Перейти к содержимому
Главная страница Превращение Цоя в петербургский бренд

Превращение Цоя в петербургский бренд

Виктору Цою сегодня исполнилось бы 60 лет. Лидер группы «Кино» погиб совсем молодым, но по убеждению многих, успел стать легендой. У одного из самых известных советских рок-музыкантов по сей день сохраняется огромная армия фанатов и подражателей. Интересно, что в последние годы имя Цоя трансформируется в своеобразный петербургский бренд, в популяризацию которого вливаются бюджетные средства. «Пусть поддерживается память, но не надо ажиотажа, а главное, политизации», — предостерегают искренние поклонники творчества исполнителя. 

Лидер группы «Кино» погиб совсем молодым, но по убеждению многих, успел стать легендой

Виктор Цой — советский исполнитель, основатель и лидер группы «Кино» — родился в Ленинграде в 1982 году. Среди самых его известных песен — «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», «Кукушка», «Хочу перемен!» и многие другие, нашедшие самый горячий отклик у аудитории. Музыкант погиб в 1990-м году в автокатастрофе. Его похоронили на Богословском кладбище, куда почтить память кумира год за годом приходят поклонники творчества Виктора Цоя, главной чертой которого была искренность. Кумиры называют Цоя живой легендой, но показательно и то, что на уровне руководства города к музыканту относятся с пиететом.

На крупнейшей площадке в Ледовом дворце 21 июня проходит концерт к 60-летию со дня рождения Виктора Цоя, музейные пространства организуют выставки, на пляже Петропавловской крепости параллельно с концертом петербургских музыкантов устраивают выставку песчаных скульптур «Цой жив!», а у знаковых мест, связанных с именем исполнителя, формируют световые проекции. На брандмауэре здания 14 по Кондратьевскому проспекту и на фасаде дома 26-28, литера А по Каменноостровскому проспекту воспроизводятся портреты Цоя с концертных выступлений. Места выбраны неслучайно — они тесно связаны с жизнью и творчеством музыканта.

«Согласно архивным данным “Горэлектротранса”, в самом начале своей творческой карьеры Виктор Цой ездил на троллейбусе “тройке” в студию звукозаписи Андрея Тропилло, расположенной на Панфиловой улице в Доме юного техника. Именно здесь группа “Кино” записала свой первый альбом. Маршрут троллейбуса № 3 проходил в том числе по Кондратьевскому проспекту. В один из периодов жизни Виктор Цой проживал на проспекте Маршала Блюхера. В 80-е годы он устроился кочегаром в котельную на улице Блохина, которую позже прозвали “Камчаткой”. Сейчас на Петроградской стороне расположен мемориальный клуб-музей Виктора Цоя», — рассказали в пресс-службе СПБ ГБУ «Ленсвет».

У знаковых мест, связанных с именем Виктора Цоя, формируют световые проекции

Прекрасно, что искреннее творчество выдающегося ленинградца уважают и помнят, но есть нюансы, поделились мнением с «Родиной на Неве» постоянные собеседники издания. «Если память во благо, без фанатизма, то всё хорошо. Но иногда история переходит в какой-то культ, а это лишнее, — говорит член Всемирного клуба петербуржцев, действительный член Русского Географического общества Владимир Дервенёв. — Сам Виктор Цой был человеком более чем скромным и чурался подобного. Я думаю, что излишний ажиотаж он бы явно не одобрил, он был выше этого. Было бы всё чуть-чуть потише — было бы лучше.

Но человеком Виктор Цой был действительно достойным, жил честно, не кривил душой, и песни  писал искренне. Некоторые песни, конечно, сейчас по-другому осмысливаются, а в те времена это были зовущие порывы. Мне кажется, если бы Цой был жив, он бы переосмыслил несколько своих текстов. Его песня “Мы ждём перемен”, конечно, сейчас воспринимается по-другому. Не таких перемен мы хотели, не такого результата. Я думаю, и сам Виктор не хотел бы такого результата, который получился в результате “перемен”.

По поводу того, что Цой превратился в петербургский бренд — исполнитель жил в Петербурге, прославил Ленинградский рок-клуб, его песни на слуху до сих пор. Он прославил своими стихами город так же, как Москву своими песнями прославил Владимир Семёнович Высоцкий. И память будет жива ещё долго: песни у него правильные, без оттенка фальши, а искренность цениться будет только сильнее.

На ум сегодня приходят строки из его песни “Если есть сегодня пачка сигарет, значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день”. Это же явно не про сигареты песня, в ней заложен глубоко философский смысл, что надо довольствоваться малым и радоваться тому, что есть в жизни. Ведь мы тут временно, и свои дни надо провести так, чтобы не кривилась душа, чтобы всё было по-честному, и можно было без сожалений ответить за всё, что сделано. Цой так и жил, как достойный человек. Не поддавался попыткам сместить себя с пути. Он погиб очень рано, мог бы ещё многое написать. Сейчас бы, думаю, он уже много переосмыслил, и появились бы совершенно другие тексты. Его действительно не хватает. Помнить о нём будут долго».

