Истина о работе НКВД — сверхзадача сериала «Большой дом». И это только начало большого пути переосмысления некоторых глав сложной истории нашей страны
К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады по «Первому каналу» покажут восьмисерийный художественно-документальный исторический детектив «Большой дом» режиссёра Егора Кончаловского о работе НКВД в дни блокады. Смотрите с 22 января.
Все хотят смотреть духоподъёмное отечественное кино. Чтобы как в советском кино про войну. Не просто герой сюжета, а то, что подразумевается под словом «герой» — человек, который совершает геройский поступок. По-русски, скромно. Оттого, что человек воспитан так. Молитвы были услышаны! Всюду именитые кинематографисты жалуются: хотим снимать хорошее, духоподъёмное, но наверху говорят «обождите».
Мои товарищи приняли участие в работе над детективным сериалом «Большой дом». Сценарист — мой друг Филипп Фиссен (Фисенко), кинокомпозитор — Виктор Сологуб (из нашей «Агитбригады 78 региона»).
«Большим домом» называют здание на Литейном, 4, где работали ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ. Продуваемая всеми ветрами с Невы серая громадина в граните конструктивизма. (Здесь был кабинет Путина, старожилы знают окно.)
Действие картины происходит одновременно в двух временных плоскостях — в Ленинграде 1942 и 1965 годов. В 1942 году НКВД срывает план диверсантов по подрыву знаковых мест Ленинграда, через 20 лет один из них возвращается в город с новым заданием.
Подполковнику КГБ Михаилу Широкову (Борис Хвошнянский) сообщают, что в Ленинграде замечен его давний враг Александр Строганов (Артур Ваха) по кличке Граф — бывший каратель и диверсант, работавший во время войны на немецкую разведку. При помощи остатков белогвардейского подполья, саботажной банды «Зигзаг» и «крота» в рядах милиции в 1942 году он пытался осуществить план по уничтожению Ленинграда: взрыв пяти символов революции, в том числе Большого дома. Молодой Михаил Широков (Илья Коробко), тогда ещё оперативный сотрудник НКВД, и его учитель — старший лейтенант Еремеев (Виталий Кищенко) предотвратили эту катастрофу, но Графу тогда удалось уйти.
Детектив делали стремительно. Год назад Филипп мне говорит: «Я на днях иду в архивы “Большого дома”». А это у меня за углом! Я: «Прячь меня в карман!» Отвечает: «Карманы согласовывали несколько месяцев». Архивы НКВД-МВД-КГБ — мечта всех писателей и сценаристов. В феврале стартовали съёмки в Петербурге, в сентябре сериал вышел на экраны.
В искусстве мыслить надо свободно, широко и глубоко! Сценарист Филипп Фиссен — ленинградец, тема блокадного Ленинграда ему близка, сделано всё с острым личным чувством. Артисты-злодеи даже фактурнее положительных.
О злодеях — это параллель дню сегодняшнему и конкретно СВО. Зрителю рассказывают их мотивацию, противостояние с красными. Есть и идейное, и мещанское. Красивая девица просто «хотела жить». Сумасшедший, возможно, поневоле от обстоятельств, стал людоедом. Другой сумасшедший (герой Александра Лыкова) за кусок сахара спасает живопись, а драгоценности прячет в трёхлитровой банке в могилке заморенной жены, мимоходом продав душу дьяволу. Не зря книга «Ад» Данте проходит через весь фильм. А бывшее офицерское и денщицкое белогвардейское подполье желает реванша. Энциклопедия подсказывает: у Данте второй и пятый круги Ада для невоздержанных, шестой круг для еретиков и лжеучителей, седьмой круг для насильников, восьмой — просто для обманщиков, девятый — для предателей.
Пришли к форме. В телепрограмме в советских газетах писали «художественный фильм». А вдова режиссёра Алексея Балабанова, художник по костюмам Надежда Васильева, давая мне интервью не говорила слово «фильм», только «картина». На то оно и называется — киноискусство.
Так что это не сериал, а как «Семнадцать мгновений весны» — многосерийный художественный фильм. А то в отзывах попадаются «чего-то загнули, че за красная лампа? я не понял». Конечно, если жрать низкосортную сериальную жвачку, то не дотумкать.
Я не могла не воспользоваться дружбой и спросила ждать ли продолжение сериала «Большой дом» и про творческие планы.
Сценарист Филипп Фиссен говорит:
«Как только есть план, сразу есть работа. Моё направление — исторические детективы. В любой истории самое важное и самое интересное — люди и отношения людей между собой.
Я бы хотел написать книгу по архивам, по подлинным делам НКВД. За последние 30 лет надоело очернение НКВД, оно строилось на фантазиях и на эмоциональном отношении к представителям органов правопорядка. Нужно сменить тренд и дело не в реабилитации, а в истине, я хочу описать реальную работу НКВД. В состав НКВД входила и милиция, и штурмовые части на фронте, и борьба с диверсантами на фронте. Процедуры не нарушались, за этим чётко следили, работала прокуратура. А о продолжении сериала, конечно, речь идёт.
Сейчас ходит много разговоров, что в России нет своего эпоса. Есть “Слово о полку Игореве”, есть “Как закалялась сталь”, но военный эпос не создан. Значит, у нас есть работа — в создании эпоса о Великой Отечественной войне».
Я поинтересовалась, какие фильмы о Великой Отечественной войне сценарист Филипп Фиссен считает самыми лучшими. Вот его список: фильм-отголосок войны «Мёртвый сезон» режиссёра Саввы Кулиша (1968 года); киноэпопея «Освобождение» (1968-1972 годов), «которую нужно смотреть, знать и изучать»; «Щит и меч» режиссёра Владимира Басова (1968 год); «Проверка на дорогах» режиссёра Алексея Германа (1971 год) и его же «20 дней без войны» (1976); «Они сражались за Родину» режиссёра Сергея Бондарчука по роману Михаила Шолохова (1975 год) — «это попытка создать эпос о Великой Отечественной войне
При этом: «Не люблю фильм “Белорусский вокзал” режиссера Андрея Смирнова (1971 год), считаю вредным, упадническим и не нашим. Это не фильм войне и не о людях, а о падении, это нагнетание неправильного депрессивного состояния. Его единственный успех — это песня и то, что в своё время его продвинуло Госкино».
И добавлю от себя, что в истории самой большой трагедии XX века — Второй мировой войны, когда русские победили фашизм и освободили Европу — ещё есть не исследованные факты. О Великой Отечественной можно снимать сегодня и снимать хорошо, там можно находить новых героев, чтобы воспитывать новые поколения, можно поднимать сложные темы.
Надеюсь, что успех сериала о нашем военном прошлом станет двигателем, чтобы снимали и о насущном. И о событиях в Донбассе станут снимать чуть больше, чем два кинопроизведения за два года.
Весной обещают выпустить фильм «Позывной “Пассажир”», основанный на романе Александра Проханова 2015 года «Убийство городов», и сериал «Ополченский романс» по одноименному роману Захара Прилепина 2020 года.
Диана Королёва
Читайте также: