Рефлексии творческой «элиты» на фоне спецоперации на Украине

Culturka

С началом спецоперации на Украине пласт так называемой «творческой элиты» в России начал расползаться на части. Кто-то чётко определился и занял патриотическую позицию. Другие же, обвинив Россию в агрессии, уехали зарубеж. Но есть и третья когорта: в соцсетях они поливают свою страну грязью, прилюдно каются или молча «лайкают» посты более радикальных коллег, а при этом продолжают давать концерты или ставить спектакли за бюджетный счёт. Примечательно, что во власти выраженной позиции в отношении этих людей нет, а случаются и приступы благодарности: уехал и вернулся — значит, патриот.

Максим Галкин даёт концерты в Израиле и попутно учит россиян из-за границы, как нужно жить

Смазывают картину артисты, шоумены и прочие творческие деятели, которые с началом спецоперации не покинули страну в знак протеста, а взяли внезапный отпуск и целыми семьями отбыли в Израиль, Эмираты, Прибалтику и по другим направлениям. Некоторые оттуда критикуют Россию, не оставляя мысли позднее вернуться и продолжить здесь зарабатывать деньги. Максим Галкин и Алла Пугачёва не заявляли о необратимом желании остаться за рубежом. Алла Борисовна даже негодовала по поводу подобных подозрений. Но тем не менее, она пока вне России и подыскивает новую школу для детей, а её муж, шоумен Максим Галкин «раскачивает лодку» из-за границы.

Много тумана в истории с телеведущим Иваном Ургантом. Ургант — один из тех, кто уезжал «на каникулы» с началом спецоперации. Но подвергшегося критике талантливого краснобая поддержал сам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который оставил за шоуменом «право на собственное мнение» и назвал Урганта «большим патриотом». «Не нужно клеветать на людей и записывать их в пятую колонну», — сказал представитель Кремля. Такая позиция поразила главу Чечни Рамзана Кадырова.

«Я и не знал, но оказывается, чтобы стать патриотом своей страны, надо раскритиковать действия России, уехать за границу, причем громко и пафосно, создав шумиху вокруг своей персоны, а потом, когда политический градус противостояния упадет, вернуться обратно как ни в чем не бывало. Рабочая схема, используйте, — съязвил Кадыров. —  Примерно так сделал Иван Ургант, за что получил недавно от Дмитрия Пескова оценку „большой патриот“».

Многие заняли сторону Урганта: «тихо уехал, тихо приехал, никого не оскорблял и не хаял». Были и альтернативные реплики про «тихо выступил для олигархата в Израиле», и вопросы, куда пошли деньги, но их особо не тиражировали.

Гражданин, безусловно, имеет право на мнение. Но что, если мнение такое, каким его приводит телеграмм-канал «Грамоты Ярослава»? Там упоминается высказывание художественного руководителя театра имени Вахтангова Римаса Туминаса, в котором он грозит ударить (в оригинале матерное слово) по «по Москве ракетой, чтобы знали, как на Украину нападать», и обещает вернуться, когда Россия закончит боевые действия.

А следом приводится публикация сказанных спустя несколько дней слов спецпредставителя президента России по международным культурным отношениям Михаила Швыдкого: «Римас Туминас вёл себя безупречно, на мой взгляд. Он вернулся. Он вынужден был уехать, потому что в Литве угрожали его семье. Сегодня ситуация в западных странах на уровне тоталитаризма в отношении деятелей искусства». Далее дается информация о готовности худрука ставить спектакли о Бандере и вообще вести диверсионную деятельность в театре. Информация, конечно, требует проверки, но проверять её должны и расхваливающие театрального деятеля чиновники.

Авторы канала экспрессивно витийствуют: «Ну вы всё поняли. И Ургант, если не забыли, образцовый патриот. И все остальные гниды скоро потянутся в Россию. Ибо харчеваться им больше негде. И можете не сомневаться: примут, обогреют, дадут должности, прайм-тайм, гранты и звания».

Известно, что в России продолжатся концерты группы «Би-2», которая не так давно отказалась от выступления из-за баннера с символикой военной спецоперации, и певца Сергея Лазарева, который то строчит, то стирает антироссийские комментарии в запрещённом Инстаграмме, и многих других «звёзд». У людей возникают вопросы, неужели в стране нехватка артистов с понятной позицией и отсутствием желания усидеть на двух стульях?

Ряд артистов, телеведущих, шоуменов с откровенно пророссийской позицией уже по пали под запрет: им в течение 50-ти лет запрещён въезд в Россию. В «чёрном списке» телеведущие Антон Птушкин, Дмитрий Комаров, певица Светлана Лобода, лидер группы «Океан Эльзы» Святослав Вакарчук и многие другие

Писатель Захар Прилепин, к слову, давал комментарии на этот счёт: «Безусловно, с точки зрения культурного посыла и культурной составляющей, скажем, Дмитрий Ревякин («Калинов мост») — не меньше, а на 33 головы больше Макаревича, и точно не меньше Гребенщикова. Больше любого Макаревича на несчётное количество голов Розенбаум. Точно не меньше Оксимирона — Рем Дигга, и точно военный цикл Чичериной (в основном песни этого цикла сочинил Сергей Бобунец) соразмерны тому, что делает пресловутые «8 лет» Земфира. И уж конечно всё это пронзительней и действенней с точки зрения сопричастности с болью народа.

И тот же Сергей Бобунец, не говоря про Алексея Джанго Поддубного или братьев Кристовских из «Умы2рман», пристойнее и честнее окретинившегося Покровского из Ногу свело. И на любую «Бидву» есть Вадим Самойлов. Но так как культурная политика у нас весьма своеобразная, то почти всё мной перечисленное, и многое неназванное, находится где-то сбоку, под спудом, а то и просто не используется государством.

Есть, скажем, такой замечательный автор Павел Кашин — автор множества чудесных песен. У него, между прочим, совершенно государственническая позиция, и даже есть своеобразный гимн Русской весне — «Просыпается великая страна». Возможно вообразить, что его позовут куда-нибудь? Ну, пока нет.

В культурном управлении сидят люди, которые смотрят на фишки «Киркоров», «Лазарев» и «Тимати», и едва что-то идёт не так, начинают залипать: а кого ещё?! Они находятся в картине мира, созданной в 1991 году условной Аллой Борисовной Пугачёвой и всем этим прекрасным кланом. Его надо, наконец, вывернуть наизнанку. И новые кадры готовить, конечно. Задаём привычный финальный вопрос: делается это? Ну, в целом, нет. Нет».

«Часть [артистов, которые не поддерживают Россию,] — открытые враги России. Другие застыли от страха и не могут решить — бить или бежать. Их необходимо подтолкнуть в нужную сторону и поддержать нужным способом. Нужно, чтобы ответственные профессионалы занимались этим вопросом», — высказывает мнение артистка Юлия Чичерина.

Член Всемирного клуба петербуржцев, действительный член Русского Географического общества Владимир Дервенёв в общении с «Родиной на Неве» высказался более мягко, без предложений избавляться от несогласных. Однако, с его точки зрения, немыслимо, чтобы антироссийские голоса вещали за государственный счёт.

«Что касается театральных деятелей, то с моей точки зрения, всё финансирование из бюджета Российской Федерации должно проходить исключительно на основе государственного заказа. А государственный заказ — это то, что государством заказывается, государством контролируется и никак иначе. То есть должны быть выработаны критерии, и это прежде всего, это — работа на благо государству, а не на развал.

Театральные деятели, актёры, писатели, которых в значительной степени финансирует государство, ведут во многом подрывную деятельность. Да можно говорить не только о театральных деятелях. Достаточно вспомнить Ельцин-центр, который по полмиллиарда в год тратит из бюджета Российской Федерации на явно подрывную деятельность против государственных устоев, против  того, что озвучивает и правительство, и президент Российской Федерации», — говорит Владимир Дервенёв.

Собеседник издания убеждён, что представители самопровозглашённых «элит», разного рода «звёзды», должны отвечать за свои слова согласно закону. Это касается и Галкина, оскорбляющего российское воинство, и Киркорова, с его наездами на Маргариту Симоньян, а также неоднозначными перформансами.

По поводу реакции на происходящее и высказываний представителей власти, у Владимира Дервенёва есть особое мнение:

«По поводу Дмитрия Пескова — лучше чем Владимир Владимирович Путин не скажет никто. Как-то он сказал, что иной раз слушает своего пресс-секретаря, и тот «гонит такую пургу, что и сказать нечего». И к властям всё-таки Пескова относить нельзя, он хоть и пресс-секретарь, но там он говорил своё частное мнение. Ну а по поводу настоящих властей, людей действительно наделённых властью, чиновников большого масштаба, то, с моей точки зрения, если ты выступаешь против государства, на государевой службе тебе делать нечего. Слава Богу, у нас сейчас достаточно людей, которые более чем достойные граждане России, которые могут занять их место и исполнять служебные обязанности в разы более качественно» .

«Если ты выступаешь против государства, ты не имеешь прав из бюджета брать деньги, будь ты хоть чиновник, хоть актёр, хоть учёный со своими сомнительными изысканиями, получающий гранты. Людей, которые ведут антигосударственную деятельность, не должно финансировать государство. Это, по-моему, аксиома», — резюмирует эксперт.

Похожей позиции придерживается и редактор сайта «Родина на Неве» Дмитрия Жвания, который, здесь уместно об этом напомнить, был признан лучшим музыкальным журналистом Петербурга 2000 года и стал обладателем премии «Мастер-ключ».

«“С кем вы, мастера культуры?” — этот вопрос постоянно возникает во времена кризисов и противостояний. Значение «мастеров культуры», конечно, велико.  Но одно дело величины, люди, без чьего творчества нельзя представить эпоху, другое — заурядные исполнители или беллетристы.

Большевики переживали из-за того, что Россию покинул Максим Горький, и, понимая, кого они потеряли, всё сделали для того, чтобы он вернулся. Великий писатель!  Как и Алексей Толстой, который приехал обратно в Россию из Франции. Вернулся бы на Родину и великий композитор Сергей Рахманинов, если бы преждевременно не скончался от рака. В годы Великой Отечественной войны он жертвовал свои деньги на нужды Красной армии.

А из-за кого мы переживаем сегодня?

Андрей Макаревич имеет право на своё мнение, как и любой другой человек. Мне его мнение на политические процессы не интересно. На чём оно основано? Не на глубоких размышлениях, это точно, а на рефлексах, которые он сохранил с юности, когда был хиппи — «Занимайтесь любовью, а не войной!» Макаревич — не более чем обыватель с гитарой. Как и Земфира. Просто она из другого поколения. Не понятны мне и переживания по поводу поведения группы БИ-2. Разве важно, что думают по политике, в том числе о военной операции России на Украине, Шура-Би-2 и Лёва-Би-2 — обладатели российского, белорусского, израильского и австралийского гражданств? Не хотят они, как и Юрий Шевчук, выступать на сцене, на заднике которой нарисована буква Z, и не надо их заставлять.

Я общался с музыкантами, брал у них интервью, обсуждал с ними политику. Всё, что они говорят о политике, в том числе неглупый Юрий Шевчук — на самом деле набор штампов, рефлексий. Политике нужно учиться, много читать о ней, разбираться в политической истории, в политических теориях и идеологиях, а у них нет на это времени: они музыку и стихи сочиняют. Иногда у них получается сочинить хиты. Никто же не будет отрицать того, что Юрий Шевчук — великолепный рок-бард, талантливый поэт.

По словам писателя Захара Прилепина, воевавшего в Донбассе, его песни любят бойцы ополчений. Но Шевчук против нашей военной операции на Украине. Его право. Поймите: музыканты — люди рефлексий. Тот же Шевчук — не из робкого десятка, он ездил в горячие точки, выступал в Чечне перед нашими солдатами. Сегодня он чувствует иначе. А Дмитрий Ревякин, которого сегодня Прилепин подаёт в качестве примера патриотического рокера, сразу после победы Майдана в Киеве написал песню с такими словами: «Команданте Ярош — красно-чёрные крылья, огненная ярость, зимняя герилья». Настоящий гимн Майдана. Видимо, Ревякин был под впечатлением от городского восстания, в которое превратился изначально пошловатый Майдан. Я, кстати, тоже был под впечатлением, наделся, что оно выльется в нечто большее, чем просто в смену одной олигархической клики другой. Ошибся.   

Я против шельмования и преследования тех, кто тихо не согласен с тем, что делает наша страна на Украине. Но именно — тихо. Молча. Но если они откроют рты, их разговоры придётся пресечь. Время военное. Но я не слышал, чтобы Шевчук или БИ-2 делали какие-то громкие «антивоенные» заявления.

Почему слово «антивоенные» я беру в кавычки? Потому что сейчас ты либо за Россию, либо за её поражение. Любые антивоенные инициативы нынче — в пользу врага. Чтобы наступил мир, одна из сторон конфликта должна победить. Это жестокий закон войны.

В конце концов Шевчук, отменяя свои концерты в городах России, обедняет себя в буквальном смысле этого слова. Он же от государства деньги не получает. Как и БИ-2. Что касается предстоящего концерта БИ-2 и Квартета И в Санкт-Петербурге, то пусть он будет проверкой петербуржцев на патриотизм. Если на него не продадут проданы билеты, музыканты убедятся, что наш город не согласен с ними. Но что-то мне подсказывает, что зал будет полным. В концертный зал наверняка набежит вся наша «внутренняя эмиграция».

Другое дело — позиция деятелей культуры, которые получают деньги от государства. Художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас призывал ударить по Москве ракетой, а его не только за это не наказали, но ещё и спецпредставитель президента России по международным культурным отношениям Михаил Швыдкой назвал его поведение «безупречным». Это, конечно, за гранью.

Или вот ещё пример. Я недавно побывал в Александринском театре на спектакле «Оптимистическая трагедия. Прощальный бал». Он не имеет ничего общего с пьесой Всеволода Вишневского. Но это ладно: современные художники, в данном случае – режиссёр Виктор Рыжаков и драматургесса Ася Волошина, имеют право на переосмысление классики, а Всеволод Вишневский, без всякого сомнения, – классик советской литературы. Важно, что со сцены звучат «антивоенные призывы», которые сейчас воспринимаются однозначно. Я бы приостановил на время спецоперации на Украине показ этого спектакля. На Украине наши солдаты проливают кровь, погибают совсем молодые ребята, ровесники тех, кто собирается в Александринке на спектакле Рыжакова и Волошиной, а со сцены бывшего императорского, ныне государственного, а значит, получающего бюджетные деньги, театра клоун вещает о своём пульсе как о самом важном явлении в истории.

Творится какой-то абсурд. Государство даёт деньги тем, кто его потом поливает грязью, а те, кто за государство и его армию, жертвуют свои деньги на разные патриотические проекты, в том числе собирают их на нужды ополчений Донбасса.  

Сейчас время, по выражению философа Александра Дугина, военно-апокалиптического реализма. И как он верно заметил, если мы не сумеем добиться духовной мобилизации, мы проиграем. То, что официально называется военной спецоперацией на Украине, на самом деле — Четвёртая Отечественная война (Первая Отечественная – война 18912 года, Вторая Отечественная — та, что вошла в историю как Первая мировая, Третья Отечественная шла с 1941-го по 1945 год). В ставке — независимость нашей страны. Ведь мы не с Украиной воюем, а с глобальным неолиберальным проектом. Украина — лишь его орудие против нас.

И наши чиновники должны это понять. Хотят дружить с Иваном Ургантом и Римасом Туминасом? Пусть покидают государственные должности. Требуется чистка государственная аппарата, особенно той его части, которая отвечает за вопросы культуры. Я давно доказываю: выигрывает тот, кто добивается культурной гегемонии. Читайте Антонио Грамши. Но мы пока в этой сфере терпим поражение за поражением. Поэтому у нас БИ-2, Юрий Шевчук, если не властители дум, то эмоций».

Читайте также:

Вам будет интересно