Историк и публицист Дмитрий Жвания поделился своими воспоминаниями о Викторе Цое: «По моим наблюдениям, он был скромным парнем. Помню, когда на его акустическом концерте, который проходил во всё том же ЛДМ, фанаты, возбуждённые песней про алюминиевые огурцы на брезентовом поле, окружили его на сцене и начали подпевать, а точнее, орать про эти самые огурцы, он прекратил выступление. “Я не буду петь в такой остановке”, – сказал он и ушёл со сцены. И больше не вышел, сколько его не звали, не выкрикивали. Другой бы рок-музыкант упивался “идолопоклонничеством” толпы». Помимо воспоминаний в публикации Дмитрия Жвании «Виктор Цой в стихии войны» есть интересный анализ творчества Цоя, некоторые песни которого стали особенно востребованы с началом спецоперации на Украине.

Политолог и публицист Юрий Светов, в свою очередь, предостерегает от политизации фигуры исполнителя, как это, с его точки зрения, в Петербурге произошло с образами Хармса и Довлатова:

«Цой — всё-таки человек другого поколения, нежели я. Но я работал в Академии наук, и у нас все молодые сотрудники были увлечены Цоем. И они при каждом удобном случае упоминали песню про перемены. И песня “Перемен!” запомнилась мне через них, через то время, в которое она звучала. Я не скажу, что я любитель его песен, но Виктор Цой, безусловно, был талантливым человеком, и этим многим запомнился. Остроты восприятия добавила его трагическая гибель.

Прошло время, люди, которые любили и ценили Цоя, выросли, занимают разного рода влиятельные позиции в нашем обществе, и они хотят, чтобы память об исполнителе была сохранена. В то же время опросы показывают, что 60 процентов петербуржцев не могут назвать ни одной песни Цоя. Это определённый поколенческий разрыв. Да, сейчас есть поколение, для которых музыкант значим и велик. например, режиссёр Алексей Учитель при всей скандальности сделал фильм, который все смотрели, и по поводу него спорили. Для Учителя — это важная часть жизни. Но есть и другие люди, для которых Цой мало что значит.

Виктор Цой — один из тех, кто жил в нашем городе, пел, творил. При этом для многих он был важен. Пусть сохраняется память о нём. Но, на мой взгляд, если сравнивать Цоя и Высоцкого, то последний со временем продолжает быть востребованным. Всё новое поколение людей вырастает, которое вдруг находит для себя отклики в песнях Высоцкого. я это связываю с тем, что Высоцкий потрясающе чувствовал русский язык, из каждого слова извлекал дополнительные смыслы, заставляя удивляться — а отчего я этого замечал.

У Цоя, с моей точки зрения, этого не было, но многие его любили, и если люди хотят хранить о нём память, это надо делать. Пусть будет память, главное, чтобы не было истерии, политизации, которые сформировались вокруг фигур Хармса и Довлатова».

Опросы, на которые ссылается Юрий Светов, проводил ко дню рождения Виктора Цоя аналитический центр НАФИ. Согласно результатам исследования, почти половина опрошенных моложе 24 лет не смогли назвать ни одной песни музыканта, а поклонниками его творчества оказались всего 10 процентов молодых людей. С другой стороны, в целом россияне так или иначе почти поголовно знакомы с творчеством Цоя, просто поклонников надо искать не среди самого молодого поколения, а среди россиян в возрасте от 35 до 54 лет.

В топ-5 песен группы «Кино», по мнению россиян, входят такие хиты, как «Группа крови» (60%), «Звезда по имени Солнце» (35%), «Кукушка» (29%), «Пачка сигарет» (24%) и «Перемен требуют наши сердца» (20%). Среди других известных композиций: «Восьмиклассница» (16%), «Алюминиевые огурцы» (9%), «Когда твоя девушка больна» (6%) и «Спокойная ночь» (5%).

В соцсетях сейчас активно обсуждают результаты опроса, участие в котором приняли две тысячи респондентов, и не все готовы согласиться с результатами. Так, например, мать ученика средней школы эмоционально пишет: «Моему сыну 11, он поёт Цоя и ждёт, когда мы ему купим гитару, и он в музыкальной школе второй инструмент осилит. Чтобы не только петь Цоя, но и играть Цоя. Сама я никогда не любила эту музыку, но знала и уважала. По этому считаю, что Цой жив».

Подросток 15-ти лет, в свою очередь, утверждает, что и ему близко творчество автора «Звезды по имени солнце»: «Ну фигню же несут! У нас все “замкнутые” школьницы слушают Цоя! Все знают его! Мне 15 лет, и абсолютно всё мое окружение знает песни Цоя, хоть среди нас и нет ярых фанов рока». Кто-то в ответ миролюбиво отмечает вероятность, что не все знают имя исполнителя, но сами песни на слуху, и воспринимаются хорошо, в том числе, среди молодёжи: «Мой ребёнок знает Цоя и даже под гитару поёт. Может быть, остальные молодые люди песни знают, но не в курсе, что это Цой?».

Но, конечно, находятся и те, кто с удовольствием дразнит поклонников высказываниями о том, что время песен Цоя прошло: «Мне 33 года, и я не люблю старьё. Современные исполнители более мелодичные и динамичные. А от старых песен только в тоску вгоняет. В тяжёлые 80-е и 90-е, может, это было актуалочкой, но сейчас живи и радуйся жизни, слушай кейпоп и лови кринжа с Моргенштерна (признан в РФ иностаранным агентом — прим. ред.».  «Лучше Цоя слушать, чем этих цветных олигофренов», — парируют собеседники. А истина, как и всегда, где-то рядом, и возможно, формулируется просто — о вкусах не спорят.

Юлия Медведева

Поделиться ссылкой: