Объявлен конкурс на создание проекта капремонта и реставрации станции петербургского метрополитена «Пушкинская». Сроки самих работ и их исполнитель будут определены значительно позднее. Чем интересна именно эта «остановка» на Кировско-Выборгской линии?
Сначала о конкурсе. Речь идёт о капремонте и реставрации «в части перронного зала», то есть наземное здание «трогать» не планируется. Проект должен быть представлен к декабрю 2025 года. Начальная (то есть максимальная) цена контракта — 22 083 800 рублей. Заявки принимаются до 10 часов по московскому времени 17 апреля, итоги будут подведены 24 апреля.
«Проектировщики должны подготовить план реставрации облицованных белым мрамором стен и выложенных темно-красным гранитом полов — в том числе очистить их от граффити и прочих повреждений. Отдельное внимание должно быть уделено реставрации памятника А.С. Пушкину работы академика АХ СССР Михаила Аникушина», — информирует ТАСС.
Кроме того, планируется реставрация панно работы Марии Энгельке, изображающее Царскосельский парк, арочных сводов станции, облицовки стен и полов из натурального камня, восполнение утрат лепнины и оригинального декора, ремонт мраморных скамеек, исторического освещения станции, реконструкция сетей водоснабжения, электроснабжения, внутренних систем связи, замена служебных дверных заполнений в пассажирской зоне и др.
Предыдущие работы по ремонту «Пушкинской» завершились в 2015-м, а начались они в 2006-м, когда было произведено «обновление напольных покрытий с подбором материалов близких оттенков». Тогда «в центре внимания» был наземный павильон.
1 декабря 2013 года станция закрылась на реконструкцию, но подземный зал продолжал работать в обычном режиме (выход в город осуществлялся через недавно введённую в строй пересадочную станцию «Звенигородская»).
Тогда было установлено три новых эскалатора, замена зонтов наклонного хода на металлопластиковые, проведена реставрация фасада наземного вестибюля и реставрационные работы «по сохранению отделки и предметов декоративно‑прикладного искусства, включая исторические светильники и малые архитектурные формы».
Теперь речь идёт о подготовке к реставрации подземного пространства станции, введённой в строй 30 апреля 1956 года в составе первой линии ленинградского метро — от «Автово» до «Площади Восстания» (восемь остановок, семь из которых были открыты раньше — в ноябре 1955-го, полгода поезда проезжали «Пушкинскую» без остановки). Дело в том, что при проходке наклонного хода возникли технические сложности — замораживающий контур «не сработал», из-за чего часть эскалаторного тоннеля затопили грунтовые воды. На ликвидацию последствий этого прорыва и повторное замораживание потребовалось дополнительное время.
В 2001-м станция и её перронный зал включены в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Через 10 лет Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт‑Петербурга рекомендовал внести станцию в единый госреестр памятников регионального значения, но пока она остаётся в прежнем статусе «выявленных объектов».
Кстати
Первоначально станция проектировалась под названием «Витебская», поскольку примыкает к одноимённому вокзалу (изначально — Царскосельскому). Но позднее было решено посвятить её великому русскому поэту, значительная часть жизни которого связана с Царским Селом, переименованным в город Пушкин (добраться туда на поезде из Ленинграда/Санкт-Петербурга можно именно с Витебского вокзала).
Наземный вестибюль «Пушкинской» расположен на Загородном проспекте между Подъездным переулком, Винокурцевским проездом и Витебской площадью. Интересно, что эта станция петербургского метрополитена — единственная из привокзальных, которая не встроена в железнодорожный комплекс, то есть прямо из её вестибюля на вокзал не попадёшь.
Павильон станции сооружён по проекту архитекторов Андрея Грушке и Арона Гецкина, встроен в трёхэтажное здание, выдержанное в помпезной стилистике «сталинского ампира». Проект наземного вестибюля разрабатывался, когда вид подземного зала уже был утверждён.
Для строительства вестибюля станции частично использовали здание офицерских казарм лейб-гвардии Семёновского полка, сооружённое по проекту в 1901 году по проекту военного инженера Алексея Зверева. Впоследствии здесь размещались правления Царскосельской железной дороги и Петербургской сети Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. В 1930-х здание было надстроено четвёртым этажом.
Проекты оформления подземного вестибюля «Пушкинской» прошли несколько конкурсов, в которых участвовали ведущие ленинградские архитекторы. Работы начались в конце 1946 года.
Кстати
Первоначально оформление станции планировалось посвятить строительству первой в России железной дороги, соединившей вела из Санкт-Петербурга и Царское Село. Но концепция изменилась.
Состоялось несколько туров конкурса, в которых были свои победители, но в конце концов административным решением (связанным в том числе и с пресловутым «Ленинградским делом») в осуществлению был принят проект московского архитектора Леонида Полякова, уже спроектировавшего несколько станций столичной подземки.
В связи с этим специалисты часто отмечают сходство ленинградской «Пушкинской» со станцией московского метро «Октябрьская» (расположена на Кольцевой линии между «Добрынинской» и «Парк культуры», открыта в 1950-м, первоначально называлась «Калужская»), которую тоже спроектировал Поляков.
Правда, те же специалисты отмечают, что ленинградская «Пушкинская» выигрывает соревнование с московской «Октябрьской» благодаря уникальным объектам. Помимо «галереи» торшеров в главном объёме подземного вестибюля (вызывала нарекания критиков проекта), это, конечно же, статуя Александра Пушкина работы Михаила Аникушина, установленная на фоне панно, которое изображает пейзаж царскосельского парка, кисти Марии Энгельке.
Леонид Михайлович Поляков (1906-1965), выдающийся советский архитектор, родился в Санкт-Петербурге в семье владельца небольшой строительной фирмы. В 1929-м окончил Ленинградский высший художественно-технический институт (ЛВХТИ, ныне Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина), его наставником был один из основоположников советского неоклассицизма Иван Фомин. В 1933-м переехал в Москву. Работал в мастерской, которой руководил Фомин. Вместе с ним Поляков работал над проектом санатория в Сочи, здания Совета министров Украинской ССР в Киеве и др.
Первыми значимыми самостоятельными работами Полякова стали станция метро «Курская» Арбатско-Покровской линии Московского метро и арка северного входа ВДНХ. После Великой Отечественной войны, во время которой занимался проектированием зданий для эвакуированных заводов, принимал участие в восстановлении Севастополя и дворцов в Царском Селе.
В 1950-1955 годах по его проектам в Москве были построены станции метро «Октябрьская» (Сталинская премия второй степени), «Арбатская», а в Ленинграде — «Пушкинская». В 1948-1954 годах в Москве по проекту Полякова в соавторстве с Александром Борецким была построена одна из «сталинских высоток» — гостиница «Ленинградская» (высота здания — 136 метров, Сталинская премия второй степени).
В декабре 1955-го после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», Поляков был лишён Сталинской премии «за допущенные излишества и расточительства государственных средств при проектировании и строительстве и за неправильное руководство строительными организациями».
Михаил Константинович Аникушин (1917-1997), скульптор-монументалист, народный художник СССР, Герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии, автор замечательного памятника Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге. Несомненно, что именно он был главным вдохновителем, организатором и исполнителем монумента Героическим защитникам Ленинграда, сооружённого на Средней Рогатке.
Для справки:
Подземный вестибюль «Пушкинской» расположен на глубине около 57 метров, то есть это станция глубокого заложения. Относится к метровокзалам пилонного типа (конструкция состоит из трёх тоннелей, расположенных в одном уровне параллельно друг другу, между ними устраиваются проходы, имеющие замкнутую железобетонную отделку, такой вариант предпочтителен в сложных геологических условиях).
В отделке станции господствуют белые и кремовые тона, чёрный металл сочетается с золотистыми украшениями, светлым мрамором, белыми кафельными плитками, красным гранитом пола. Центральный зал отделен от перронов декоративными пилонами, которые облицованы светлым уральским мрамором Прохорово-Баландинского месторождения.
Пол центрального зала выложен в виде ковра из полированного темно-красного гранита. Его окаймляет мозаичная «волна», набранная из кусочков тёмного и белого мрамора сортов «Газган» и «Садахло». Проходы сделаны из украинского сероватого мрамора, оформленного полосками «Коэлга» и габбро.
Игорь Теплов
Использованы фотоматериалы официального сайта Петербургского метрополитена, www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета