«Профессорский» дом на Васильевском: тихая заводь реки забвения

Professor12

В реестр памятников внесён дом, расположенный на углу Тучкова и Волховского переулков. Здесь жили многие выдающиеся деятели науки и культуры, но ни одной мемориальной доски на фасаде здания нет. Справедливо?

Этот дом и сегодня удобен для проживания будущих академиков

«Доходный дом Ф.Ф. Шпринга» включён в единый реестр как объект наследия регионального значения распоряжением главы комитета петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (жилой дом и служебный флигель в Тучковом переулке, №11/5, литеры А и Б).

Сильно вдаваться в историю пятиугольного по форме земельного участка, на котором построен этот дом, мы не будем. Отметим лишь, что он фигурирует на планах Васильевского острова с 1770-х. Через 30 лет и позднее этот надел принадлежал купцу второй гильдии почётному гражданину Ефстрафию Загибенину и его наследникам. По этой фамилии назывался некоторое время и Тучков переулок — Загибенин.

Это семейство, владевшее земельным участком вплоть до начала 1870-х, осваивало его по периметру. На углу нынешних Тучкова и Волховского переулков находился жилой дом почти квадратной формы, к которому примыкали флигели и различные деревянные служебные постройки.

Далее участок принадлежал купцу второй гильдии Ивану Андрееву, который под залог этого надела и находившихся на нём строений взял ссуду в 20 тысяч рублей. В связи с этим была сделана опись владения, которая сохранилась.

Здесь находился каменный двухэтажный дом на подвале со сводами — крытый железом, снаружи оштукатуренный, старой постройки «с ветхими частями» (основные помещения сдавались под трактир). Имелись два тоже каменных одноэтажных надворных флигеля, занятых под колбасную, ледники, питейное заведение. Тут же располагалась некая контора (по-нынешнему — офис), рабочая артель и восемь квартирантов. В общем, владение оценили в 35 056 рублей.

«Прачечный» флигель дома Шпринга

Затем Андреевы что-то тут надстраивали, ремонтировали и приделывали, но ситуация в корне изменилась во второй половине 1890-х, когда хозяином участка становится любавский (Польша) второй гильдии купец Фёдор Фёдорович (Фридрих) Шпринг.

Новый владелец отнёсся к «архитектурному» наследию Загибениных и Андреевых предельно прагматично — он в 1898-м снёс подчистую все прежние строения на участке. Техническое отделение Санкт-Петербургской городской Управы по представлению Шпринга разрешило ему постройку каменного четырёхэтажного на нежилом полуподвале лицевого дома и пятиэтажных дворовых жилых флигелей. Кроме того, одобрено сооружение каменных двухэтажных служб (ледник, прачечная и гладильная, конюшня и сеновал), мусорной и навозной, а также ямы для общих отхожих мест, прокладка сточной подземной трубы, «чтобы в подвалах проектируемых зданий не устраивалось жилье». Проект дома был заказан архитектору Борису Гиршовичу.

«“Двадцать раз нарисовать и двадцать первый ещё переделать” — говаривал он своим сотрудникам, недоумевавшим, к чему он, собственно, стремится и чего ищет. А между тем, если вникнуть глубже в эти искания, если обобщить их, то перед нашими глазами предстанет некоторая цельная психология личности, инстинктивно сознававшей и верившей в художественное соответствие содержания и внешнего его выражения», — свидетельствовал один из коллег Гиршовича.

Гиршович имел репутацию скрупулёзного и рачительного архитектора

Борис Ионович (Борух Евнович) Гиршович (1858-1911), российский архитектор, выпускник Императорской академии художеств (1886). Он родился в местечке Кореличи на территории нынешней Белоруссии в еврейской семье, с детства хорошо рисовал, учился в Виленской художественной школе. В 1876 году не без содействия выдающегося скульптора Марка Антокольского (1843-1902), тоже местного уроженца, Гиршович поступает вольнослушателем в петербургскую Академию художеств на отделение скульптуры, позднее переходит на отделение живописи, но в конце концов отдаёт предпочтение архитектуре.

Впоследствии он часто работал по заказам петербургской еврейской общины: готовил детальные чертежи и осуществлял наблюдение за строительством Большой хоральной синагоги в столице Российской империи, спроектировал здания для ремесленного училища при ней (Офицерская, ныне улица Декабристов, 42) и благотворительной столовой с ритуальными бассейнами (набережная Екатерининского, ныне канала Грибоедова, 140), руководил работами по благоустройству еврейского кладбища на проспекте Александровской фермы, 66.

За свою сравнительно короткую жизнь (умер в возрасте 52 лет) Гиршович построил в Петербурге множество зданий. Из них в списках объектов культурного наследия и выявленных памятников истории и культуры значатся 19. В частности, зодчий спроектировал два здания, расположенных на Невском проспекте. Это офисы Азовского коммерческого банка (дом №62) и Сибирского торгового банка (дом №44).

Похоже, что характерная скрупулёзность и рачительность архитектора совпали с представлениями владельца, какой доходный дом надо построить на углу Тучкова и Волховского переулков.

Вот такие мастерские и привлекали художников в дом Шпринга

Четырёхэтажное по уличному фасаду здание сооружается быстро — в 1898-1899 годах. Дом с высоким цокольным этажом строится с отступом от красной линии, поскольку, по тогдашним правилам, высота здания не должна была превышать ширину улицы (применительно к главным городским магистралям и набережным пределом служила высота Зимнего дворца). Образовавшуюся вдоль здания полосу заняли зелёные насаждения.

