К 350-летию со дня рождения Петра Великого Эрмитаж открыл очередную выставку. Зрителям демонстрируют китайские предметы, полученные первым российским императором в дар или же купленные по его распоряжению.
Экспозиция называется «Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке». Представлены изделия из фарфора и шёлка, ювелирные украшения и заводные механические игрушки начала XVIII века (между прочим, отреставрированные мастерами Эрмитажа и ныне действующие).
На открытии выставки директор главного музея России отметил, что Пётр I хоть и имеет репутацию скромного в быту царя-плотника, но вообще-то любил роскошные вещи, в том числе и китайские. «При этом мы знаем, что при Петре Великом заключали важнейшие договоры с Китаем, и мы до сих пор на них опираемся», — заявил Михаил Пиотровский.
Кстати
Он также отметил, что в рамках празднования года Петра Великого в Эрмитаже каждые три месяца именно в Арапской столовой Зимнего дворца, где и представлены сейчас китайские раритеты, будут открываться выставки, «посвящённые императору и разным аспектам его деятельности».
Одним из интереснейших экспонатов нынешней выставки является халат, сшитый из голубого китайского узорчатого шелка с узором в виде виноградной лозы и тушканчиков. Царь Пётр Алексеевич пользовался им по утрам ещё в 1690-х годах в своей подмосковной резиденции — селе Преображенском.
Скорее всего, этот халат появился в гардеробе самодержца примерно в 1695 году, когда в Москву вернулась миссия во главе с жившим в Немецкой слободе голландским купцом Избрандтом Идесом, ранее отправленная Петром I в Поднебесную для установления торговых отношений с Китаем. По свидетельству современников, участники этого посольства привезли множество изделий декоративно-прикладного искусства (фарфор, лаковые, ювелирные изделия) и образцов шёлковых тканей.
Кстати
Интерес к регулярным и крупным поставкам шёлка из Китая был связан отнюдь не только с «гардеробными» запросами царя и его приближённых. Дело в том, что этот материал стал основой для изготовления введённых Петром I флагов, знамён, штандартов воинских частей и флотских экипажей. Поверх шёлкового полотнища уже русские мастерицы вышивали вензеля и различные геральдические символы.
Представлены на нынешней выставке и механические заводные игрушки, доставленные ко двору Петра I из Китая посольством во главе с капитаном Львом Измайловым в 1721 году. Подобные изделия, которые заводятся при помощи специального ключа, а потом за счёт возникшего напряжения специальной пружины разнообразно двигаются, производятся и сейчас, изготавливались и во времена Советского Союза, то есть хорошо известны с детских лет многим поколениям.
Кураторы эрмитажной выставки признают, что основная часть китайских археологических и этнографических коллекций, которые формировались по приказу Петра I, находится в Кунсткамере. Поэтому нынешняя экспозиция в Зимнем дворце сравнительно компактна, но весьма многообразна. Помимо мемориальных предметов, ювелирных изделий из золота и серебра, других образцов декоративно-прикладного искусства, здесь представлены рисунки, гравюры и книги.
Для справки:
Взаимоотношения России и Китая в XVII веке складывались сложно. Прежде всего, это связано с постепенным завоеванием и освоением Сибири и Дальнего Востока. Интересы двух стран здесь не могли не столкнуться. Тем не менее, дипломатические контакты и торговые отношения постепенно развиваются. Особенно после заключения в 1689 году не слишком выгодного для России Нерчинского договора.
В период правления Петра I в Китай было отправлено несколько дипломатических миссий, регулярно курсировали торговые караваны. Может быть, развитию отношений, помимо прочего, способствовало сходство биографий и интересов двух императоров — Петра и Канси (вступили на трон малолетними, преодолели придворные интриги и посягательства родственников на власть, интересовались мировыми техническими достижениями, старались их внедрить в своих странах и другое).
Арапская столовая в Зимнем дворце более-менее в том виде, который сохранился поныне, оформлена в числе других покоев, предназначенных для великого князя Александра Павловича (будущего Александра I), в 1793 году по проекту Ивана Егоровича Старова (1745-1808). После грандиозного пожара в императорской резиденции, случившегося в 1837-м, интерьер восстановлен, но «приукрашен» Александром Павловичем Брюлловым (1798-1877). Зал расположен между Малахитовой гостиной и Ротондой.
Своим названием столовая обязана чернокожим слугам — арапам, которые здесь «дежурили при дверях». Между прочим, их парадный костюм состоял из 16 предметов (алые суконные шаровары, белый жилет, две куртки — нижняя из зелёного сукна и верхняя из пунцового бархата, зелёные же атласный кушак и суконные ноговицы, красные или жёлтые сафьяновые туфли, белые чулки и перчатки, бархатная феска с кистью, кисейный шарф и шерстяная шаль длиной более трёх метров). Такое «обмундирование» в начале ХХ века обходилось более чем в 500 рублей (добротный мужской костюм в Петербурге тогда же стоил 6-10 рублей).
Игорь Теплов
Использованы фотографии с официального сайта Государственного Эрмитажа