Привет царям русским от этрусских

serviz23

Петергофский музей-заповедник экспонирует предметы из императорских сервизов, вернувшиеся «в родные Пенаты» благодаря меценатам. Один посудный комплект, прежде всего, имеет историческую ценность, а второй — один из самых интересных среди изделий русского фарфора.

Трудно поверить, что Фермерский дворец сначала был коровником

Собственный сервиз будущего реформатора

В Фермерском дворце представлена сервировка обеденного стола предметами из Собственного сервиза цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Этот посудный гарнитур был изготовлен по заказу Николая I на Императорском фарфоровом заводе специально для этой летней резиденции наследника престола.

Кстати

Фермерский дворец в парке Александрия расположен неподалёку от Коттеджа, ставшего летней резиденции семьи Николая I, и начинался (это выдаёт и его название) с постройки молочной фермы. Она состояла из коровника, где содержались приобретённые в Англии породистые «молокопроизводители», кухонь, кладовых и комнат персонала, который обслуживал «предприятие». Это было строение в сельском духе «с крышей, окрашенной под цвет соломы, и окружённое галереями на столбах в виде берёзовых стволов». Позднее к павильону добавили двухэтажный флигель для жилых комнат цесаревича Александра Николаевича. Впоследствии в результате многочисленных переделок, расширений, пристроек скромная ферма превратилась в фешенебельный загородный дом наследника престола и его семьи.

Сервиз был изготовлен на Императорском заводе в Санкт-Петербурге в 1840-1841 годах на 125 персон (первоначально 3300 предметов) и предназначался для парадных и повседневных обедов в Фермерском дворце. Предметы этого комплекса посуды из белого фарфора строгой формы украшены лишь золочёными обводками и вензелем цесаревича Александра с короной.

Собственный сервиз будущего императора в оформлении предельно прост

Впоследствии сервиз многократно пополнялся предметами взамен утраченных вплоть до начала XX века на Императорском фарфоровом заводе и на заводе братьев Корниловых. На изделиях, выпущенных после 1855 года, то есть после восшествия цесаревича Александра на престол, в монограмму была включена римская цифра II.

Видимо, в царствование Александра II сервиз использовался для приёмов уже не только в Фермерском дворце, поскольку состав комплекта увеличился до 12000 предметов. Большинство из них в 1924-1926 годах было передано специальной комиссии с последующей продажей за рубеж или передачей в различные советские учреждения. В Петергофе на начало Великой Отечественной войны оставалось лишь 206 предметов из этого сервиза, которые не были эвакуированы и в результате пропали.

Из огромного когда-то сервиза сейчас в Петергофе удалось накрыть стол лишь на пять персон

В 1970-2000 годах через государственные закупки удалось приобрести ряд предметов этого посудного комплекта, но сервировать для экспозиции обеденный стол всего лишь на шесть персон удалось только сейчас. В прошлом году петергофский музей-заповедник получил в дар от семьи Карисаловых 46 изделий из Собственного сервиза цесаревича Александра Николаевича для Фермерского дворца, что позволило, в том числе, впервые представить чайную и кофейную части этого набора.

Кстати

Демонстрацию фарфорового сервиза цесаревича Александра в Столовой Фермерского дворца дополняют хрустальные предметы из Банкетного набора, изготовленного на Императорском стеклянном заводе в 1841 году, и серебряные столовые приборы ювелирной фирмы «Никольс и Плинке» из приданого великой княжны Ольги Николаевны — сестры Александра II, королевы Вюртембергской.

Стилизация древности для русской императрицы

В Царицыном павильоне, который вновь открыт для посетителей после двухлетнего перерыва, экспонируются предметы из знаменитого Этрусского сервиза, созданного на Императорском фарфоровом заводе специально для этого дворцового сооружения, расположенного в Колонистском парке, в 1844 году. Кроме того, здесь же представлены тарелки, блюда и кувшин, выполненные в этрусском стиле в Санкт-Петербурге в 1830-х годах.

В Царицыном павильоне императрица Александра Фёдоровна устраивала завтраки для узкого круга

Кстати

Царицын павильон был построен в 1842-1844 годах по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера для супруги Николая I Александры Фёдоровны. Это стало возможным после преобразования Охотничьего болота в проточный пруд с двумя островами. Строение оформлено в модном тогда «помпейском стиле» и как бы воспроизводит облик древнеримского дома. Императрица любила отдыхать здесь от утомительных дворцовых церемоний. В духе античности выполнена вся обстановка и предметы интерьера этого маленького дворца. В том числе и специально созданный для него сервиз.

Этот комплект посуды, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в 1844-1847 годах, был предназначен для завтраков и полдников и включал в себя столовую часть на 48 персон и чайно-кофейную на 24 персоны. По описи 1885 года, в его составе насчитывалось 273 предмета — это тарелки, корзины, компотьеры, полоскательницы, «приборы для завтрака», солонки, молочники, бутылочные передачи и т.п.

Предметы сервиза декорированы в духе чернофигурной росписи по терракотовому фону, некоторые сюжеты восходят к альбому «Собрание этрусских, греческих и римских древностей…», которое было составлено сэром Уильямом Гамильтоном и издано ещё в 1766-1767 и в 1787-1800 годах, но большинство композиций, как утверждают специалисты, является вольной интерпретацией античного наследия русскими мастерами.

Этрусский сервиз был специально изготовлен для петергофского Царицына павильона

В 1920-х сервиз был передан в госфонд и распродан, в Царицыном павильоне осталось лишь 49 предметов, которые во время Великой Отечественной войны были эвакуированы, а затем вернулись в Петергоф. Год назад от семьи Карисаловых музей заповедник получил в дар около 40 фарфоровых изделий в этрусском стиле времён Николая I, в том числе и предметы из Этрусского сервиза, большинство из которых относятся к первоначальному комплекту.

Напомним, что в марте этого года Царскосельский дворцово-парковый музей-заповедник получил в дар от Карисаловых 75 предметов из двух императорских фарфоровых сервизовКорбиевского и Рафаэлевского.

Ранее Михаил Карисалов уже передал музеям Царского Села ряд произведений искусства и ещё некоторые помог приобрести на аукционах. В частности, это картина Григория Чернецова «Молитва Александра I у гробницы Александра Невского накануне отъезда в Таганрог», блюда фабрики Веджвуда, украшавшие когда-то Императорскую ферму, фарфоровая ваза из Китайской голубой гостиной Екатерининского дворца, комплект из трёх ваз в китайском стиле из Александровского дворца и др.

Для справки:

Михаил Карисалов (родился в Ленинграде в 1973 году) — генеральный директор и председатель правления ООО «Сибур» (управляющая компания ПАО «Сибур Холдинг»). Группа производит олефины и полиолефины (полипропилен, полиэтилен), а также пластики, эластомеры и промежуточные продукты (синтетические каучуки, пенополистирол), используемые в производстве потребительских товаров, автомобилей, строительстве, энергетике, а также в химической промышленности и других отраслях в 100 странах мира. В 2020 году выручка холдинга составила 7,2 миллиарда долларов США.

Игорь Теплов

Использованы фотографии с официального сайта Петергофского дворцово-паркового музея заповедника

Вам будет интересно