То, что мы наблюдаем сейчас в странах Балтии, в том числе в Латвии, – это даже не русофобская истерия, а истерическая русофобия. Я согласен с философом Александром Дугиным: на русофобию мы не должны отвечать зеркальной фобией. А для этого мы должны понимать, в чём причина распространения русофобии в той или иной стране, в той или иной национальности.
Народ земли
Не секрет, что русофобия была распространена ещё в советской Прибалтике. Прибалтов гложила обида на Советский Союз за то, что он лишил их независимой государственности. А поскольку союз нерушимый республик свободных навеки сплотила великая Русь, то прибалтийская обида на СССР воплощалась в виде русофобии.
А теперь давайте вспомним, о какой государственности печалились прибалты. Если Литва начала формировать свою государственность ещё в XI веке, то её соседи, Латвия и Эстония, – это государства с весьма непродолжительной историей.
Земли, где жили латыши и эстонцы, принадлежали немцам, датчанам, шведам, русским. Именно немцы, датчане, шведы и русские, а не предки латышей и эстонцев, на этой территории возводили крепости, основывали города, распространяли цивилизацию. А предки латышей и эстонцев были податным местным населением. Так, ещё в Х веке племена, которые жили на территории современной Эстонии, обложил данью великий князь Владимир Святославич. Его сын, Ярослав Владимирович, построил на этой земле опорный пункт для дальнейшей русской экспансии – крепость Юрьев. Немцы переименовали её в Дерпт, а сейчас это эстонский город Тарту. Кстати, в советские времена, в 60-70-е годы, местный университет был рассадником диссидентства.
В XIII веке земли современной Эстонии захватили немецкие рыцари из Ордена меченосцев. Они, а не местная чудь, соорудили город-крепость, который русские называли Колыванью, а скандинавы и немцы – Ревелем или Ревалом. Сейчас это столица Эстонии – Таллин. Кстати, по одной из версий, Таллин переводится с эстонского как «датский город». Поэтому всё, что сейчас предлагает таллинская туристическая индустрия в качестве достопримечательностей города времён Средневековья создано и построено не эстонцами, а завоевателями их земли.
Эстонцы– не цивилизованный народ, если слово «цивилизация» понимать буквально: латинское слово civilis на русский язык переводится как государственный, гражданский. Цивилизация возникает тогда, когда люди строят города и развивают письменность. Так мнил эдинбургский философ Адам Фергюсон, который одним из первых ввёл в научный оборот понятие «цивилизация». А если народ не строит города и своей письменности не имеет, то значит он не цивилизованный. Эстонцы города не строили, а первые тексты, написанные на эстонском языке, появились лишь в XVI веке.
До XVIII – XIX веков эстонцы называли себя maarahvas, что значит «народ земли», то есть – землепашцами. Впервые словосочетание «эстонский народ» предложил в конце 50-х годов XIX веке эстонский просветитель, деятель «эстонского пробуждения» Йоханн Вольдемар Яннсен. Кстати, «эстонское пробуждение» по времени совпадает с появлением «украинства». Все новейшие национализмы начали формироваться во второй половине XIX века.
Однако проклятый царизм не мешал развитию эстонской культуры. Так, знаменитые певческие праздники начали проводить в Эстонии с 1869 года. В июне 1869 года в Тарту собрался 51 коллектив, 845 участников. Когда Эстония находилась в составе Российской империи, прошло семь певческих праздников. Организацию праздника брали на себя различные эстонские танцевальные и хоровые общества. И русские сатрапы, царские жандармы их не преследовали, а наоборот всячески им помогали. Проходили певческие фестивали в Советской Эстонии.
Советские жандармы
О латышах можно сказать то же, что и об эстонцах. Это народ, который жил под властью немцев, шведов, а потом русских. Ригу основал немецкий епископ Альберт Буксгевден в самом начале XIII века. Земли нынешней Латвии в Средние века находились под властью немецких рыцарей – Ливонского ордена, с которым в XVI веке успешно воевал Иван Грозный.
По результатам Северной войны (1700 – 1721) территория современной Эстонии и часть современной Латвии с Ригой отошли к России в качестве Лифляндской губернии. На остальной территории современной Латвии возникли Курляндское и Семигальские герцогства, которыми опять-таки правили немцы. Столицей же Курляндии была Митава, ныне – Елгава. В 1795-м эти герцогства попросились в состав Российской империи. Их приняли. Так в составе России появилась Курляндская губерния, которая просуществовала до 1918 года.
