«Пяти Николаям» поправят фасад

Nekras2

В знаменитом доме на Литейном проспекте, 36, где находится музей-квартира поэта Николая Алексеевича Некрасова, запланированы ремонтные работы. Уникальный памятник (федерального значения) связан с именами многих выдающихся деятелей российской истории и культуры.

«Некрасовский» дом на старинной открытке (справа)

За 133 календарных дня и 35,3 миллиона бюджетных рублей, подрядчику предстоит отремонтировать фасады объекта культурного наследия федерального значения, которые сейчас «находятся в ограниченно работоспособном состоянии».

Декорированные лепниной стены «имеют многочисленные трещины и загрязнения». Отдельные фрагменты украшений фасада и цокольных плит основания здания утрачены. Существенной коррозии подверглись металлические балконные и карнизные решётки, пришли в негодность водосточные трубы. Вот всё это и должно быть к осени текущего года отремонтировано, отреставрировано, восстановлено и воспроизведено. Согласно техническому заданию.

«Пустопорожнее дворовое место» на углу Литейной и Бассейной улиц в 70-х годах XVIII века принадлежало коллежской секретарше Анне Ануфриевне Капустиной, у которой этот земельный участок в 1779 году купил Пётр Васильевич Неклюдов (1745-1797). Впоследствии он был председателем Санкт-Петербургской палаты гражданского и уголовного суда, обер-прокурором Правительствующего Сената и членом Придворной конторы, а на момент покупки землевладения он лишь недавно выгодно женился на Елизавете Левашовой и покинул военную службу в лейб-гвардии Преображенском полку, городок которого располагался неподалёку.

Кстати

Дом (первоначально двухэтажный) был построен в период с 1779 по 1781 год. Существует версия, что одним из первых «квартиросъёмщиков» Неклюдова был его друг по военной службе, в будущем выдающийся поэт и государственный деятель Гаврила Романович Державин (1743-1816), который якобы именно в этом доме написал свою знаменитую «Фелицу».

В 1790-м Неклюдов достроил «особняк с колоннами» на набережной Фонтанки, 20, и продал дом на Литейном за 40 тысяч рублей купцу Никите Никитичу Баскову, имя которого история сохранила в названии расположенного поблизости переулка, где прошли детство и юность нынешнего президента России Владимира Владимировича Путина (дом №12).

Затем, вплоть до начала 60-х годов XIX века, когда владельцем дома стал издатель и журналист Андрей Александрович Краевский (1810-1889), наследники которого были хозяевами этой недвижимости до самой революции 1917-го, здание на углу Литейного и Бассейной несколько раз переходило из рук в руки.

Кстати

Один из этих «промежуточных» владельцев — барон Константин Антонович Шлиппенбах (1795-1859), генерал-лейтенант и инспектор военно-учебных заведений Российской империи, заказал одному из помощников архитектора Карла Росси проект украшения фасада здания. В результате этих работ каменный двухэтажный дом с двумя подъездами, типичного для ампирного Петербурга светло-жёлтого цвета, получил лепные наличники в виде переплетённых гирлянд на окнах второго этажа и широкий фриз с изображением грифонов и лир.

В 20-е годы XIX века здесь квартировала Софья Михайловна Салтыкова — будущая жена поэта и однокашника Пушкина по Царскосельскому лицею Антона Антоновича Дельвига (1798-1831), которую он посещал в доме на углу Литейного и Бассейной.

Некоторое время по этому адресу жила и Александра Андреевна Воейкова (урождённая Протасова) — племянница и крестница знаменитого поэта Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), который посвятил ей свою великолепную балладу «Светлана» и навещал здесь.

Кроме того, в «донекрасовский» период бытования этого дома в нём квартировали забытый ныне литератор Рафаил Михайлович Зотов (1795-1871), в гостях у которого, по утверждению его сына — тоже писателя и журналиста Владимира, в разное время бывали Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Николай Гоголь, Алексей Кольцов, Иван Никитин и другие известные деятели культуры первой половины XIX века.

В середине 1840-х тут квартировал писатель Владимир Фёдорович Одоевский  (1804-1869), а в начале 1850-х — великий хирург Николай Иванович Пирогов (1810-1881), который именно отсюда отправился на фронт Крымской войны — в осаждённый Севастополь.

Интерьер одной из комнат в музее-квартире Некрасова на Литейном проспекте

Кстати

В многочисленных источниках говорится, что на момент, когда в 1857 году в доме на углу Литейного и Бассейной квартиру снял Некрасов, этим строением владел Авраам Сергеевич Норов  (1795-1869) — исключительный человек, который в наши дни «капитально» забыт, хотя достоин книги в серии «Жизнь замечательных людей».

Вот лишь несколько фактов биографии этого государственного деятеля, учёного, путешественника и писателя.

Участвовал в Отечественной войне 1812 года, в Бородинском сражении прапорщик Норов командовал расчётом двух пушек, ядром ему оторвало ступню левой ноги, которую пришлось ампутировать по колено. При этом он прослужил в армии до 1823 года, когда ушёл в отставку в чине полковника.

На государственной гражданской службе — в Министерстве внутренних дел, в Комиссии принятия прошений на Высочайшее имя, сенатор, действительный тайный советник, в 1853-1858 годах — министр народного просвещения Российской империи, академик. Переводчик на русский язык произведений Вергилия, Горация, Петрарки, Ариосто, Тассо и всех известных творений Анакреона.

Он владел английским, французским, немецким, испанским, итальянским, чешским, древнегреческим, арабским, древнееврейским языками и латынью. Считается, что он был первым российским учёным, умевшим читать иероглифы. Описания путешествий Норова (Палестина, Малая Азия, Иерусалим, Египет, Нубия, Судан) были собраны в пятитомник, изданный в 1854 году. Современники говорили, что «…он любил Россию не запуганную, одичалую и безмолвную, а цивилизованную и преданную умственной деятельности».

Кстати

Норов считается одним из вероятных прототипов одноногого пирата Джона Сильвера — героя романа Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ». В 1827 году будущий министр народного просвещения служил помощником командующего русской эскадрой, стоявшей месяц в Портсмуте, часто сопровождал адмирала в поездках и запомнился местным жителям. При этом отец писателя Томас Стивенсон был тогда инспектором маяков, один из которых расположен как раз в Портсмуте. Считается, что он и рассказал сыну о таинственном одноногом русском моряке.

Министр народного просвещения Российской империи Авраам Норов не был владельцем дома на углу Литейного и Бассейной

Но архивные данные свидетельствуют, что владельцем дома на Литейном был вовсе не прототип одноногого пирата, а тайный советник и кавалер Пётр Дмитриевич Норов (1799-1859). Военную карьеру он завершил в чине полковника в 1835 году. Служил некоторое время в министерстве внутренних дел чиновником особых поручений. По воспоминаниям современников, известный игрок и гастроном, «был очень богат, но не столько поместьями, сколько капиталами, сверх чего имел два больших дома в Петербурге». Через женитьбу на Татьяне Семёновне Викулиной он приходился свойственником Елизавете Алексеевне Арсеньевой — бабушке Михаила Юрьевича Лермонтова.

Некрасов снимает квартиру в доме Норова на Литейном в 1857 году. Поэт проживёт здесь 20 лет, вплоть до своей смерти, последовавшей в 1877-м. «Жилплощадь» включала и размещение редакции журнала «Современник» (а позднее — «Отечественных записок»).

«Беллетристы любят… чтобы вообще было им приволье и комфорт в квартире редактора. Без этого они отстанут от сотрудничества. Поддерживать приятельство с ними стоит очень дорого, потому что для этого надо жить довольно широко; но это расход, необходимый для поддержания журнала», — говорил Некрасов Чернышевскому.

Рассказывать о 20 годах жизни Некрасова в этом доме, его литературной и редакторской деятельности — бессмысленное занятие в рамках статьи, поскольку об этом написаны десятки, если не сотни, книг. Отметим лишь, что речь идёт практически о всех персонажах школьного учебника русской литературы второй половины XIX века (Тургенев, Островский, Григорович, Салтыков-Щедрин, Писемский, Толстой, Гончаров, Чернышевский, Добролюбов и многие другие).

Вскоре после переезда Некрасова на Литейный это домовладение приобрёл Краевский. В 1859-м новый хозяин, имевший репутацию расчётливого и прижимистого дельца, решил надстроить и переделать здание. По его заказу архитектором Августом Петцольдом был разработан проект четырёхэтажного доходного дома в стиле необарокко, который «поглотил» бы старый особняк.

Так со стороны Литейного проспекта должен был выглядеть новый доходный дом Краевского, «поглотив» старый (правая часть)

Август Васильевич (Август-Вильгельм Фридрихович) Петцольд (1823-1891),  академик акварельной живописи и архитектуры, выпускник Императорской Академии художеств (вольноприходящий ученик, окончил обучение в 1847-м). Преподавал в Строительном училище (1852–1857), профессор, служил в Департаменте железных дорог. Среди построек в Петербурге — доходные дома Краевского на Бассейной и Большой Московской, особняк Апраксиной на Сергиевской, дом Айвазовского в Феодосии, Александровское отделение санатория «Халила» на Карельском перешейке. Цикл акварелей, посвящённых Николаевской железной дороге и др. Последние годы жил в имении недалеко от Новой Кирки в Финляндии (ныне посёлок Поляны Выборгского района Ленинградской области), где скончался в июле 1891 года.

Архитектор Петцольд построил, помимо прочего, дом Айвазовского в Феодосии

Но грандиозный проект Краевского-Петцольда не осуществился. Видимо, возникла проблема с приобретением прилегающих земельных участков. Дело ограничилось постройкой на Бассейной, 2, фрагмента большого дома в стиле необарокко, который со смещённым влево порталом и фронтоном выглядит странным и сегодня, а также надстройкой старого здания на углу Литейного третьим этажом.

Снимавший здесь квартиру сотрудник «Современника» литературный критик Николай Александрович Добролюбов (1836-1861) писал своему знакомому: «Вообрази несчастье, Краевский вздумал перестраивать дом и в начале мая выгнал меня из флигеля, в котором я жил и который пошёл в сломку. Я наскоро перебрался в квартиру Некрасова…»

В продолжение «поминального списка» знаменитостей, живших в разное время в доме на углу Литейного и Бассейной, отметим, что в 1867 году тут снимал квартиру писатель Глеб Иванович Успенский (1843-1902). В 1895-1905 годах здесь жил знаменитый тенор Николай Николаевич Фигнер (1857-1918), специально «под голос» которого Пётр Ильич Чайковский написал цикл романсов и партию Германа в опере «Пиковая дама».

Николай Фигнер — первый исполнитель партии Германа в опере «Пиковая дама» Чайковского

После смерти Некрасова его бывшую квартиру в 1878-1880 годах снимал электротехник и изобретатель Павел Николаевич Яблочков (1847-1894), разработавший дуговую лампу. В комнатах дома на углу Литейного и Бассейной, выходящих окнами на проспект, производилась ежедневная демонстрация «свечей Яблочкова».

«В квартире собиралось много интересующихся новым освещением, но ещё большее число зрителей смотрело с улицы через окна. Демонстрация наружного освещения свечами Яблочкова началась в Петербурге в 1879 году. В марте этого года Яблочковым было устроено пробное освещение Литейного моста через Неву».

Так выглядел «некрасовский» дом в 1917 году

После 1917 года некрасовское «литературное подворье», естественно, превратилось в коммунальную «воронью слободку». Впрочем, помимо квартир, здесь в 20-е годы ХХ века располагалось издательство «Наука и школа». В 1946 году при участии Пушкинского дома (Института русской литературы), куда после смерти Некрасова поступили многие его личные вещи и предметы обстановки знаменитой квартиры на Литейном, к 125-летию со дня рождения поэта был открыт мемориальный музей. Интерьеры воссозданы по воспоминаниям современников и сохранившимся изображениям.

А почему же этот дом иногда называют «Пять Николаев»? Похоже, что это экскурсоводческая придумка по образцу знаменитого перекрёстка «Пять углов», где «по Разъезжей бродит Достоевский».

При этом на некоторых интернет-ресурсах прямо утверждается, что на здании установлено пять мемориальных досок в честь выдающихся российских деятелей, которые здесь жили и именовались Николаями. На самом деле таких памятных табличек на «нашем» доме четыре — Пирогову, Добролюбову, Некрасову и Фигнеру.

«Для красоты» упоминают публициста, философа и писателя Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), который по этому адресу не жил, хотя часто бывал и много работал здесь в редакции журнала «Современник». Но это обстоятельство мемориальной доской не отмечено. Впрочем, придумка с «Пятью Николаями» красивая. Потому, наверное, и прижилась.

Игорь Теплов

Использованы иллюстрации с сайта www.citywalls.ru

Вам будет интересно