Полностью открыть для публики мемориальный дом знаменитого композитора после масштабной реставрации обещают в будущем году. Сейчас отремонтированное здание — во власти музейщиков.
Реставрационные работы в уникальном доме-музее Николая Андреевича Римского-Корсакова в Тихвине, где композитор родился и провёл детские и юношеские годы, начались в 2019-м. В начале августа 2021-го они завершены и официально приняты комитетом по сохранению культурного наследия Ленинградской области.
Экспозиция в обновлённых интерьерах пока отсутствует, полноценно открыть музей для публики предполагается в будущем году, а пока здесь намерены проводить экскурсии по пустым залам с рассказом о тайнах реставрации, «удивительных исторических фактах» об этом доме и тех, кто здесь жил в первой половине XIX века. Обещают представить и «предметные фрагменты, найденные во время реставрационных работ».
В доме восстановлено декоративное убранство помещений, в том числе детской, комнат отца и матери композитора. Здесь воспроизведён по обнаруженным образцам рисунок исторических обоев, приведёны в порядок сохранившийся дубовый паркет начала XIX века и старинные печи, отреставрированы лепнина и уникальная потайная дверь-шкафчик.
Но прежде всего, наверное, стоит отметить, что в ходе масштабного ремонта укреплены и частично заменены конструкции самого дома, построенного в начале XIX века и чудом сохранившегося до наших дней, несмотря на все перипетии истории нашей страны в этот период.
Были демонтированы все старые полы, укреплён фундамент (на протяжении многих лет деревянное здание страдало от весеннего подтопления), проведено протезирование сруба с частичной заменой сгнивших элементов, отремонтированы стропильная система и кровля.
Кстати
Музей располагается в подлинном деревянном особняке, который построил в начале XIX века дед композитора — Пётр Воинович Римский-Корсаков, уездный предводитель дворянства. Дом расположен на берегу речки Тихвинки напротив знаменитого Богородичного Успенского монастыря. Здесь 18 марта (по новому стилю) 1844 года появился на свет и потом провёл все свои детские годы Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Напомним, что создание музея было приурочено к 100-летию со дня рождения композитора и его открытие состоялось 23 июля 1944 года. Благодаря активному участию сына музыканта Владимира Николаевича, а также внуков Георгия Михайловича и Татьяны Владимировны Римских-Корсаковых здесь удалось собрать уникальную коллекцию подлинных вещей, связанных с жизнью семьи.
Только основной фонд музея составляет более 10 тысяч предметов, а в целом их здесь насчитывается вдвое больше, включая 283 подлинные партитуры с рабочими пометками композитора, около 2500 книг из его личной библиотеки, фотографии, живописные полотна, мебель и предметы быта. Здесь же находится рояль фирмы «Беккер», прослуживший Римскому-Корсакову более 30 лет.
Кстати
С 1921 года дом принадлежал некой В.С. Сперанской, которая в 1936-м продала его часть некоему Н.Ф. Шугину. Полностью особняк был приобретён у них Управлением по делам искусств при исполкоме Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся только в 1950-м.
В марте нынешнего года в день рождения Н.А. Римского-Корсакова Мариинский театр представил в Тихвине постановку его оперы «Ночь перед Рождеством», а оркестр исполнил сюиты из опер «Шехерезада» и «Сказка о царе Салтане». Было заявлено, что этот фестиваль посвящён, в том числе, завершению реставрации мемориального дома-музея композитора.
Валерий Гергиев отметил тогда, что это знак восхищения и благодарности таланту великого музыканта. «В будущем мы будем делать дополнительные постановки для Тихвина. Но первый фестиваль полностью посвящён музыке Римского-Корсакова», — подчеркнул в те дни художественный руководитель Мариинского театра.
Пусть планы сбудутся. И у музыкантов, и у музейщиков. Исторические реликвии займут свои места в экспозиции обновлённого дома, и он откроется для посетителей в будущем году. Но главное, чтобы после необходимой время от времени реставрации, которая неизбежно привносит в обстановку «приятный глазу глянец» (плюс таблички «Выход» над дверями и закрытую пластиковыми коробами открытую электропроводку, обязательные, видимо, по правилам противопожарной безопасности), из этого замечательного особняка на берегу Тихвинки не исчезла его уникальная атмосфера.
Наверное, любому, кто бывал здесь, знакомо ощущение, будто хозяева лишь ненадолго отлучились куда-то, а в это время тебя «по блату» пустили сюда «посмотреть, как баре-то живут». И кажется, что со стола в гостиной только-только убрали чашки из-под кофе — его тонкий запах ещё чувствуется, а в комнате матери композитора Софьи Васильевны («женщина красивая и, несомненно, очень умная, образованная, тактичная, настоящая покорительница сердец от мала до велика») витает лёгкий аромат её парфюма. И где-то сама по себе «от усталости» скрипнет половица, старый дом вдруг вздохнёт, или же, как в «Старосветских помещиках» Николая Гоголя, открывающаяся дверь застонет что-то вроде «Батюшки, я зябну»…
Игорь Теплов