Транспортные узлы на границе Северной столицы и 47-го региона России предстоит «разрубить» по плану и с участием федерального бюджета.
Экспертиза – да, метро – нет
Проект развязки длиной 2,6 километра на Мурманском шоссе (федеральная трасса Р-21 «Кола») на подъезде к транспортно-пересадочному узлу «Кудрово» в Ленинградской области на этой неделе отправлен на экспертизу.
Он разработан по заказу ГКУ «Ленавтодор» и призван в случае реализации значительно повлиять на автомобильные потоки в южной части этого нового города, непосредственно примыкающего к границе Санкт-Петербурга. В частности, предполагается спрямление Центральной улицы Кудрово с её последующим выходом на «Колу». Результаты экспертизы ожидаются примерно через полтора-два месяца.
Финансирование проекта пока туманно, но речь идёт о совместных тратах федерального и областного бюджетов с участием частного инвестора – шведской торговой сети ИКЕА, гипермаркет которой расположен поблизости. Общий объем вложений компании в объект предполагается на уровне 700 миллионов рублей несколькими траншами в период до 2025 года.
Новая развязка «заточена» и на строительство в Кудрово станции Петербургского метрополитена, но на этой неделе стало известно, что конкурс на её проектирование отменён правительством Петербурга из-за «непредвиденных обстоятельств».
Комитет по развитию транспортной инфраструктуры мегаполиса разъяснил, что конкурс «выпал» из плана-графика вплоть до завершения разработки документов территориального планирования Дирекцией по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В общем, предположения, опубликованные недавно «Родиной на Неве», о том, что метро в Кудрово в обозримом будущем не будет, сбылись стремительно.
Диаметр до Кудрово довезёт. Дорого
В эти же дни правительство Петербурга и Банк ВТБ подписали в Москве соглашение о строительстве транспортной развязки на Витебском проспекте, которая должна стать опорной точкой и для уже существующего Западного скоростного диаметра, и для планируемой тоже платной Широтной магистрали скоростного движения. Ей предстоит проследовать на восток мегаполиса через Неву в Ленинградскую область – с прицелом на Кудрово и Всеволожск.
Строительство развязки оценивается в 27 миллиардов рублей (с подготовкой территорий – 39 миллиардов, а вся Широтная магистраль должна обойтись в 182 миллиарда рублей). Пока сообщается, что из федерального бюджета и от инвестора на строительство развязки поступил по 10 миллиардов рублей, остальное, видимо, предстоит заплатить Петербургу из своего кармана.
Как и на «Коле» в Кудрово, развязка на Витебском проспекте будет протяжённостью 2,6 километра в шесть полос движения, расчётная скорость которого – 110 километров в час, а пропускная способность – примерно 70 тысяч автомобилей в сутки.
Начать строительство предполагается в будущем году, а закончить объект за четыре года. При этом эксплуатировать объект до 2042-го, когда закончится действие концессии, будет ООО «Магистраль Северной столицы», «в ведении» которого и находится Западный скоростной диаметр.
Чиновники комплексуют не из-за внешности
Параллельно Петербург и Ленобласть готовят свои программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, по которым в ближайшие 15 лет предстоит совершенствовать дорожную сеть и развивать общественный транспорт. 47-й регион намерен успеть создать этот документ ещё в текущем году, а Северная столица – в следующем. Помимо прочего, такая программа нужна, чтобы поучаствовать в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Ленобласть заказала эту работу компании «А+С Транспроект» (SIMETRA), которая с помощью немецкого программного комплекса строит математическую модель, то есть цифровую копию нынешней транспортной сети. На её основе предстоит выработать перечень необходимых действий, увязанных между собой и по очерёдности, и по срокам реализации.
По словам разработчиков, эта моделирование позволяет ответить на вопрос «что будет, если». Например, как изменится пассажиропоток в том или ином районе и направлении, если здесь появится новый скоростной вид общественного транспорта, разгрузит ли это дороги, возрастёт ли нагрузка на имеющиеся парковки и т.п.
Но прежде всего речь идёт не о благих пожеланиях и создании чего-то принципиально нового, а об оценке эффективности уже имеющихся предложений по совершенствованию транспортной инфраструктуры Ленобласти.
Здесь специалистам очевидны две основные проблемы: во-первых, необходимость транспортного развития в ближней к Петербургу агломерационной зоне, прежде всего, «с прицелом» на Всеволожск и Гатчину, во-вторых, рост железнодорожного грузопотока в порты на фоне падения такового на автотрассах. При этом рельсовые магистрали разрезают территорию региона на сегменты, а путепроводов через них недостаточно, и автомобильные пробки на переездах только возрастают.
Петербургские чиновники наблюдают за работой коллег из Ленобласти и ждут её результата. Сейчас по заказу Центра транспортного планирования завершается первый этап подготовки городской программы комплексного развития транспортной инфраструктуры – сбор исходных данных и измерение пассажиропотоков. Конкурс на второй этап администрация Петербурга намерена объявить в 2021 году.
Игорь Теплов