Латышское национальное пробуждение совпало с бурным развитием промышленности в Курляндской и Лифляндской губерниях, когда в Риге заработали Русско-Балтийский вагонный завод, вагонный завод «Феникс», заводы резиновых изделий «Проводник», металлургические предприятия. Первые в России велосипеды и автомобили были построены именно в Риге, на Руссо-Балте. Промышленность вытягивала латышей из деревень, латыши получали образование, появлялась латышская интеллигенция, и как следствие – зародился латышский национализм, который изначально носил антинемецкий характер. Оно и понятно: немцы много столетий угнетали латышские плена.
Да и за что латыши и эстонцы могли обижаться на Россию? Крестьян Курляндской и Лифляндской губерний освободили от крепостной зависимости на сорок с лишнем лет раньше, чем крестьян остальной России, в 1817 и 1819 годах. В 1822-м в Митаве начала выходить газеты на латышском языке, которая так и называлась – «Латышская газета». В 1861-м заработала первая в Латвии железная дорога: от Риги до Динабурга, а через год открывался Рижский политехнический институт. Да, в конце XIX – начале ХХ века власти подавляли рабочие забастовки, так они по всей Империи их подавляли, в том числе в Петербурге.
В годы Первой мировой войны в составе Русской императорской армии были созданы латышские подразделения, в том числе знаменитые латышские стрелки. И они храбро сражались с немцами – своими бывшими угнетателями и притеснителями. В начале августа 1915 года Организационный комитет латышских стрелковых батальонов опубликовал воззвание «Собирайтесь под латышские знамёна!», в котором провозглашалась главная цель создания этих формирований: «Латышские полки будут служить освобождению и защите Латвии, чтобы она и впредь процветала как неотделимая часть могучей России».
И не будем забывать о роли латышских стрелков в Октябрьской революции Гражданской войне в России. Если бы не они, неизвестно, победили бы в итоге большевики. Латышские стрелки выполняли не только военные, но и полицейские, карательные функции, подавляя восстания против большевиков. «Нас обзывают советскими жандармами – пусть! Ничьим отдельным интересам мы не служим. Наши силы отданы на борьбу за Советскую власть, за идеалы Интернационала», – заявил 9 июня 1918 года на 1-м Всероссийском съезде военных комиссаров комиссар Латышской стрелковой дивизии Карл Петерсон.
В советской историографии отсчёт латвийской государственности идёт от даты признания Советской Россией независимости Советской республики Латвии – от 22 декабря 1918 года. В латвийской историографии 1918-120 годы называют временем войны на независимость, которая закончилась подписанием в Москве в 11 августа 1920 года мирного договора. Советская Россия признала «безоговорочно независимость, самостоятельность и суверенность Латвийского Государства» и отказалась «добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав кои принадлежали России в отношении к латвийскому народу и земле». Кроме того, РСФСР выплатила Латвии четыре миллиона рублей (3 096,9 кг) золотом из золотого запаса Российской империи. За что?
В Латвию вернулись не менее 11,4 тысячи бывших красных латышских стрелков. Среди них были и те, кто занимал командные посты в Красной армии. Так, домой перебрались бывший начальник Латышской стрелковой дивизии и бывший помощник командующего Армией Советской Латвии Петерис Авенс (в Латвии он стал заместителем командира 1-го Талсинского полка айзсаргов – полувоенного формирования), бывший командир 5-го особого Латышского стрелкового полка, кавалер ордена Красного знамени Янис Грегорс (в годы Великой Отечественной войны он служил нацистам, но изменил и им, за что 20 ноября 1944 года его расстреляли латышские эсэсовцы), бывший генерал Русской императорской армии и бывший начальник военно-топографического управления Главного штаба Красной Армии Андрейс Аузанс (в Латвии он стал членом Военного совета и начальником Военно-топографического отдела местной армии) и другие.
Что касается Эстонии, то она обрела независимость в феврале 1920 года.
Амбиции и комплексы
Таким образом, история Латвийской и Эстонской государственности насчитывает немногим более сотни лет. Это с формальной точки зрения. Ибо из этой сотни лет следует вычесть те 50 лет, что Латвия и Эстония находились в составе СССР. И что они имеют? Что значит для истории 50 лет государственности? Ничего. Латышские и эстонские народы до середины XIX века жили в деревнях. Их интеллигенция начала формироваться гораздо позднее, чем в других странах Европы, да ещё и при поддержке имперской России, а политический класс ещё позже. Отсюда – комплекс государственной неполноценности.
А балтийские амбиции весьма велики. Ещё в советские годы прибалты преподносили себя европейцами, цивилизованными людьми, которые не по своей воле попали в компанию азиатского хамья. Но чтобы понять, чего стоит их европейскость и цивилизованность, достаточно бросить беглый взгляд на их историю. Это – история немецких холопов, а из холопского состояния их вывели именно русские: первыми в России освободили их от крепостной зависимости, наладили выпуск газет на их языках, способствовали развитию национальной культуры, открыли университеты и институты, создали промышленность. Что касается языковой политики, то она в отношении «инородцев», в том числе прибалтов, была в Империи очень гибкой. Так, в латышских стрелковых дивизиях разрешались команды на латышском языке.
Всё это – факты, которые никак не хотят признать эстонские и латышские политики. Да и не только политики, но и обыватели тоже.
Да, СССР лишил государственной независимости Латвию и Эстонию в 1940-м. Но, если бы это не сделал Советский Союз, это сделали бы немцы. В конце концов СССР забрал то, что принадлежало Российской империи. И благодаря тому, что Советский Союз отодвинул западные границы от Москвы и Ленинграда, главные города страны удалось отстоять в 1941-м. От советской репрессивной системы латыши и эстонцы пострадали не больше, чем другие народы Советского Союза. И это даже странно, учитывая то, сколько эстонцев и латышей воевало на стороне нацистской Германии. А если вспомнить ту роль, что сыграли латышские стрелки в становлении Советской власти, то ещё не известно, кто кому должен предъявлять претензии за коммунистические репрессии: латыши русским или наоборот.
Балтийские протектораты
Ныне страны Балтии тоже нельзя называть независимыми. Это – балтийские протектораты США. Велико в них и влияние Британии. Недаром министр иностранных дел Британии Лис Трасс каталась на танке именно в Эстонии, рядом с российской границей.
Во главе Эстонии и Латвии стоят не идиоты. Это хорошо образованные люди. Многие из них учились в престижных западных, американских и британских, университетах. Им известна история их стран, и они знают, чего стоят притязания балтийского обывателя на «цивилизованность», «европейскость». Для настоящей Европы их страны – захолустье, провинция. Как и в XVIII веке. И это их, конечно же, гложет.
Однако истерическая иррациональная злость на Россию характерна для политиков Балтии 90-х – начала 2000-х годов. Сейчас странами Балтии правит другая генерация политиков. За 30 лет США подготовили для протекторатов управленцев, которые в гораздо меньшей степени подвержены эмоциям, чем их постсоветские предшественники с диссидентской деформацией сознания.
«Кузниц кадров» новой эстонской элиты стал Тартуский университет, который находится под плотной западной опекой. Так, его закончили Керсти Кальюлайд, президент Эстонии с октября 2016 года по октябрь 2021-го, которая в 2018-м ездила в Донбасс, чтобы познакомиться в тем, как проводится АТО, и нынешняя премьер-министр Эстонии Кая Каллас. Нынешний президент Эстонии Алар Карис в 90-е годы, будучи генетиком, повышал квалификацию в ряде университетов Западной Европы.
Что касается Латвии, то во главе этой страны стоит интернациональная команда: премьер-министр Артурс Кришьянис Кариньш – латыш, а президент Эгилс Левитс – еврей. Исполнять решение сейма Латвии о сносе памятника воинам-освободителям будет министр внутренних дел Мария Голубева, уроженка Риги, филолог, которая училась в Латвийском и Центрально-Европейском университете в Будапеште, а степень доктора получила в Кембриджском университете. Судя по фамилии, она русская, по-русски она говорит чисто, без акцента. Голубева – её девичья фамилия, и в принципе мужней фамилии она иметь не может, так как она – открытая лесбиянка: скоро 30 лет, как она живёт в союзе с Дианой Иелея, консультантом в сфере образования.
И вот эта русская женщина, Мария Голубева, которая первые 18 лет своей жизни прожила в СССР, не просто будет исполнять решение сейма о сносе памятника воинам-освободителей – она ещё и публично поддержала идею его демонтажа. По её мнению, «этот памятник вносит раздор, поэтому от памятников оккупации надо избавляться, хотя, может быть, это будет эмоционально сложным моментом для русскоязычного населения».
Что ею движет? Русская ли она?
«В раннем возрасте я представляла свою жизнь, как и большинство людей – с любимым человеком. Но у меня была необычная мечта: я представляла, что живу где-то в Западной Европе, потому что Советский Союз не казался мне интересным местом. Мечтала выйти замуж в аристократической семье, живущей в замке (так в тексте – прим. Д.Ж.). Может быть, поэтому после 12 совместных лет вместе с Дианой мы купили недвижимость во Франции, в очень красивом месте. И действительно в замке», – откровенничает министр внутренних дел Латвии. Кстати, она, будучи поклонницей сериала «Игры престолов», посещала Россию, чтобы… участвовать в ролевых играх.
Премьер-министр Кариньш хоть и латыш, но из числа эмигрантов. Впервые на родине предков он побывал в 1984-м. Вырос он в США, тоже филолог, учился в Пенсильванском университете, где изучал фонетику латышского языка.
Что касается Левитса, то он тоже бывший эмигрант. В 72-м семья Левитов уехала из СССР по израильской визе, но осела в ФРГ. В Западной Германии молодой Левит подвязался на ниве советологии, стал учеником профессора Бориса Мейснера, который, будучи остзейским немцем, был одним из разработчиков концепции советской оккупации стран Балтии. А мы помним, что изначально латышский национализм носил антинемецкий характер. Непосредственно угнетали латышей именно остзейские немцы. И вот бывшие угнетали перепрошили латышский национализм: направили его в антирусское русло.
В 1992-м Левит вернулся в Латвию, превратился в Левитса и занялся политической деятельностью. Кстати, отец Левитса, Иона Моисеевич Левит, будучи человеком левых убеждений, не имел ничего против «советской оккупации» Латвии, он активно сотрудничал с советской властью.
Испытывает ли Левитс сейчас какие-нибудь эмоции по поводу сноса памятников тем, кто прекратил в Латвии уничтожение евреев? Ведь его дедушка и бабушка погибли в ходе Рижского еврейского погрома, учинённого латышскими коллаборационистами 4 июля 1941 года. Тогда погибло шесть-семь тысяч евреев. Эти погромы, кстати, полностью оправдал Людвиг Сея, известный политический деятель независимой Латвии, дипломат. «Но не видно, чтобы латыши жалели жидов: только редкая латышская семья не понесла тяжёлых потерь при большевиках, и хотя бы часть вины за это ложится на жидов», – записал он в дневнике. А что чувствует Левитс, когда в Риге 14 марта проходят марши памяти ветеранов латышского легиона СС?
Да ничего он не чувствует. Как ничего не чувствует и русская Елена Голубева. Это люди вне национальностей. Да, они теребят национальные комплексы латышей, нагнетают русофобию до истерии. Но делают это, чтобы выполнить задания кураторов из «вашингтонского обкома». Они – типичная туземная администрация.
Сейчас перед этими управленцами поставлена задача максимально разозлить Россию, спровоцировать её на жёсткий ответ. Ведь речь идёт не только о сносе памятника воинам-освободителям, но и об аресте русского парня Александра, который перед этим памятником развернул русский флаг – его теперь обвиняют по статье 74.1 Уголовного закона Латвии, которая наказывает за «геноцид, преступления против человечности, мира и оправдание военных действий». Дело доходит до того, что людям выписывают крупные штрафы за то, что на их одежде написано Russia.
Всё, что сейчас происходит в Латвии и в Прибалтике в целом, воспринимается как абсурд. Как оруэлловщина. Но это продуманная стратегия. Россию втягивают в новый конфликт. Если он разгорится, кто победит, неизвестно. Но Латвия и латыши проиграют точно. Правда, какое до этого дело тем, кто может уехать во французский замок, вернуться в США или вновь осесть в Германии.
Дмитрий Жвания
Читайте также: