Разбить Фарфоровскую теперь не получится?

Farf2

Комплекс зданий Фарфоровского поста предполагается включить в перечень выявленных объектов культурного наследия. Это спасёт старинные здания от сноса во имя сооружения высокоскоростной «железки» между двумя столицами?

Платформа Фарфоровская и дома железнодорожных служащих, которые предполагалается снести (1911 год)

В середине минувшего ноября на предмет антикоррупционной экспертизы (срок окончания таковой — 1 декабря) на портале Смольного был опубликован проект распоряжения петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры «О включении в перечень выявленного объекта культурного наследия объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, “Комплекс зданий Фарфоровского поста”, об утверждении границ территории объекта культурного наследия и отказе во включении в указанный перечень объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Фарфоровский пост, дом 36, литера А» (корявое название документа воспроизводим дословно).

Официальной информации о результатах экспертизы этого распоряжения не опубликовано, но можно уверенно сказать, что вряд ли документ «останется без движения» (если его действительно «положат под сукно») по причине его «коррупционности». Скорее, наоборот. Дело в том, что охранный статус построек Фарфоровского поста сводит на нет проект строительства на его месте нового хода Высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва—Санкт-Петербург.

Lома на Фарфоровской — интересный образец “кирпичного” стиля начала ХХ века

«Включить в перечень выявленных объектов культурного наследия объект, обладающий признаками объекта культурного наследия «Комплекс зданий Фарфоровского поста», расположенный по адресу: Санкт-Петербург, участок ж.д. Обводный кан. — ул. Грибакиных, литера ДЯ, Фарфоровский пост, дом 40, литера А, Фарфоровский пост, дом 44, литера А, Фарфоровский пост, дом 46, литера А, Фарфоровский пост, дом 48, литера А, Фарфоровский пост, дом 52, литера А, Фарфоровский пост, дом 54, литера А», — гласит первый пункт документа.

То есть в охранный перечень попадает вокзал станции Фарфоровская и шесть зданий «первой линии», непосредственно примыкающих к путям железной дороги. Именно их во имя ВСМ предполагалось снести, и именно их краеведы, градозащитники, местные жители и муниципальные депутаты призывали все возможные инстанции спасти. Включение этих построек в реестр выявленных объектов культурного наследия «обеспечит их защиту как памятников до проведения государственной историко-культурной экспертизы».

О всяческих коллизиях, связанных с проектом строительства на Лиговском проспекте (на месте то ли складов купцов Кокоревых, то ли зданий шоколадно-бисквитной фабрики Блигкена и Робинсона), «Родина на Неве» уже рассказывала.

Напомним лишь сюжет, посвящённый Фарфоровскому посту и его историю.

В связи с проектом ВСМ из-за прокладки новых путей для скоростных поездов предполагается снести вокзал Фарфоровской и прилегающие к рельсам дореволюционные жилые дома, построенные когда-то для железнодорожных служащих.

Платформа и вокзал на Фарфоровской вскоре после открытия (1911 год)

Кстати

Платформа Фарфоровская появилась в 1893 году как сопутствующая станции Санкт-Петербург—Сортировочный, открытой ещё в 1879-м. Правда, первоначально пост и вокзальное строение при нём располагались восточнее — возле окончания нынешнего Железнодорожного проспекта.

В 1906-1912 годах пути главного хода были вынесены западнее сортировочной станции. Тогда же был обустроен новый Фарфоровский пост с платформами и вокзалом, сохранившимся до наших дней. Здесь же построили посёлок для работников Николаевской железной дороги. Позднее, в 1914 году, был сооружён и пешеходный мост, давший возможность жителям села Покровского и Фарфоровой колонии (возникли в связи с появлением в середине XVIII века сравнительно недалеко отсюда Императорского фарфорового завода) безопасно переходить пути.

Проект ВСМ предполагает снос возле Фарфоровской пяти двухэтажных зданий, построенных в 1911 году в «кирпичном» с элементами северного модерна стиле (№№40, 44, 48 и 54), а также четырёхэтажного жилого дома, появившегося здесь в 1933-м (№34), плюс предполагается уничтожить и вокзал, тоже сооружённый в начале ХХ века. Теперь они вроде бы окажутся под охраной.

Схема предполагаемых проектом распоряжения КГИОП охранных зон Фарфоровского поста

Кстати

На участке от Московского вокзала до Навалочной для нужд ВСМ предполагается лишь незначительное переустройство путей, а затем вдоль существующего хода будут проложены с южной стороны ещё два. В том числе и на месте Фарфоровской, которая будет уничтожена «по полной программе».

А дальше на перегоне до платформы Сортировочная, судя по всему, придётся учитывать построенные поблизости многоэтажные жилые дома и пролёты Невского виадука. Значит, ход проложат с северной стороны — не по городской территории, а по своей — «железнодорожной». То есть «под раздачу» почему-то попадает именно Фарфоровская.

Будем надеяться, что подготовленное распоряжение КГИОП будет в ближайшее время подписано, и старинные постройки Фарфоровского поста получится сохранить.

Для справки

Общая протяжённость предполагаемой скоростной железной дороги между двумя столицами России составит около 680 километров, в границах Москвы и Санкт-Петербурга предусмотрено по четыре остановочных пункта плюс ещё как минимум восемь между двумя мегаполисами.

Время в пути составит два часа и 15 минут, но это без учёта остановок. Их получается 16, если экспресс будет «тратить» на них по две минуты, «набегает» ещё 32 минуты плюс периоды торможения перед остановками и разгона после. В общем, получается примерно три часа. Это не сильно превосходит результаты работающих ныне «Сапсанов», которые иногда «укладываются» в три с половиной часа хода при заявленных четырёх. Выигрыш получается, мягко говоря, небольшой.

Стоимость проекта оценивается в 1,7 триллиона рублей, но по практике реализации таких строек реально получится раза в два больше. Срок окупаемости, по самым оптимистичным оценкам, составит 40 лет. При этом ВСМ — создание своеобразной «выделенки» для пассажирских поездов, а существующие ходы будут отданы «грузовикам».

Знаменитая “яма” на том месте, где первоначально планировался терминал ВСМ, а теперь построена “Галерея”

Последняя по времени информация о ВСМ относится к 28 ноября. По сообщениям информационных агентств в этот день заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов заявил журналистам:

«Сейчас завершается разработка проектной документации. В следующем году она будет выполнена, зайдём в государственную экспертизу. Это позволит уточнить стоимость реализации проекта, после этого уже непосредственно инвесторы смогут оценить стоимость окупаемости средств, необходимость привлечения собственных средств и дополнительных внебюджетных источников, в том числе банков». Затем «более активно пойдёт работа по технико-экономическому обоснованию проекта».

То есть на данный момент такого обоснования строительства Высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург не существует?

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайтов «Градозащитный Петербург» и citywalls.ru

Вам будет интересно