Плотно застроенный участок имеет три двора, соединённые друг с другом и с Тучковым и Волховским переулками арочными проездами (довольно невысокими). Все выступающие углы дворовых флигелей срезаны. Один из них (двухэтажный с мансардой и на подвале) имеет неправильную шестигранную форму. Здесь первоначально размещались прачечная, гладильня и ледники (в подвале). Планировка второго этажа состоит из соединённых коридором трёх помещений треугольной, неправильной пятиугольной и четырёхугольной формы. Лестница выделена в отдельный блок. Позднее этот флигель тоже был «переформатирован» под жильё.

Выражаясь сегодняшними терминами, доходный дом Шпринга построен как «эконом-класс» и рассчитан на арендаторов, не очень-то богатых. Поскольку расположен этот «объект недвижимости» в тихом месте и недалеко от Санкт-Петербургского университета, Академии наук и нескольких её институтов, а также сравнительно близко от Академии художеств, здесь охотно снимали квартиры молодые учёные и художники, ещё не выбившиеся в академики.

По странному стечению обстоятельств на фасадах дома Шпринга не установлено ни одной мемориальной доски, хотя уникальных жильцов здесь обитало немало. Перечислим лишь некоторых.

Химик Владимир Курбатов прославился
как выдающийся краевед

В 1903-1915 годах здесь снимал квартиру Владимир Яковлевич Курбатов (1878-1957) — химик, инженер-технолог, сотрудник Дмитрия Ивановича Менделеева в Палате мер и весов, профессор Технологического института, но при этом ещё и выдающийся краевед, историк искусства и архитектуры. В доме на углу Тучкова и Волховского переулков, в частности, написана книга «Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы», изданная в 1913 году.

Поначалу у Курбатова (по дружбе), а затем и в снятой самостоятельно квартире в этом доме в 1904-1905 годах жил Сергей Васильевич Лебедев (1874-1934) — химик, основоположник промышленного способа получения синтетического каучука, впоследствии действительный член Академии наук СССР. Интересно, что родом он из польского Люблина, как и хозяин дома Шпринг.

В 1905-м Лебедев женился на своей двоюродной сестре Анне Петровне Остроумовой (1871-1955) — замечательной русской художнице, ученице Ильи Репина и Джеймса Уистлера. В будущем она станет действительным членом Академии художеств СССР. Дружба с Курбатовым, очевидно, сохранилась. Его книга «Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы» оформлена в том числе и гравюрами Остроумовой-Лебедевой.

Гравюра Остроумовой на одной из страниц
книги Курбатова об архитектуре Петербурга

С 1904-го и затем 20 лет в доме Шпринга жил Сергей Павлович Костычев (1877-1931) — физиолог, биохимик и анатом растений, микробиолог, действительный член Российской Академии наук. Здесь, в частности, он работал над докторской диссертацией «Физико-химические исследования над дыханием растений».

В 1906-1909 годах в доме на углу Тучкова и Волховского переулков жил Константин Александрович Поссе (1847-1928) — специалист в области математического анализа, ученик выдающегося русского учёного Пафнутия Львовича Чебышева, автор ряда учебников, в том числе по дифференциальному и интегральному исчислению, профессор Санкт-Петербургского университета, впоследствии Почётный член Академии наук.

В 1913-1930 годах здесь квартировал Роберт Романович (Робертович) Бах (1859-1933) — российский скульптор и педагог, действительный член Академии художеств (с 1891 года), автор памятников Александру Сергеевичу Пушкину в Лицейском саду Царского Села и Михаилу Ивановичу Глинке на Театральной площади Санкт-Петербурга.

В 1902-1906 годах квартиру в доме Шпринга снимал Артемий (Артюр) Лаврентьевич Обер (1843-1917) — известный русский скульптор-анималист, действительный член Императорской Академии художеств. Помимо большого количества мелких пластических работ, выполнил декоративную скульптуру для Дома компании «Зингер», расположенного на Невском проспекте в Петербурге, и фигуру коня для памятника Богдану Хмельницкому в Киеве.

В 1902-1909 годах в доме Шпринга жил архитектор Оскар Рудольфович Мунц (1871-1942). Почти в то же время (1901-1906) здесь же снимал квартиру его однокашник по учёбе в мастерской Леонтия Николаевича Бенуа Владимир Александрович Покровский (1871-1931) — впоследствии действительный член Императорской Академии художеств. Первый до революции занимался, в основном, интерьерными работами и преподавательской деятельностью. Второй — церковной архитектурой (в частности, по его проекту построен Фёдоровский Государев собор в Царском Селе). В 1920-е они совместно проектировали комплекс зданий Волховской ГЭС. Мунц погиб от голода в блокадном Ленинграде, похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.

Там же нашёл свой последний приют другой жилец дома в Тучковом переулке. В квартире №25 с 1920-х годов жил Павел Александрович Шиллинговский (1881-1942) — выдающийся художник-график и живописец, профессор Академии художеств. Иллюстрировал книги издательства Academia, в том числе «Одиссею» Гомера (1935).

Знаменитая «Девушка в футболке» кисти Александра Самохвалова

В доме на протяжении многих лет располагалась мастерская Александра Николаевича Самохвалова (1894-1971) — знаменитого советского живописца и графика, заслуженного деятеля искусств РСФСР. Хрестоматийной для социалистического реализма стала его работа «Девушка в футболке», удостоенная в 1937 году на Международной выставке в Париже золотой медали. Ныне экспонируется в Русском музее.

Такой вот получился (далеко не полный) «поминальный список» дома Шпринга — новоявленного памятника истории и культуры регионального значения…

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы с сайтов КГИОП (акт историко-культурной экспертизы), www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно