В московском Историческом музее открыта выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы», посвящённая супруге Николая I Александре Фёдоровне и их семье. Уникальные экспонаты покинули петербургскую резиденцию российских самодержцев на полгода.
В экспозиции представлено более 400 произведений искусства из собрания музея-заповедника «Петергоф» и из коллекции собственно Исторического музея. Все эти предметы связаны с именем и жизнью Александры Фёдоровны, что «даёт возможность прикоснуться к тайне личности женщины, находившейся рядом с самодержцем, который в течение 30 лет определял судьбу огромной державы», — говорится в официальном пресс-релизе выставки.
«Долгожданный показ в Москве коллекции произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII-XIX вв. из петергофской императорской резиденции, несомненно, будет интересен любителям истории и ценителям классического европейского искусства. Выставка рассказывает о семье императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, истории их любви и домашних традициях. Часть этих добрых традиций венценосного семейства, как например, устраивать детские рождественские ёлки и дарить подарки, стали частью и нашей жизни. Посетив выставку, вы словно пройдёте по тенистым аллеям парка «Александрия», вдохновитесь романтикой «маленькой Италии», и, конечно, почувствуете душевное тепло, сохранившееся в восхитительных произведениях искусства», — заявил на открытии экспозиции генеральный директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
Москвичи и гости Первопрестольной столицы в течение полугода имеют возможность посмотреть уникальные вещи, окружавшие императорскую чету — Николая I, Александру Фёдоровну и их семерых детей — в их летней семейной резиденции, созданной несколько в стороне от парадных фонтанных затей Петергофа в парке Александрия. Здесь был построен небольшой дворец Коттедж, в котором царская семья жила почти уединённо. Здесь всё было устроено «согласно их личному вкусу и желаниям», «реализованы мечты, морально-этические и художественные идеи венценосных владельцев».
«Петергоф всегда предстаёт как парадная императорская резиденция с фонтанами, роскошными парками и дворцами, а Александрия находится вдали от главных туристических маршрутов, и частная жизнь императоров остаётся скрытой. Этой выставкой мы хотим приоткрыть завесу и рассказать об отношениях, общении и досуге императорской семьи. Благодаря таким выставкам мы сами по-новому можем взглянуть на нашу коллекцию. Когда предметы находятся в интерьерах дворцов, не каждый из них можно подробно разглядеть, уделить внимание. А здесь мы видим, как совершенно иначе раскрывается дворец Коттедж и какое есть пространство для изучения каждого предмета», — отметил врио генерального директора музея-заповедника «Петергоф» Роман Ковриков.
При этом эксперты отмечают, что императрица в выборе предметов обстановки дворцовых интерьеров отдавала предпочтение работам русских мастеров — это касается и образцов декоративно-прикладного искусства, и живописи (представлены произведения Ореста Кипренского, Ивана Айвазовского, Карла Брюллова и его ученика Фёдора Моллера).
«Различные предметы обстановки дворцов и павильонов, личные вещи государыни отражают вкус, историко-культурные интересы, ценностные приоритеты Александры Фёдоровны, позволяют понять, что для неё являлось истинным сокровищем», — говорится в аннотации к выставке.
Принцесса Фредерика Луиза Шарлотта Вильгельмина, дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги Луизы Августы Вильгельмины Амалии Мекленбургской, родилась 13 июля 1798 года в Потсдаме. В детстве девочку, любившую гулять среди цветущих роз, родные называли Blanche fleur («Белая роза») по имени героини популярного в то время рыцарского романа «Волшебное кольцо». Роза, как по-настоящему царственный цветок, осталась её символом и талисманом на всю жизнь.
В день рождения принцессы 1 (13) июля 1817 года в церкви Зимнего дворца состоялось её венчание с великим князем Николаем Павловичем, который впоследствии стал российским императором.
«В политической жизни страны Александра Фёдоровна не оставила заметного следа. Она не стремилась занять престол, не вмешивалась в государственные дела и, по её собственному признанию, на троне оставалась только подругой своего царственного мужа. В то же время, олицетворяя монархическую власть, она во многом определяла ценностные ориентиры подданных. На протяжении многих лет императрица возглавляла управление женскими воспитательными и образовательными учреждениями, тратила больше двух третей своих личных средств на оказание помощи нуждающимся, пожертвования и пособия разным организациям и обществам», — говорится в информационном сообщении об открытии выставки.
Экспозиция открыта для посетителей до 12 февраля 2024 года в Выставочном комплексе Исторического музея (Москва, Площадь революции, 2/3). Уже заявлено, что в 2025 году Петергофский музей-заповедник покажет в Первопрестольной столице коллекцию предметов из дворца Монплезир — любимой резиденции Петра I. К нынешней выставке издан каталог «Николай и Александра. Любви и грёз прекрасный мир».
Интересно, что нынешний год, вовсе не отмеченный какими-то «круглыми» датами, связанными с биографией Николая I и его супруги, подарил публике две большие выставки, посвящённые романтизму той эпохи и рыцарским увлечениям этой семьи.
Напомним, что в Эрмитаже только что завершилась экспозиция выставки «Цари и рыцари. Роман со Средневековьем». Здесь тоже демонстрировалось около 400 произведений искусства (рыцарские доспехи, образцы средневекового оружия — западноевропейского и восточного, предметы прикладного искусства, живопись, графика, скульптура, книги, манускрипты, а также витражи, предметы мебели, стекло, керамика, фарфор, шпалеры).
Великий князь Николай Павлович с 1811 года (тогда ему было 15 лет), получив в подарок трофейную турецкую саблю, всю оставшуюся жизнь коллекционировал образцы холодного оружия и доспехи разных культур и эпох (в основном, времён Средневековья). К концу его жизни это собрание насчитывало более 7000 предметов и размещалось в Царском Селе в павильоне Арсенал, построенном в Александровском парке.
В коллекцию входили и военные трофеи и специально для неё купленные раритеты. Например, в 1831 году за 65 тысяч рублей было приобретено собрание польского оружия, принадлежавшее художнику Александру Орловскому. Попадали в Арсенал и дипломатические подношения, а также подарки членов императорской семьи, поскольку о страсти Николая I было хорошо известно придворным и иностранным посланникам…
В общем, как-то актуальны оказались в нынешнем музейном сезоне темы царского рыцарства и императорской семейной гармонии в обстановке частной жизни. Что бы это значило?
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы сайтов ГМЗ «Петергоф» и Государственного Исторического музея