пришлось ехать туда в пятый раз (сколько одного бензина просадил на эти поездки!). И опять я был такой не один. Несколько человек совались в камеральное окошко с такими же, как у меня, извещениями. И опять женщина в камеральном окошке ничего вразумительного мне сказать не смогла. Посоветовала лишь написать бумажное заявление начальству, чтобы исправили ошибку и денег не списывали.
Написал, а заодно решил обратиться ещё к одному специалисту, который мог назвать дату приведения приговора налоговой в исполнение — дату блокировки счетов. И мне повезло: за несколько минут до окончания рабочего дня в налоговой я попал к этому специалисту и он в ручном режиме внёс меня в список лиц, которых блокировать не надо. Он объяснил также, что уведомление о блокировке счетов выписано автоматически. То есть его выписала машина. А если бы я не попал в окошко к этому живому человеку, если бы в очередной раз дожидался ответа начальника на моё заявление, то заблокировали бы?
Сейчас сумму скостили до 73 тысяч. Терпеливо жду, когда налоговая окончательно разберётся. Пени капают… Вот в какую нервотрёпку обошлась лично мне супер-пупер система «Единый налоговый счёт».
Интернет-магазины
Но это не все примеры. Следующий мой рассказ про Яндекс-маркет. Кто-то может и считает интернет-магазины удобным нововведением. И я тоже так считал, пока несколько раз не столкнулся с тем, что они имеют привычку передумывать. Ты заказал и оплатил товар, ждёшь его, но в установленный срок он не приходит. Магазин несколько раз продлевает доставку, а потом без объяснения причин отказывается тебе предоставить товар, возвращая деньги. А ведь люди ждут, теряют время. В итоге облом и никаких компенсаций. Думаете, мелочь? А вот и нет.
У меня такая история вышла с пульоксиметром в эпидемию ковида. Этот прибор, показывающий содержание кислорода в крови, очень нужен людям с симптомами ковида, так как позволяет не пропустить опасное скрытое развитие болезни и вовремя обратиться к врачу. Потеряешь время и можешь попасть в «красную зону». Я при появлении симптомов, которые могли указывать на ковид, нашёл на Яндекс-маркете недорогой пульсоксиметр, который могли доставить на следующий день. Заказал, оплатил. Не доставили. Написали, что товар прибудет позже. Они несколько раз продлевали сроки доставки, в вежливых выражениях просили еще подождать, но в итоге в вежливых выражениях отказались продать мне пульсоксиметр и вернули деньги (вероятно, причина была в том, что в это время случилась вспышка ковида и пульсоксиметры взлетели в цене — их поставщик решил, что может неплохо нажиться и прежние уже оплаченные продажи поотменял).
Я потерял несколько важных дней, тратил нервы. К счастью, я переболел ковидом в лёгкой форме. А ведь в такой же ситуации мог оказаться кто-то, кому-бы не так повезло. И повторяю, эта ситуация не единичная. И вовсе не безобидная. Например, на днях общался с людьми из Донецка. У них есть проблемы с покупкой многих важных вещей. Многие владельцы магазинов не рискуют вести торговлю, опасаясь, что закупят товар, а магазин или склад разбомбят. Выручают интернет-магазины. Но они тоже нередко срывают доставку и отказываются от уже оплаченных продаж. Заставляя терпеть лишения и неудобство людей в воюющем городе. Разве это не свинство? И почему интернет-магазины не несут наказания за своё свинство? Куда смотрит Роспотребнадзор? Куда смотрят законодатели?
Банки
Или вот ещё ситуация. На этот раз с банками. А точнее с Альфа-банком. В нём был счёт моего ИП. Я решил его закрыть. Пришёл в банк, выполнил процедуру закрытия счёта. А потом вдруг получаю уведомление от Альфа-банка, что на мне висит долг — ерундовый, кажется, 23 рубля 87 копеек (точно уже не помню) — комиссия за какую-то последнюю операцию, дошедшая с опозданием и всплывшая на счёте уже после его закрытия.
Думал — пустяк, внесу эти деньги по карте через банкомат. Ан, нет — банкомат в этой операции мне отказал. Обратился в окошечко. Сотрудник Альфа-банка подсказала вариант — прислать эту сумму в Альфа-банк переводом из Сбербанка, где у меня открыт счёт через банкомат. Пошёл в Сбербанк. Но, пройдя в меню банкомата, вдруг увидел на экране надпись, что такой перевод невозможен. Вернулся в офис Адьфа-банка, снова отсидел очередь с талончиком к единственному «профильному» специалисту.
Девушка долго не верила, что Сбербанк отказывается переводить деньги в Альфа-банк. Я предлагал заплатить 23 рубля 87 копеек наличкой. Но девушка сначала сказала, что она не сможет дать мне сдачи в копейках. Я ответил, что чёрт с ней со сдачей. Она сказала: нет, так нельзя. Предложила мне набрать где-то 87 копеек и внести точную сумму. «Где я возьму вам эти 87 копеек? Копеек больше нет в обороте», — теперь уж удивился я. В конце концов она придумала выход из ситуации. Сказала, что раз в Сбербанке банкомат не может выполнить перевод в Альфа-банк, то я должен обратиться в окошечко к специалисту Сбербанка — уж он то точно перевод осуществит.
Я снова потащился в Сбербанк и теперь уже там отсидел очередь по талончику. Специалист Сбербанка долго пыталась провести перевод, кому-то звонила, консультировалась. Но так и не смогла. Я вернулся в Альфа-банк, опять отсидел очередь к той же девушке. Теперь уже она кому-то звонила и с кем-то советовалась. Но решения ситуации всё не просматривалось.
Решение возникло неожиданно. Мне на телефон пришло дежурное сообщение из Альфа-банка, в котором банк предложил оценить работу девушки-сотрудницы после первого визита к ней. Я поставил единицу — самую низшую отметку. Сразу же раздался звонок из Альфа-банка. Звонившая поинтересовалась, почему я поставил лишь единицу. Я объяснил и передал трубку девушке, работу которой только что оценил. Они о чём-то поговорили. А спустя какое-то время мне позвонили и сказали, что решение есть! Я должен снова открыть счёт в Альфа-банке, положить на него нужную сумму и после этого выполнить перевод, а потом счёт закрыть. Слава Аллаху! Оставалось только высидеть с талончиком новую очередь к специалисту, открывавшему счета. Я потратил на все эти манипуляции часа три.
Искусственный интеллект
Ещё она проблема — повсеместное внедрение роботов вместо людей, отвечающих на телефонные звонки. Компании взяли моду указывать для связи один телефон, да и по тому трубку берёт искусственный интеллект. Некоторым поставщикам услуг и товаров очень удобно, наверное, таким способом отгородиться от потребителей/пользователей/клиентов. Вроде бы и есть обратная связь, а на самом деле её нет. За безукоризненной вежливостью роботов скрывается хамство тех, кто их «нанял», уволив живых людей.
За последний год у нас с женой было несколько увлекательных разговоров с роботами.
Разговор первый: сеть магазинов «Перекрёсток»
В магазине сети «Перекрёсток» супруге выдали скидочную карту. Она её активировала, но вскоре заметила, что баллы копятся, но при покупках не списываются. Позвонила на единственный номер обратной связи сети. Трубку сняла робот Юля. Как только жена не пыталась объяснить ей ситуацию, у Юли на всё был один ответ «Ваша карта активирована». Юлю будто заело. Карта не активирована до сих пор.
Разговор второй: сеть «Фитнесс-Хаус»
Увидев на сайте сети «Фитнес-хаус» интересное предложение абонемента в «Клубе в Лахте» (он так и называется), жена позвонила по единственному номеру обратной связи. Трубку сняла робот Маша. Жена объяснила ей, что хочет купить абонемент «Клуба в Лахте». «Такого клуба не существует», — ответила Маша. Тогда супруга перезвонила и на этот раз уже назвала Маше точный адрес «Клуба в Лахте». «Перевожу вас на номер клуба», — ответила робот. В трубке раздался человеческий голос. Жена объяснила суть звонка, на что живая девушка ответила: «Мы, конечно, можем продать вам абонемент, только вам к нам ездить будет далековато. Это не “Клуб в Лахте”, а Клуб на Северном проспекте». Робот Маша перепутала и послала жену не туда.
Разговор третий: Сбербанк
Мне на днях тоже довелось пообщаться с роботом. Раздался звонок по вайберу, якобы из Сбербанка. Некий «сотрудник» сообщил, что сейчас кто-то пытается взять от моего имени кредит и стал спрашивать — действительно ли я это делаю. Я сразу понял, что это мошенники, и бросил трубку. Но для верности решил уведомить Сбербанк о попытке мошенничества (что банк и предлагает делать своим клиентам в таких случаях) и заявить, что никаких кредитов я брать не собираюсь. Позвонил по единственному на всю страну телефону обратной связи самого крупного российского банка. Трубку взяла робот Кристина. Я несколько раз пытался ей объяснить суть звонка. И быстро и медленно, и длинно, и коротко. Ответ Кристины на все попытки был одинаков: «Я вас не поняла».
Человек, каким бы косноязычным он ни был, всегда сможет объяснить другому человеку, чего он хочет. С роботами не так: ты должен думать о том, как правильно формулировать свои мысли, какие слова употреблять и то результат не гарантирован. Я плюнул на Кристину, зашёл в личный кабинет. Увидел там подходящую иконку и куда-то написал. Но опять же, скорее всего не живому человеку, поскольку заполнял вылезшую на экран форму. Ответа на моё письмо не последовало. Вот и поговорили…
Чем больше я пользуюсь новыми продвинутыми «технологичными» услугами, тем больше склоняюсь к мысли, что те, кто их нам навязывает, хотят нас превратить в идиотов, отупить людей с помощью своих тупых роботов.
Казалось бы, современные технологии призваны экономить нам время. А на деле нередко вынуждают его тратить. Казалось бы, призваны упрощать обратную связь, а на деле её усложняют. Создают проблемы в элементарных вопросах. Создают на ровном месте абсурдные, нелепейшие ситуации.
Мне кажется, если мы люди не научимся реагировать на новые вызовы, которые приносит научно-технический прогресс, не возложим ответственность за вышеописанные ситуации на тех, кто их создаёт, не будем наказывать их рублём за создаваемые проблемы, за потерю времени и нервов потребителями, то нас всех ожидает «дивный новый мир», описанный в самых жутких антиутопиях!
Владлен Чертинов