«Пророк. История Александра Пушкина» — музыкальный мультижанровый эксперимент

Profeta_3
С первых минут «Пророка» становится очевидно, что это не обычный байопик, а нечто совершенно иное

«Пророк. История Александра Пушкина» — достаточно провокационный и тщательно проработанный биографический боевик о великом русском поэте. Режиссёр-дебютант Феликс Умаров создал произведение, которое оставляет после себя довольно необычное кисло-сладкое послевкусие.

На протяжении чуть более двух часов зрители успевают не только посмеяться, но и удивленно пожать плечами, а также встретить моменты, которые вызывают гневные протесты в духе «Такого не было!». В то же время, фильм вызывает смешанные чувства к Пушкину, и, безусловно, зрители не останутся равнодушными. Интересно, насколько убедителен Юра Борисов в роли поэта-бунтаря, и как рэп, выбранный для словесных поединков в императорском окружении, вписывается в общую концепцию картины.

О сюжете. В первых кадрах «Пророка» Александр Пушкин предстаёт перед нами как настоящая рок-звезда. Его книги разлетаются с полок магазинов, а один любопытный усатый парень, который, как проявляет опытный глаз, оказывается Юрием Лермонтовым, активно выхватывает их. Хотя для зрителей, незнакомых с сюжетом, это может стать небольшим спойлером, ведь настоящий Лермонтов появится лишь в финале, в моменте, который, увы, насыщен пошлостью.

Пока действие только начинается, улицы Петербурга просто гремят с криками: «Пушкин! Пушкин!», а торговцы замерли в ожидании, посыпая свои прилавки «страсбургскими пирогами — любимым блюдом поэта!». Толпы фанатов собираются у окон особняка, и вдруг на балконе появляется молодая девушка, зовущая: «Саша!». Однако, что-то тревожит — Саша не отвечает. Неужели это какая-то фантазия, и Пушкин на самом деле не среди нас?

Сюжет перемещается в лицей, где маленький и гордый Пушкин (Кай Гетц) не теряет шанса бросить вызов надменным сверстникам на поединок. Когда надзиратель Пилецкий делает замечание, что такие выходки неуместны, поэт предлагает ему состязание в рэпе. В стенах лицея, на фоне стуку ног и ритмичного пения, Пушкину хотят запретить выступление перед Гавриилом Державиным, но он успешно пробивается к нему и даже перед его светлым лицом читает свои строки.

Особенность фильма в том, что с первых минут «Пророка» становится очевидно, что это не обычный байопик, а нечто совершенно иное — музыкальный мультижанровый эксперимент. Бал в исполнении Пушкина, роль которого исполняет Юра Борисов, напоминает зрителям работы База Лурмана, а петербургская атмосфера наполнена настроением вечеринки в духе «Сна в летнюю ночь». Поэт мастерски передает известные всем стихи, превращая их в мощные рэп-ритмы, а его друзья, которых он называет исключительно «брат» — Данзас и Пущин, в живой манере отбивают ритм с помощью стульев и каблуков. Таким образом, «Пророк» рисует портрет рок-звезды с чётко прослеживающимся сюжетом: взлёт, падение, кризис и затем восстановление, слава, следующая за ней новая потери и, наконец, катарсис.

Умаров интересно структурирует повествование, разбивая насыщенные события жизни Пушкина на главы с акцентом на определенные годы. То мы видим лицей, то легкомысленные дни в Петербурге, затем — первую ссылку и последующую вторую. Фильм сжимает время, выбрасывая целые года, делая это не случайно, а чтобы глубже передать суть переживаний и трансформаций героя.

В новом фильме о Пушкине поразительно мало его собственных стихотворений. Лишь однажды сам поэт читает свои строки, превращая оду «Вольность» в рэп-версию на первом петербургском балу. Сцена удивительно напоминает голливудскую оргии из «Вавилона» Дэмиена Шазелла, но без экзотики и откровенности. Остальные восемь музыкальных номеров, длительность которых составляет более двух часов, написаны неизвестными авторами, и их рифмы, как например «пасть/упасть», оставляют желать лучшего. По музыкальному содержанию все вставки неразличимы, поскольку основаны на одном и том же ритмическом фоне.

Основное время в фильме Пушкин проводит, занимаясь всем, кроме поэзии. Молодой поэт веселится и вытворяет различные шалости в столице, затем в южной ссылке начинает роман с графиней Воронцовой (в исполнении Ани Чиповской), что способствует его взлёту: она наряжает его в экстравагантные костюмы в стиле Байрона, что привлекает внимание общественности. В Михайловском он переживает за друзей-декабристов, идёт на конфронтацию с Бенкендорфом (в роли Сергей Гилев) и дерзит Николаю I (Евгений Шварц). Тематика творческой свободы и цензуры, очевидно, волнует создателей картины — ей отведено целых два музыкальных номера. Однако высказать свою позицию по этому вопросу так же откровенно, как их герой, авторам не хватает смелости, и сюжет словно гаснет, когда Пушкин решает связать себя узами брака.

В быстром темпе мелькают такие события, как сватовство к Наталье Гончаровой (Алена Долголенко), свадьба, рождение детей, балы, и унизительное назначение камер-юнкером, дуэль с Дантесом (Флориан Дебиендра). Жена пытается спасти Пушкина, отчаянно мчась по улицам Петербурга в меховом берете, в то время как царь и Бенкендорф вдруг понимают, какую важную фигуру они могут потерять, но времени уже не осталось. Над замерзшей Невой поднимается солнце русской поэзии, предвещая успешный коммерческий исход этого фильма.

Сергей Русанов

Читайте также:

Вам будет интересно