Проспект без «Славы»: судьба типового кинотеатра

Slava9

Пожаром, практически уничтожившим здание, завершилась история кинотеатра «Слава» в Купчино. Теперь уже нет препятствий его сносу и строительству на этом месте очередного «человейника». Поджог? Стечение обстоятельств? Символ?

Пламя уже побеждено. Проливка

Хроника происшествия такова:

Вскоре после полуночи 16 сентября в оперативную службу МЧС поступило сообщение о пожаре на Бухарестской улице, 47. «В здании размером 40х50 м2, происходило горение на площади 1000 квадратных метров».

Почти сразу пожар получил «маркировку» 1бис, в 01:40 — локализован, в 02:31 «побеждено» открытое горение, в 05:45 — ликвидирован. «Сведения о пострадавших не поступали». На месте происшествия было задействовано 28 единиц техники, работало около 100 пожарных.

По предварительной версии, возгорание произошло из-за короткого замыкания электропроводки на летней (деревянной) веранде ресторана, расположившегося в здании бывшего кинотеатра. При этом есть свидетельства прохожих о том, что незадолго до начала пожара в пристройке якобы произошёл громкий хлопок, после которого на фасаде со стороны проспекта Славы «вылетели все стёкла».

Выполненная из металлических конструкций и стекла фасадная часть здания полыхала на удивление сильно

Кстати

Находившаяся в ресторане в момент начала пожара молодая женщина сообщила в соцсетях, что летняя веранда «загорелась сразу целиком, люди только успели выбежать оттуда, горел уже весь ресторан, на втором этаже».

Причины случившегося устанавливают дознаватели, прокуратура заявила, что контролирует этот процесс, но жители Купчино в пабликах дружно говорят о поджоге здания, на месте которого предполагается построить очередной жилой комплекс.

Справедливости ради скажем, что разрешительные документы на снос бывшего кинотеатра и строительство на его месте ЖК почти полностью оформлены (по оценкам экспертов, на этом участке можно построить ЖК примерно в 20 тысяч квадратных метров). То есть здание и так обречено на уничтожение, а значит устраивать в нём грандиозный пожар вроде бы бессмысленно.

Правда, год назад председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил проверить информацию о грядущем сносе кинотеатра. «Одна из жительниц города обратилась через социальную сеть «ВКонтакте» к главе СК России от лица детей войны с просьбой защитить здание, которое, по их мнению, имеет культурно-историческую ценность», — сообщало ведомство.

Кстати

О результатах этой проверки никаких публичных сообщений не последовало. А ещё раньше (в 2020-м), когда на месте кинотеатра предполагалось соорудить торговый центр площадью 13 тысяч квадратных метров, опрос жителей Купчино показал, что 66 процентов его участников высказались против этой новостройки.

С учётом этих обстоятельств, возможно, что грандиозный пожар, практически уничтоживший здание кинотеатра «Слава», «закрывает тему» его сохранения. Как говорится, нет здания — нет проблем. Но это всего лишь предположение. Пусть своё слово скажут правоохранители (если скажут)…

После пожара здание кинотеатра выглядит так

Другое дело, что проблема с использованием таких построек, к которым относится и кинотеатр «Слава», существовала давно — она возникла вскоре после их сооружения, то есть ещё в советские времена. Необходим исторический экскурс.

Если строившиеся в СССР дома культуры имели многофункциональный зрительный зал, который можно было использовать и для театральных постановок, и для проведения концертов, и для кинопоказа (глубина сцены, служебные помещения — гримёрки, декорационные, костюмерные), то собственно кинотеатры были «заточены на узкую специализацию».

Поэтому даже кинотеатры, построенные в Ленинграде в 1930-е и признанные памятниками истории и культуры, влачат нередко жалкое существование. «Родина на Неве» уже рассказывала о проблемах «Гиганта» на площади Калинина и ужасном состоянии кинотеатра «Москва» на Старо-Петергофском проспекте.

После смерти Сталина в период первой советской «перестройки», когда при Хрущёве началось массовое сооружение жилья по типовым проектам и в крупных городах возникли огромные новые районы (а ля Черёмушки), возникла и надобность «обустроить культурную жизнь» этих монотонных спальных кварталов. Эту задачу и предстояло решить с помощью (тоже типовых) кинотеатров большой вместительности. К тому же кинотехнологии «шагнули» в сторону широкоэкранности, широкоформатности и объёмности звука, что затруднило использование для показа фильмов какие-то бывшие амбары с натянутой в качестве экрана простынёй (немножко, конечно, утрируем ситуацию).

Фасад типового широкоформатного кинотеатра проекта 2ЛГ-06-1

На рубеже 1950-1960-х годов в Ленинграде был разработан первый типовой проект широкоформатных кинотеатров с залом на 1060 человек (за основу был взят построенный в Москве кинотеатр «Прогресс»). На первом этаже здания находились фойе и технические помещения, а на втором — зрительный зал. В целом это «сарайное» сооружение с глухими стенами явно не служило украшением улиц.

По этому проекту были построены: «Спутник» на улице Бабушкина, 40 (снесён, на его месте теперь торгово-развлекательный комплекс), «Юность» на улице Савушкина, 21 (здание используется для размещения магазинов и предприятий общепита), «Космонавт» на Бронницкой улице, 24 (используется как клуб и концертный зал), «Выборгский» на 2-м Муринском проспекте, 36 (снесён ради строительства гостиницы), «Зенит» на улице Гастелло, 7 (снесён, на его месте построен многоэтажный дом), «Весна» на Автовской улице, 15 (торговля и офисы).

В 1963 году под руководством зодчего Виктора Белова группа архитекторов 2‑й мастерской института «Ленпроект» (Олег Василенко, Натан Трегубов, Виктор Фромзель и Людвиг Шимаковский) разрабатывает новый типовой проект широкоформатного кинотеатра (2ЛГ-06-1).

Виктор Фёдорович Белов (1911-1969), выдающийся ленинградский архитектор, уроженец Тверской области, сын крестьянина, ставшего рабочим. В 1936 году окончил Ленинградский инженерно-строительный институт. В городе на Неве по его проектам (и в соавторстве) построены малоэтажные жилые дома в Автово и на Малой Охте, школа на улице Маяковского, 24, типовые кинотеатры («Слава», «Максим», «Руслан» и др.) и двухэтажные торговые центры в спальных районах города, здания Онкологического института в Песочном и жилой дом «Дворянское гнездо» на Петровской набережной, 4. Участник Великой Отечественной войны, по возвращении с фронта вновь работал в институте «Ленпроект», где с 1948 года руководил архитектурной мастерской №8, одновременно преподавал в Ленинградском инженерно-строительном институте. Занимался восстановлением разрушенных домов на Петроградской стороне, в Кировском районе и в Петергофе, автор проектов планировки и застройки проспектов Карла Маркса (ныне Большой Сампсониевский), Энгельса, Лесного, Мориса Тореза, Светлановской площади и др.

Специалисты считают этот проект кинотеатра едва ли не лучшим среди аналогичных разработок советского времени, в том числе и по конструкции. Здание состояло из кирпичных несущих стен зрительного зала, потолок которого выполнен из ферм длиной 24 метра без дополнительных опор, фасадная часть, где располагалось двухэтажное фойе, представляла собой каркасную систему из металла и стекла. Рассчитанный на 1250 зрителей зал с балконом (310 мест) был оформлен с использованием специальных материалов, обеспечивающих качественную акустику, оборудован аппаратурой стереозвука, экраном во всю стену и системой кондиционирования воздуха.  

Кинотеатр «Слава» в процессе строительства (1966)

В конце 1960-х и в начале 1970-х таких кинотеатров было построено в Ленинграде 13 («Комсомольский», «Ладога», «Максим», «Меридиан», «Нарвский», «Невский», «Охта», «Планета», «Прибой», «Прометей», «Рубеж», «Слава», «Современник») плюс ещё один в ближайшем пригороде — в Пушкине («Руслан»). То есть всего 14 однотипных зданий.

Но рекордные показатели кинопроката 1960-х, которые и стали главной причиной почти что массового строительства в крупных городах типовых однозальных кинотеатров большой вместимости, в начале 1970-х стали сходить на нет. Причин несколько, но, пожалуй, главной можно считать наступление эпохи телевидения. «Ящик» (а то и не один) появился в каждой семье (по крайней мере, в больших городах), для телепоказа стали специально снимать художественные и документальные фильмы, да ещё и многосерийные. Настало время, когда на улице даже Москвы и Ленинграда было трудно встретить прохожего, если в этот момент по телевизору демонстрировалась очередная серия, например, «Семнадцати мгновений весны».

В результате однозальные кинотеатры большой вместимости уже к началу 1980-х, то есть задолго до времён «тотальных рыночных отношений», часто были нерентабельны и содержались на бюджетные средства. Поэтому их и перестали строить. Впоследствии эта ситуация только усугубилась, чему поспособствовал и развал системы кинопроката, произошедший в начале 1990-х.

Так что печальная судьба этих зданий оказалась предрешена просчётами не архитекторов, а советских чиновников, которые не учли развитие технологий и возможные изменения предпочтений граждан, из-за чего капитально «на века» построенные здания кинотеатров оказались не нужны по своему изначальному предназначению и их приходится или натужно приспосабливать для современного использования или сносить…

Кинотеатр «Слава» на фото 1970-х

Из 14 зданий кинотеатров проекта 2ЛГ-06-1 несколько уже прекратили своё существование. Например, «Невский» на Народной улице, 4, «Охта» на проспекте Шаумяна, 22, «Планета» на улице Типанова, 25, «Прометей» на проспекте Просвещения, 80, «Прибой» на Среднем проспекте Васильевского острова, 93 (как бы перестраивается для Центра современного искусства имени Сергея Курёхина).

Очевидно, что теперь этот «список снесённых» пополнит и здание кинотеатра «Слава» на Бухарестской улице, 47. С конца 1990-х и вплоть до 2008 года здесь находилось известное в городе крупное казино, затем здесь размещались ресторан и несколько магазинов, то есть здание использовалось как торгово-развлекательный комплекс.

Несколько типовых зданий кинотеатров проекта 2ЛГ-06-1 перепрофилировано (иногда с частичной перестройкой) в объекты культурного назначения. Например, «Меридиан» на Новоизмайловском проспекте, 48 и «Руслан» на Магазейной улице, 42 в Пушкине стали Домами молодёжи, а «Максим» на Ланском шоссе, 35 преобразован в театрально-концертный зал.

Для размещения спортивных и фитнес-клубов используются здания кинотеатров «Нарвский» на бульваре Новаторов, 32 и «Рубеж» на проспекте Ветеранов, 121. В качестве торговых центров — бывшие «Ладога» на шоссе Революции, 31, «Современник» на проспекте Науки, 25 и «Комсомольский» («Орбита») на улице Лёни Голикова, 29, корпус 1.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы МЧС и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно