Средствам массовой информации хотят запретить упоминать национальность преступников. Соответствующую инициативу внёс в понедельник парламент Чечни. Примечательно, что всё произошло после громкого инцидента с участием «лиц неславянской внешности», напавших в Москве на мужчину с ребёнком. Несмотря на то, что тезис «у преступления нет национальности» разделяют далеко не все, не исключено, что закон могут принять. В конце концов, СМИ уже запрещено называть способы суицида, а также рекомендовано быть аккуратнее в публикациях о чрезвычайных происшествиях.
Согласно документу, средствам массовой информации хотят запретить упоминание национальности, вероисповедания и принадлежности к народам России лиц, причастных к совершению преступления. «Распространение подобных сведений расценивается как оскорбление национальных и религиозных чувств честных, добропорядочных граждан, истинно верующих людей, не имеющих никакого отношения к преступной деятельности», — говорится в пояснительной записке к документу. Уточним, речь идёт о запрете упоминаний не только в публикациях, но и в интернете.
Авторы документа считают, что такие упоминания могут стать причиной «социального взрыва», привести к межнациональной и межконфессиональной розни. Помимо этого озвучена мысль о том, что в СМИ и соцсетях специально вбрасывают провокационные материалы, которые «формируют негативную установку в отношении определённой этнической, конфессиональной группы или отдельных членов этой группы, подстрекают к ограничению их прав или насильственным действиям против них». Предлагается внести поправки в закон о СМИ и искоренить практику упоминания национальности преступников.
Ещё до внесения документа идею горячо отстаивал лидер Чечни Рамзан Кадыров. Его возмутила подача в СМИ ряда инцидентов с участием выходцев с Закавказья. В частности, речь идёт о случае в Новой Москве, где отец, гулявший с ребёнком, подвергся избиению. Дело было квалифицировано как покушении на убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, а СМИ подробно описали детали происшествия. По мнению Кадырова, когда речь идёт о преступниках другой национальности, СМИ никогда не заостряют на этом внимание.
Этот тезис он позднее повторил в своём телеграмм-канале и даже развил его. В ответ на критику идеи с запретом упоминания национальности преступника в СМИ со стороны общественности, он предложил в таком случае указывать национальность всех нарушителей без исключения.
«Хватит рекламировать свой информационный продукт на кавказцах! Серьёзные на первый взгляд СМИ скатываются до уровня бульварной жёлтой прессы, идя на поводу у недальновидной аудитории. Такой грязный приём может привести к непоправимым последствиям. Мы только что отметили День народного единства, который призван лишить наше общество подобной болезни. Но СМИ ведут себя так, будто есть только две категории граждан: кавказец и человек без национальности, — возмущался Рамзан Кадыров. —
Почему не называют уроженцев других регионов? Тысячи других происшествий без участия кавказцев наглухо замалчиваются или в них не указывается этническая или региональная принадлежность. Убийства в школе, крупные коррупционные схемы, государственная измена и другие громкие преступления — давайте и тут называть национальность или хотя бы «лицо славянской национальности», «уроженец Москвы». Приятно? Зато это будет справедливо и честно по отношению ко всем народам».
В последующих публикациях он прямо указал — хотите свободу слова, называйте национальность всех без исключений: «Заодно узнаем, кто больше всех преступает закон».
Надо ли обязать СМИ указывать национальность преступников в обязательном порядке — вопрос для новой дискуссии. Что же касается внесённой в Госдуму инициативы с запретом на упоминание национальности, то многие эксперты её раскритиковали. В частности, политолог Георгий Фёдоров не понимает, почему бы обществу не знать, какой национальности преступник, каким вероисповеданием он пытается прикрываться. Законопроект он называет неразумным. А депутат Госдумы Михаил Делягин вообще счёл его вредным: такой закон создаст проблемы для правоохранительных органов и для профилактики преступлений, в том числе с помощью СМИ, потому что силовики обязаны учитывать стереотипы поведения преступника, исходя в том числе из его культуры и национальности. Ещё одна сторона потенциального запрета — цензурные этнонимы будут заменяться нецензурными или как минимум грубыми.
Против законопроекта уже высказался и депутат Госдумы Алексей Журавлёв: «Я категорически против этой инициативы, в том числе и на фоне того, что наше правительство выступает за все большее привлечение мигрантов. Мы видим, что уровень этнической преступности растет. <…> Почему мы не должны знать полной информации о том, кто совершает преступление и из-за чего у нас растет преступность?».
Политолог и публицист Юрий Светов в общении с «Родиной на Неве» вообще назвал законодательную инициативу «дурью», а если пойти по пути реализации такого рода идей, то, по мнению эксперта, можно дойти до абсурда. Он также напомнил, что уже было время в двухтысячных, когда журналистов учили отказываться от «языка ненависти» и фильтровать информацию. Тогда эта тема постепенно заглохла, а теперь снова возрождается.
«Если не надо упоминать национальность, то тогда и фамилии нельзя писать. Нельзя же всех считать идиотами. Мы живём в многонациональной стране, и даже по фамилии можем относительно точно определить, какой человек национальности», — говорит Светов. По его словам, проблема вообще не в национальности, а в «циничном пренебрежении законами, правилами поведения, в чём оказываются замешаны люди, которые приехали с Кавказа, из среднеазиатских республик и так далее».
«Это не злой умысел журналистов писать об этом. Это факты. И, может быть, стоит задуматься возмущённому подобными напоминаниями Кадырову о том, как ведут себя в Москве, Петербурге, других городах люди с происхождением из Чечни. Мне никогда не приходилось слышать о том, чтобы в Грозном человек с русской фамилией, например, устроил бешеные гонки на машине и нарушал правила движения по 150 раз», — говорит Светов.
«Эта инициатива — чистой воды дурь. Мы живём в многонациональной стране, и в этой многонациональной стране люди разных национальностей проявляют как героизм, так и преступную склонность. Может быть, не будем писать, что в Великой Отечественной войне героями Советского Союза стало столько-то русских, башкир, татар и так далее? Каждый народ гордится, что у них были герои, кавалеры Ордена славы — и правильно гордятся. Но тогда давайте и стыдиться того, когда люди совершают правонарушение или преступление», — продолжает собеседник издания.
Тему же с замалчиваем можно довести до абсурда, а новости полностью лишить содержания: сначала нельзя будет упоминать национальность, потом пол, потом возраст и так далее. Кстати, ту же мысль высказал политик и общественный деятель Константин Малофеев, он сгенерировал «новость будущего»: «Неизвестный индивид неопределённого пола, возраста и национального происхождения в неизвестном состоянии совершил действия неизвестного характера в адрес лица неопределённого пола, возраста и национальности».
Кто же запускает такие инициативы, и какие у них перспективы? Во многих случаях, говорит Светов, это те депутаты, которые очень падки на демагогию: «Им кажется, что если об этом говорят в блогах, пишут в соцсетях, то это самая животрепещущая проблема. Что если они внесут законопроект на волне этого хайпа, то они тем самым увеличат свою популярность у избирателей. Мы видели множество таких законопроектов — на злобу дня». При всей специфичности документа Светов не берётся прогнозировать, что этот или подобный документ не будет реализован: «Я не могу предсказать судьбу законопроекта, потому что были инициативы, которые мне казались ужасной глупостью, но их приняли».
В заключение политолог высказал мысль, что запрет на упоминание национальности не даст результата, люди всё равно не будут молчать: «Те, кто вносят подобные законопроекты, убеждены, что люди черпают информацию только из газет, тираж которых, к слову, постоянно падает, из телевидения и радио. А в интернете–то кому рот можно заткнуть? Если этого парня с ребёнком избили три азербайджанца, он в соцсетях не напишет что ли об этом? Или те, кто видели это происшествие? И даже если не напишут про национальность, то опишут внешность — по внешности-то мы пока различаемся».
Председатель профсоюза «Трудовая Евразия» Дмитрий Жвания считает, что говорить о национальности преступника надо. Своим мнением он поделился с изданием:
«Законодательная инициатива депутатов от Чечни лишний раз доказывает, что помимо проблем с внешней миграцией в России всё далеко неблагополучно с миграцией внутренней. Стычки и конфликты выходцев из республик Северного Кавказа с жителями больших российских городов происходят всё чаще. И их зачинщиками, как правило, выступают приезжие кавказцы. Дело доходит до поножовщины.
Так, 10 июля 2010 года в Москве у станции метро “Чистые пруды” молодые чеченцы убили 23-летнего ассистента режиссёра телеканала “Россия 2” Юрия Волкова. Когда либеральная пресса узнала, что Юра был активным болельщиком московского “Спартака”, она вбросила версию о самообороне кавказцев, на которых напали скинхеды. Вторили ей и профессиональные “правозащитники”, например, одна из основательниц информационно-аналитического центра “Сова” (организация, признанная в России иностранным агентом — прим. ред.) Галина Кожевникова, ныне покойная. Это было за гранью приличий. Волков не был ультраправым, а тем более скинхедом. Драка была, что называется, бытовой. Кто-то из чеченцев толкнул плечом парня из компании Волкова, тот сделал замечание, завязалась потасовка, кто-то из чеченцев достал нож и всадил его в сердце Юре. Кстати, кто это сделал — неясно. Участники конфликта с русской стороны утверждали, что всю вину взял на себя не тот чеченец, который нанёс смертельный удар. В итоге наказаны были всего двое. Один из убийц Волкова отсидел всего три года — вышел по УДО.
Не прошло и полгода после убийства Волкова, как 6 декабря 2010 года уроженец Кабарды Аслан Черкесов убил в Москве другого болельщика “Спартака” — Егора Свиридова. После этого произошли беспорядки на Манежной площади. Многие ещё не забыли и события в карельской Кондопоге. А чего стоит последняя резонансная драка в московском метро, когда трое приезжих из Дагестана избили русского парня, пришедшего на помощь девушке, оскорбляемой горцами?
Почему выходцы с Северного Кавказа ведут себя так вызывающе в российских городах? Видимо, когда молодые кавказцы приезжают в большие российские города из своего ареала обитания, где они находятся под давящим контролем старших, их пьянит воздух свободы. Это — с одной стороны. С другой — они знают, что они не одни, за ними диаспора с разветвлёнными связями, что позволяет ей вытаскивать из затруднительных ситуаций её представителей. Вкупе это и порождает ощущение вседозволенности. Есть и другие причины этого явления».
«Я считаю, что говорить о национальности преступника надо. В конце концов всё это кавказское хулиганьё позорит тех кавказцев, которые защищают честь и интересы России, воюя, например, с террористами в той же Сирии. А я ещё помню смельчаков из того, настоящего чеченского ОМОНа, которые не побоялись выступить против Джохара Дудаева. Нужно больше рассказывать о них — о героях-кавказцах. Чтобы все эти “короли мира”, которые чуть что — хватаются за нож, понимали, что они, хулиганя в России, позорят не только себя и свои семьи, но и их — героев-кавказцев, — продолжает Дмитрий Жвания. —
А вообще тезис “преступление не имеет национальности” красивый, но ложный. В преступном мире произошло “разделение труда” и по национальностям тоже. Почему среди воров-карманников много выходцев из Западной Грузии? Почему Грузия породила так много “воров в законе”? Почему торговлей наркотиками занимаются представители одного древнего кочевого народа? Почему представители этого же народа занимаются уличным мошенничеством? Вопросов много. И чем честнее мы на них ответим, тем быстрее мы научимся бороться с преступностью. А если мы научимся бороться с преступностью и хулиганством, то и причин для межнациональной розни будет существенно меньше».
Юлия Медведева