Продаются кассы «с пузырями». Ж/д. Б/у

Kassa16

Дом на набережной канала Грибоедова, 24, где полвека располагались Центральные железнодорожные кассы Октябрьской железной дороги, вновь продаётся. За 1,5-1,8 миллиарда рублей. Превратятся ли бывшие меблированные комнаты с торговым пассажем в гостиницу?

Вид на здание бывших железнодорожных касс со стороны Казанского собора

О намерении нынешнего собственника этого объекта его продать несколько дней назад сообщили петербургские СМИ, специализирующиеся на бизнес-тематике, со ссылкой на «нескольких участников рынка». Речь идёт об АО «Блюхера, 6».

При этом ранее сообщалось, что здание бывших Центральных железнодорожных касс на торгах Российского аукционного дома в декабре 2020 года за 1,15 миллиарда рублей приобрело АО «СЗ «Отель Введенский». Заявлялось, что здесь будет гостиница на 200 с лишним номеров, ориентированная «на верхнюю часть нижнего ценового сегмента». То есть речь шла о четырёхзвёздочном отеле с инвестициями в проект около 600 миллионов рублей.

Всяческие «ширли-мырли» с перерегистрациями и передачей прав от одного ООО или АО к другому мы отслеживать не будем.

«Бенефициаром акционерного общества «Блюхера, 6», по данным из открытых источников, является Михаил Ковальчук, управляющий партнёр адвокатского бюро «Ковальчук и партнёры». Согласно финансовым документам общества, порядка 1,3 миллиарда рублей компания по нескольким договорам займа должна девелоперу Андрею Гомону», — сообщает «Деловой Петербург».

Гомон является учредителем 12 компаний общей стоимостью 4,5 миллиарда рублей с долями в 483 миллиона рублей (2022 год). Родился в 1977 году в Ленинграде, окончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «Экономист», в 2003-м — бизнес-школу INSEAD. С 1997-го занимал руководящие должности в ряде фирм сектора промышленной химии, работал в операционных подразделениях Metro Cash&Carry, с 2003-го — в ООО «Трансойл» Геннадия Тимченко директор по экономике и финансам, с 2006 по 2012 год возглавлял компанию.

Самым известным девелоперским проектом этого персонажа стал ЖК бизнес-класса «Атлант» на улице Мира. Участок с аварийными зданиями был приобретён в 2011 году, но ввести в эксплуатацию жилой комплекс смогли только через семь лет (сначала застройщик боролся с градозащитниками, которые пытались привлечь его к ответственности за снос старинного дома, затем — после критики на Градостроительном совете СПб — проект пришлось перерабатывать, а потом уже через суд продлевать разрешение на строительство). Но это совсем другая история, которая тут упомянута лишь как информация к размышлению.

Парадный вход в пассаж, превратившийся
в железнодорожные кассы, ещё недавно выглядел так

Здание на канале Грибоедова, 24 имеет общую площадь 9 278,4 квадратных метра на пяти этажах с подвалом (земельный участок — 3 475 м2). Начальная стоимость объекта, выставленного в 2020 году на торги Российским аукционным домом по заказу дочерней фирмы РЖД АО «Федеральная пассажирская компания», составляла 853 миллиона рублей. Причина продажи — ненадобность РЖД, поскольку «альтернативные способы продажи билетов привели к тому, что в залах центральных железнодорожных касс на канале Грибоедова стало безлюдно».

За прошедшие с момента продажи объекта почти три года событий, связанных с ним, случилось немного.

Во-первых, комитет Смольного по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры согласовал два года назад размещение в здании гостиницы.

«В рамках проекта в плоскости кровли лицевого корпуса со стороны двора будут устроены окна, на дворовых корпусах появится мансардный этаж (с повышением конька на один метр), в связи с чем частично изменится конфигурация и организация окон-люкарен. На первом этаже лицевого корпуса также будут воссозданы исторические оконные заполнения-витрины», — сообщала тогда пресс-служба КГИОП.

Во-вторых, почти год назад Госстройнадзор выдал разрешение на реконструкцию здания под гостиничный комплекс. Документ действует до 29 ноября 2027 года. В нём указывается, что после реконструкции пятиэтажное здание площадью 9,2 тысячи квадратных метров будет частично надстроено до шести и семи этажей, а его площадь увеличится до 14,85 тысячи м2 (предусмотрен и подземный этаж). О проекте известно, что его разработало ООО «Конструктив» (в его «портфеле» — многофункциональный комплекс «У Красного моста» на Мойке), чертежи и рисунки в открытом доступе отсутствуют.

