В Петербурге идёт премьера мюзикла «Несносная принцесса», поставленного режиссёром Юрием Александровым в детском музыкальном театре «Карамболь». Зрители уже смогли увидеть оба актёрских состава на сцене, которые отлично справились со своей задачей – не оставить равнодушными ни детей, ни взрослых.

Начался спектакль не с героев самой сказки, а с её «создателей» – братьев Гримм. Хотя они ведь тоже часть повествования, в этом заключается рамочная композиция. Писатели то вне действия объясняют зрителю, что происходит, как в книге, а иногда и сами помогают героям и даже с ними взаимодействуют.
В начале спектакля может показаться, что «Несносная принцесса» – это типичная история любви капризной девушки из высшего общества и мужчины-бедняка, но это далеко не так. В подобных произведениях статусным девушкам зачастую приходится бороться со строгими аристократическими правилами, держащими юные чувства и желания в несвободе.
В пьесе Натальи Кузьминых же капризная принцесса от того и капризная, что всю жизнь живёт в полной свободе: мать и отец не спешат заниматься светским воспитанием дочери. Элизабет, так её зовут, несерьёзно относится к вопросу замужества и всё время старается найти в кандидатах в женихи изъян. А когда ей всё-таки нравится один из них, принцесса назло родителям заявляет, что у него некрасивый нос. Так что история совсем необычная. Элизабет испытывает настоящие чувства сострадания и любви, пройдя через бедность, страх и риск.
Музыка Максима Дунаевского в спектакле отлично отражает настроение происходящего. Оркестр под руководством дирижёра-постановщика Сергея Тарарина погружает зрителя в действие глубже и глубже, вызывает сильные эмоции: от бесконечной радости до слёз. Мелодия всё время стремится «вверх», часто она проигрывается медно-духовыми или струнными инструментами, которые и вызывают в человеке бурю эмоций. Также нюансы в виде повторения музыкальных фраз в вокале второстепенными персонажами делают музыку «играющей» и с героем, и с ситуацией, и со зрителем.
Конечно же, нельзя не сказать о стихах, тем более, что для «Несносной принцессы» их написал Юрий Энтин – знаменитый драматург, поэт, который был в зале на премьерном показе 11 октября. Запоминающиеся строчки пронизывают душу, накладываясь на музыку. В них раскрывается и характер персонажей, и важные темы, которые должны быть донесены до зрителя. С одной стороны, «Любовь – не модно», с другой – тема Антуана о любви: «Так было нам свыше завещано, что рядом мужчина и женщина…» Вообще спектакль стоит посмотреть не только детям. Взрослым точно скучать не придётся, а, кроме того, они смогут понять для себя важные вещи, увидеть себя со стороны, задуматься о жизни – и да, всё это через детский мюзикл.
Стоит отметить работу Вячеслава Окунева – знаменитого петербургского художника-постановщика. Его декорации к «Несносной принцессе» погружают зрителя в действие не только благодаря хорошо подобранным цветовым гаммам и атрибутам местности, но и маленьким деталям, как например, ползающий паук в пещере Тони. Когда он впервые спустился на паутине вниз, зрители немного испугались – разве не прекрасное погружение в чувства, которые на сцене испытывают герои? Запомнились ещё свечи во дворце в самом начале спектакля. Они висят на деревьях, которые будут использованы в последующих сценах. Но, несмотря на величественную атмосферу, эти свечи придают что-то мрачное. Возможно, это показывает отношение к принцессе родителей, в общем-то безответственных, и не особо волнующихся за неё фрейлин. А, может, это отсылка на происходящее дальше.
Кстати, говоря об отсылках, их в мюзикле много. Это и строчки современных песен, и упоминание чего-то «трендового», и даже оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь» в сцене короля и королевы, обсуждающих пропажу дочери. Королева исполняет знаменитый рефрен «За что, за что, о Боже мой…»
Несносная принцесса хоть и капризная, но достойна внимания каждого. Эта постановка даёт возможность детям стать ближе к культуре, услышать живой оркестр, вокал, это немаловажно в современную цифровую эпоху. Взрослые, вникнув в сюжет и глубже погрузившись в персонажей, могут открыть для себя нечто новое, пересмотреть свою жизнь и взгляды на неё, но и культурное просвещение никто не отменял.
Премьера всё ещё в репертуаре театра. Как сказала Ирина Брондз, художественный руководитель театра «Карамболь», на пресс-конференции ТАСС: «Премьера – это всегда риск, всегда эксперимент». Риск был оправдан! Современное искусство живёт, его можно и нужно изучать! Нам очень повезло, что сейчас мы можем увидеть шедевр под названием «Несносная принцесса» воочию.
Арина Душкевич
Фото с сайта театра «Карамболь»