В общем, обозреватели констатируют, что «собственник получил согласования на проект и добавил к цене 700 миллионов рублей». Есть и обременения, хотя здание не является объектом культурного наследия. В феврале нынешнего сформирован целый список условий для этого «гостиничного» инвестиционного проекта: благоустройство территории детского сада на набережной Обводного канала, 65, частичный ремонт школы на Харьковской улице, 13 и капитальный ремонт Павловской гимназии на улице Восстания, 8.

Интерьер кассового зала

Пока о желающих купить здание бывших железнодорожных касс на набережной канала Грибоедова, 24 ничего неизвестно. Но у этого строения — интересная история, полная «непоняток». Её и расскажем. 

В первой половине XVIII века обширный земельный участок, протянувшийся от Невского проспекта до нынешней улицы Ломоносова, принадлежал Алексею Яковлевичу Милютину (1673-1755) — купеческому сыну, с юности служившему придворным истопником. В этом качестве он обретался и в царствование императрицы Анны Иоанновны, когда и стал хозяином надела в самом центре теперешнего Санкт-Петербурга. Здесь располагалась его столичная позументная фабрика, где изготавливали ленты, тесьму, шнуры (с золотыми и серебряными нитями) для военных и гражданских мундиров, цивильных костюмов, мебели и интерьерных драпировок. Потомки царского истопника — военный министр Российской империи граф Дмитрий Алексеевич Милютин (1816-1912) и Николай Алексеевич Милютин (1818-1872) — один из главных разработчиков Крестьянской реформы 1861 года.

Впоследствии эта территория была поделена на отдельные земельные участки, на которых возводились и перестраивались различные здания. В начале 1880-х сквозной участок между Екатерининским каналом (№24) и Думской улицей (№7) приобрёл Владимир Александрович Ратьков-Рожнов, о котором мы расскажем чуть позже. По его заказу архитектор Михаил Петерсон перестроил в духе эклектики (историзма) существовавшее здесь прежде здание с лицевым фасадом со стороны канала и дворовыми флигелями для размещения меблированных комнат.

Вид на участок между каналом Грибоедова
и Думской улицей на снимке со спутника

Михаил Фёдорович Петерсон (1827-1889) происходил из небогатых дворян Тверской губернии (сын отставного генерал-майора). В 1847-м окончил архитектурное отделение петербургского Института гражданских инженеров. В 1850-1857 годах служил в Воронежской губернской строительной и дорожной комиссии, затем переехал в Санкт-Петербург. Работал помощником известного архитектора Александра Кракау (помимо прочего, автор проекта Балтийского вокзала в СПб). В 1863 году по чертежам Петерсона создан надгробный памятник из белого мрамора на могиле поэта Ивана Никитина в Воронеже. Один из учредителей Петербургского общества архитекторов (1870). В столице Российской империи по его проектам возведено несколько доходных домов и крупных хозяйственных построек (например, городские скотобойни, конюшни при лесной бирже купца Громова). Едва ли не самым известным домом, построенным по проекту Петерсона в Петербурге, является здание на углу набережной Пряжки (№22-24) и нынешней улицы Декабристов (№54), где квартировал и скончался поэт Александр Блок.

В 1887-м по проекту архитектора Павла Сюзора перестраивается в духе эклектики и здание на этом земельном участке со стороны Думской улицы. Далее тот же зодчий, много работавший по заказам Ратьковых-Рожновых, в 1893-1894 годах создаёт здесь на уровне первого этажа сквозной торговый пассаж с проходом от Думской к Екатерининскому каналу.

Вид здания на дореволюционной открытке

Имя Павла Сюзора уже не раз упоминалось в публикациях «Родины на Неве», посвящённых истории петербургских памятников зодчества (в частности, дома Брюллова на Кадетской линии Васильевского острова), поэтому ограничимся лишь краткой справкой.

Павел Юльевич Сюзор (1844-1919), выдающийся петербургский архитектор, по проектам которого в городе на Неве было возведено около 100 зданий, но самым известным из них, конечно же, является офис компании «Зингер» на Невском проспекте, где в советское время обосновался Дом книги. В числе других деятелей русской культуры (Александр Бенуа, Николай Лансере, Иван Фомин, Мстислав Добужинский, Владимир Щуко, Алексей Щусев и др.) Сюзор выступил инициатором создания Музея Старого Петербурга, который и разместился в его доме на Кадетской линии. В советское время его фонды были переданы Музею истории Ленинграда.

Теперь пора немножко рассказать о собственниках этой недвижимости — Ратьковых-Рожновых, которые владели в дореволюционном Петербурге несколькими десятками доходных домов (от 20 до 50 с учётом покупок и перепродаж). Некоторые из построенных по их заказам зданий хорошо известны и впечатляют жителей города на Неве и его гостей поныне.

Дворянский герб Ратьковых-Рожновых

Двойная фамилия образовалась в 1860-х. Дело в том, что выпускник Морского кадетского корпуса, офицер Костромского ополчения в 1812 году, отставной капитан-лейтенант Александр Сергеевич Ратьков (помещик Кинешемского уезда Костромской губернии) в 1825 году женился на Пелагее Алексеевне Рожновой, которая была последней представительницей дворянской семьи, состоявшей в родстве в том числе и с Пушкиными. Чтобы сохранить старинную фамилию, было подано прошение императору о её присоединении к мужниной для их потомков. Последовал положительный ответ. Вот так и появились Ратьковы-Рожновы с гербом, на котором значится девиз: «Правом и правдою».

Усадьбы Ратьковых и Рожновых находились в Буйском уезде Костромской губернии, но около 1840 года семейство окончательно переселилось в Санкт-Петербург. Это было связано, в том числе, и с учёбой детей. Старшие сыновья пошли по отцовскому пути и служили по Морскому ведомству (самый старший Николай дослужился до звания вице-адмирала, следующий Геннадий — до контр-адмирала, Алексей — до чина тайного советника, то есть гражданского генерала, и много лет был начальником архива Морского министерства). Но самым успешным на государственном поприще и на ниве предпринимательства стал их младший брат Владимир.

Успешный чиновник и предприниматель Владимир Ратьков-Рожнов

Владимир Александрович Ратьков-Рожнов (1834-1912) в 1857-м окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета со степенью кандидата прав и поступил на госслужбу в канцелярию Сената. На этом поприще он впоследствии стал товарищем (заместителем) председателя Санкт-Петербургского окружного суда, назначен членом Санкт-Петербургского судебной палаты, сенатором, присутствующим в судебном департаменте Правительствующего Сената, дослужился до чина действительного тайного советника (по Табели о рангах этот статский чин 2-го класса соответствовал полному генералу, адмиралу и высшим придворным чинам).

С 1876-го — гласный (депутат) петербургской Городской думы, с 1880-го — гласный губернского земского собрания, в 1893-1898-м — петербургский городской голова. Член советов и правлений Городского сиротского дома, Городского училищного совета, Российского общества Красного креста, председатель Городской больничной комиссии, Комиссии по определению сирот и городских стипендиатов в различные учебные заведения.

Но источником огромного богатства Ратькова-Рожнова были отнюдь не эти поприща. Дело в том, что ещё молодым человеком он попал «в орбиту» крупного лесопромышленного бизнеса купцов-миллионщиков Громовых. Сначала он консультировал их по юридическим вопросам, а впоследствии стал управляющим и деловым партнёром. По завещанию последнего в династии Громовых — Ильи Федуловича — Владимир Александрович Ратьков-Рожнов получил все доли в совместных предприятиях (лесопильных заводах и приисках), а также недвижимое имущество. К последнему относился и громовский особняк с угловой статуей трёх граций на Миллионной улице близ Мраморного дворца.

Среди построенных по заказу Ратькова-Рожнова доходных домов в Петербурге упомянем лишь несколько. Это здания с огромными арками на Кирочной, 32-34 и на улице Пестеля, 13-15, дом-утюг на набережной канала Грибоедова, 71, дома на Загородном проспекте, 39 (на углу с Гороховой) и на Садовой, 7 (на углу с Итальянской улицей). Хорошо видная из-за каменной ограды со стороны площади Александра Невского гранитная часовня возведена на месте последнего упокоения Владимира Александровича Ратькова-Рожнова (Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры).

Знаменитая крыша железнодорожных касс «с пузырями»

После 1917 года здание на набережной Екатерининского канала, 24 (с меблированными комнатами и пассажем) превратилось в скопище коммунальных квартир. В 1969-м Исполком Ленгорсовета предоставил в этом доме Управлению Октябрьской железной дороги под кассы предварительной продажи железнодорожных билетов помещение общей площадью 4308 квадратных метров. Перестройка галереи со сквозным проходом на Думскую улицу под эти цели была произведена в начале 1970-х. В результате получилось пространство по стилистике и планировке напоминающее перронный зал станции метро. Чтобы обеспечить естественное освещение, на потолке сделали энное количество круглых окон (а ля библиотека Алвара Аалто в Выборге), каждое из которых на крыше имеет стеклянную полусферу. Из-за этого вид с верхних этажей здания во двор рождает ассоциации с пузырями на кипящей в кастрюле воде.

Кому достанутся эти «пузыри», и что получится с реконструкцией старинного здания в очередную гостиницу — неизвестно. Посмотрим, как будут развиваться события.

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта www.citywalls.ru и справочных ресурсов Интернета

Вам будет интересно